Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА": К выпуску альтернативной декларации митрополита Кирилла "О правах и достоинстве". Доклад на 2-м Всероссийском съезде в защиту прав человека


Сквозь Декларации ворота
Вползает Змий переворота.
Не бойся, овен, ибо он
Декоративен, как меон.

Всеобщая декларация прав человека есть вершина многовековой эволюции  правовых ценностей, достигнутая в результате победы над фашизмом и его аморальной идеологией приоритета прав коллектива над личностью (индивидуумом). Главная идея Всеобщей декларации прав человека заключена в первой статье: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах".

В первые годы нового тысячелетия,  развернувшие Россию вспять, началась ревизия конституционных прав российских граждан. Стремясь не отстать от "исторических" событий, свою религиозную лепту поспешил внести митрополит Кирилл (Гундяев). Одновременно с появлением кремлевской идеологемы о самобытной, суверенной (очевидно, "державной") российской демократии, появилось псевдо-религиозное обоснование новоявленной доктрины в виде "Декларации о правах и достоинстве человека" так называемого Всемирного русского народного собора (апрель 2006 года). Эта декларация открыто противопоставила себя  деятельности российских правозащитников и, более того, подвергла ревизии Всеобщую декларацию прав человека.

Еще ранее, в июле 2005 года, на одном из круглых столов  протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель митрополита Кирилла, заявил: "Православная правозащита бросает вызов либеральной, должна строиться на приоритете групповых, коллективных прав над индивидуальными".

Такая концепция – восстановление фашистской идеологии права. Бенито Муссолини в "Доктрине фашизма" писал: "Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы – только относительное". Все тоталитарные режимы принципиально не признавали суверенных прав граждан либо объявляли человеческие права вторичными по сравнению с правами нации и государства.  Последнее традиционно было свойственно и России на протяжении многих веков. Слово "традиционный" - одно из ключевых в риторике митрополита Кирилла. Видимо, русская традиция более почитать государство и Отечество, чем человеческую личность и жизнь, позволяет митрополиту Кириллу говорить в Декларации от имени всей "самобытной русской цивилизации".

Подражая Всеобщей декларации, Кириллов манифест открывается провозглашением главной доктрины: "Человек как образ Божий имеет особую ценность, которая не может быть отнята. Она должна уважаться каждым из нас, обществом и государством. Совершая добро, личность приобретает достоинство. Таким образом, мы различаем ценность и достоинство личности. Ценность – это то, что дано, достоинство – это то, что приобретается". Основополагающая формула новоявленной декларации станет более понятной, если мы переведем ее на язык богословия. По церковному учению, человек создан Богом по образу и подобию Божьему. Образ Божий неистребим в человеке грехом, поэтому имеет особую ценность; подобие же Божье искажается грехом и восстанавливается лишь личным подвигом человека, идущим путем нравственного совершенства.

Согласно Кирилловой  Декларации, лишь человек, нравственно возрожденный, приобретает достоинство, в то время как во Всеобщей декларации прав оно гарантируется человеку от рождения. Здесь выражен фундаментальный демократический принцип, утверждающий достоинство как изначально данную ценность, не зависимую от нравственного состояния личности, чего митрополит Кирилл категорически не приемлет. Всеобщая декларация стоит на трех китах – свободе, праве и достоинстве. Первым объектом клерикальной атаки становится достоинство человека.
Если образ Божий неистребим человеческими грехами, то подобие Божье подвержено грехопадению и, следовательно, по Кириллу, грешник теряет свое достоинство. Опустившийся человек становится недостойным.  Из правовой теории митрополита Кирилла напрашивается логический вывод: люди в своем достоинстве не равны, не равноправны. Есть основание подозревать, что "торжество неравноправия" в богословской системе митр. Кирилла  только первый камень в закладке здания новой псевдо-правовой "самобытной" системы.

Поскольку разум и воля человека подвержены греховному воздействию и человек может заблуждаться в выборе добра и зла, то можно предположить, что следующим камнем "Кириллова здания" станет признание права "избранной", "не подверженной греху" религиозной инстанции восстанавливать достоинство человека. Это и утверждает церковная Декларация: "… различению добра и зла призвана содействовать религиозная традиция, имеющая своим Первоисточником Бога". Подразумевается, что непорочная религиозная традиция, имеющая своим первоисточником  самого Господа Бога и потому способная безошибочно отличать добро от зла, представлена, в первую очередь, Московской патриархией.

Атаке подвергается и понятие прав человека. На первый взгляд, в Кирилловой  декларации праву придается некий возвышенный нравственный смысл: "…содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Отрыв этих прав от нравственности означает их профанацию…". На деле, права человека из безусловной ценности превращаются в явление, зависимое от того представления о добре, которое будет диктовать  "религиозная инстанция". Закономерен еще более жесткий вывод "Декларации": "Мы признаем права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла…". Это, по существу, аннулирует права человека как самостоятельной личности. Появляется мера права, которая стоит выше права как такового. Право и свобода лишаются качества абсолютной ценности и начинают выполнять служебную функцию. При этом, категория добра, не имеющая единого абсолютного критерия, ставится выше прав и свобод человека, а различение добра и зла становится приоритетом "традиционной религиозной инстанции", которая, по существу, претендует на монопольное право говорить от имени Бога и ставить "знак качества" на делах человеческих.

"Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности как вера, нравственность, святыни, Отечество", - продолжает митр.Кирилл.  Удивляет, что творец "Декларации"  ставит права и свободы в зависимость от веры, нравственности, святынь и Отечества, не понимая, что лишенный свободы и прав человек не может  выбрать веру, добро и любовь к родным святыням, которые вне свободы обесцениваются, как обесценивается вне свободного выбора и всякое добро.
Беспомощные богословско-правовые изыски митрополита Кирилла можно было бы не принимать всерьез, если за ними не стояла бы опасность, с которой российское общество уже сталкивается. Его концепцию, в отсутствие национальной идеи, готовы взять на вооружение идеологи Кремля и политических партий и использовать для обоснования самобытности русского пути. Кириллова  "Декларация" подрывает демократические  основы общества и вносит свою лепту в ползучий конституционный переворот.

Содержание Кириллова манифеста лишено онтологического основания. Написанный из политической конъюнктуры, на потребу дня, это фантом, меон, богословская афера, в амбициозной претензии замахнувшаяся на права и свободы, выстраданные человечеством  и христианскими мучениками в том числе. А потому уповаем, что  попытки столкнуть Россию с общего пути  европейской цивилизации, обречены на неудачу, что в нашей стране все-таки восторжествуют подлинные права и свободы человека.

священник Глеб Якунин,
"ЗА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"

13 декабря 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования