Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": В России можно только верить? "Известия" и ВЦИОМ выяснили, каким богам мы молимся


В конце 2006 года, спустя всего 15 лет после краха атеистического Советского Союза, в Бога верят 84% россиян. Православными себя называют 63% наших сограждан, мусульманами - 6%, католиками и буддистами - по 1%, последователей других традиционных конфессий и того меньше, а 16% населения страны записались в стойкие атеисты. Эти цифры, которые появятся сегодня на лентах информационных агентств, - результат совместного проекта "Известий" и Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Однако для нас были важнее не количественные показатели, тем более что люди далеко не всегда говорят социологам всю правду, а попытка разобраться, какую роль вера Бога играет сегодня в жизни нашего общества.

Происходит ли на самом деле возвращение России к храму и куда оно может нас привести? Верующих действительно становится больше - Несомненно, что религиозное возрождение в нашем обществе идет, - уверяет руководитель отдела социологических исследований Института общественного проектирования (ИНОП) Михаил Тарусин. - В начале 1990-х годов, когда я разрабатывал во ВЦИОМе блок вопросов по религии, православными себя называли лишь 34% взрослого населения страны, в 1999 году их было уже примерно 50%, сегодня - свыше 60%. Количество воцерковленных людей, то есть тех, кто посещает храмы хотя бы раз в месяц и регулярно исполняет таинство причастия, тоже растет. В "перестроечные" годы их было около 4%, а сейчас, по разным оценкам, 10-12%. Конечно, по большому счету, они не православные, это люди, которым близка историко-культурная традиция православия, они считают, что "это наше", и представляют собой потенциал для распространения подлинного православия.

Действительно, отвечая на сформулированный "Известиями" вопрос "Что означает религия для вас лично?", чаще всего респонденты ВЦИОМа отвечали: "Это национальная традиция, вера предков". При этом почти половина людей, назвавшихся верующими, признались, что никаких религиозных обрядов не исполняют. Религиозные деятели обычно отвечают на этот упрек: состояние паствы сегодня действительно таково, что не все строго следуют канонам. Но это вовсе не значит, что люди, приходящие в храм лишь по праздникам, окрестить ребенка, венчаться, отпевать, освятить дом или машину, - неверующие.

Святейший патриарх Алексий в интервью "Известиям" заметил: "Если человек просто с чистым сердцем поставил свечку - это уже добрый знак". Стало быть, нет никаких оснований лишать граждан прав на обучение детей своей религии, на возможность полноценной церковной жизни в армии.

Еще одним бесспорным фактом, который подтверждается и нашим опросом, и многими подобными исследованиями, является омоложение религиозной части нашего общества. По словам Тарусина, облик среднестатистического православного верующего за последние годы сильно изменился. Еще 15 лет назад храмы были заполнены в основном людьми лет 60, сегодня средний возраст уменьшился до 48 лет, что уже гораздо ближе к среднему возрасту населения в целом - 44 года. Более того, опрос ВЦИОМа показал, что православными называют себя 58% самых молодых россиян, которым еще не исполнилось 25 лет. Та же тенденция отмечается и среди последователей ислама. Не в количестве дело? Официальных данных о численности представителей той или иной конфессии не существует. Оперируют лишь результатами социологических опросов или экспертными оценками, основанными на этнической принадлежности. Например, ряд представителей Русской православной церкви утверждает, что в стране 80% русских, а стало быть, православных. Совет муфтиев России называет цифру - 20 миллионов мусульман. Однако, судя по результатам нашего опроса, метод этнического подсчета не совпадает с социологическими данными.

Данные ВЦИОМа свидетельствуют о том, что православными себя считают примерно 91 млн человек. Тогда как согласно переписи 2002 года русских в России насчитали 116 млн из 145,2. Вопрос: куда подевалось еще 25 млн? Получается, не все русские - православные. Еще более явно не соответствуют результаты опроса заявленной муфтиями численности мусульман: 6% - это не более 9 млн, но никак не 20 млн. Однако следует отметить, что и социологические опросы назвать абсолютно точным средством измерения нельзя. На протяжении многих лет социологи вовсе не фиксируют в России иудеев - их, по данным Федерации еврейских общин России, 2 млн, а по переписи - 230 тысяч. В любом случае они есть. Равно как и протестанты.

Заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов объясняет это явление так: в ходе социологических опросов человек зачастую отвечает в соответствии с социально одобряемыми мотивами, бережет тайну личности и не желает признаться в принадлежности к непопулярной вере. По мнению Асмолова, число мусульман при соцопросах может быть занижено. Тарусин с ним не соглашается: "По нашим данным, больше 8-9% мусульман в России не набирается".

Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл недавно напомнил, что государство не включило графу о принадлежности к религии в перепись населения, хотя егопросили. Однако при всех недостатках методик подсчетов атеистов в нашей стране явное меньшинство. Кстати, сам Асмолов на вопрос о вероисповедании ответил: "Есть сила, на которую я хочу надеяться в трудную минуту". Ту же позицию разделяют 12% участников исследования ВЦИОМа. Иными словами, потребность в вере присуща даже тем, кто не готов записаться в сторонники того или иного конкретного Бога. И это обстоятельство гораздо важнее любых цифр. Религиозный поворот Каковы же причины происходящего, кстати, не только в России, подъема религиозности? В своей книге "Исламская альтернатива и исламский проект" член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко объясняет: "Протест против убогого бытия у значительной части населения трансформировался в идею исламской альтернативы". Но существуют объяснения, лежащие вне формулы "бытие определяет сознание". Секретарь Межрелигиозного совета СНГ Азер Алиев (полный текст его интервью о роли религии в XXI веке опубликован на сайте "Известий") считает: "Активность верующих - естественный ответ на "укрощение религии" в XIX веке". По его мнению, эта реакция не связана напрямую ни с увеличением числа верующих, ни с наличием харизматического духовного лидера; гораздо более важным фактором является глубина религиозного чувства каждого отдельного человека. Алиев полагает, что агрессивные попытки поместить религиозную жизнь в жесткие рамки, своего рода резервацию, будут вести лишь к более решительным ответам верующих. Психолог Александр Асмолов корни сегодняшних процессов также усматривает в антирелигиозной борьбе в XIX веке: "XIX век сказал - Бог умер". Технический прогресс, по мнению Асмолова, не может конкурировать с главной составляющей любой религии - целостной картиной мира. В России еще и рухнул коммунизм, и тут же возникла полная ценностная неопределенность, напоминает психолог.

Идеологическая неопределенность. Кто я? Зачем я? Куда иду? А человеку свойствен поиск нравственных ценностей. Кроме того, с точки зрения психологов, религия - мощнейшее психотерапевтическое средство, снимающееневроз. По мнению ученого, пока философы не могут предложить никакой альтернативы религии. Тем более ее не предлагают политики. В России они предпочитают сотрудничать с ее последователями. Хотя, как долго продлится эта "симфония", предсказать трудно.

Вера и власть

Ведущий аналитик ВЦИОМа Леонтий Бызов, руководивший работой с ответами на вопросы "Известий", считает, что религиозный фактор в нашей стране имеет объединяющий характер. Он обращает внимание на то, что в ходе опроса большинство православных, отвечая на вопрос "Кого вы считаете врагом православия?", указали на сатанистов и сектантов, но не на мусульман, несмотря на страх перед террористическими актами. Не прозвучали в качестве врагов представители и других традиционных для России конфессий. "Таким образом, мы можем с уверенностью говорить, что в России сегодня межрелигиозный мир", - отметил социолог.

То же самое говорит и власть. Появление высших руководителей страны в храмах давно уже никого не удивляет. В уходящем году Владимир Путин 7 раз встречался со Святейшим патриархом. Крещение принимают министры и губернаторы. А президент, хоть и православный, не забывает поздравлять представителей иных конфессий с важными праздниками. На первый взгляд отношения выглядят идиллическими. Но в Основах социальной концепции Русской православной церкви- вероучительном документе ясно указывается на различие целей Церкви и государства: "Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии". Церковь оставляет за собой право призвать паству к гражданскому неповиновению, "если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям".

Мир или меч?

- В современном российском обществе не определены нравственные ценности, прежде всего - со стороны государства, которое больше занято экономическимии социальными проблемами, - говорит Тарусин. - А зря. Потому что по-настоящему верующие люди идут к Богу не теми семимильными шагами, которыми советский человек лет 20 назад двигался к коммунизму, а через возвращение к пониманию значения нравственности для самого существования страны. Я уверен, что в ближайшие годы они поставят этот вопрос перед властью, причем во всю ширь. Нравственный вопрос всегда был основным для России, а уж особенно - в переломные для державы годы, которые мы сейчас еще продолжаем переживать. По мнению ученого, когда мы сегодня с очень умным видом выстраиваем политическую систему и разрабатываем экономические программы, боремся с коррупцией, снижением рождаемости и пьянством на селе, мы забываем задать себе главный вопрос - о внутреннем основании всего этого.

История нашей страны свидетельствует, что без внутреннего нравственного стержня, без морального смысла, который разделяло бы большинство населения, никакие масштабные начинания нежизнеспособны. А население смотрит государственное телевидение, с помощью которого власть с ним и общается. Вот только, глядя на экран, создается ощущение, что по поводу нравственных принципов ей пока сказать нечего, хотя соответствующий запрос в обществе уже почти сформировался и вот-вот будет предъявлен и власти в частности и всей элите в целом. Если ответа по-прежнему не будет, это неминуемо приведет к росту социального напряжения в стране. Уже сегодня 14% россиян готовы с оружием в руках защищать свою веру по призыву духовных лидеров и 16% - если будут оскорблены ее святыни. А как иначе, чем оскорбление, воспринимать им всевозможные телеоды колдунам, пропаганду ведущими каналами страны мистических культов прямо в прайм-тайме, не говоря уже о крайне чувственной рекламе, пестующей плотскую гордыню. Не следует преуменьшать и значение межконфессиональных противоречий.

Духовные лидеры России часто появляются вместе, пожимают руки и называют друг друга братьями. Однако периодически вспыхивает тлеющий конфликт по поводу введения курса основ православной культуры в школе и института военных священников в армии. Государство, может, и пошло бы охотно на эти меры, но некоторые исламские организации выступают категорически против. Появление в школьных программах религиозной дисциплины не нравится и иудейским организациям. А требования Церкви решить вопрос звучат все настойчивее. С другой стороны, официальные мусульманские структуры России все чаще подчеркивают свою общность с единоверцами за границей, а это отражается на ситуации в нашей стране. Уместно вспомнить, что во время последней ливанской войны между Советом муфтиев России и Федерацией еврейских общин России возникла публичная перепалка. Так что межрелигиозный мир, которым так гордятся лидеры России и о котором они так часто рассказывают на международных форумах, лучше отражает формула заместителя руководителя администрации президента Владислава Суркова: "Сегодняшнее величие небесспорно, завтрашнее- неочевидно".

Георгий Ильичев, Борис Клин

19 декабря 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования