Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"INDEPENDENT": Новообращенные христиане раздражают исламский мир в Марокко


Они могут носить мусульманские имена, такие, как Мохаммед или Али, но каждое воскресенье эти марокканцы, принявшие христианство, тайно идут в "церковь", несмотря на раздражение воинствующих мусульман и подозрительные взгляды полицейских.

"Нас около тысячи, примерно в 50 независимых церквах, которые разбросаны по большим городам королевства", - рассказывает Абдельхалим, человек, координирующий жизнь протестантских групп в Марокко.

"Поскольку государство терпит нас, но не признает, мы должны, по соображениям безопасности, быть тайной организацией", - говорит 57-летний мужчина, предпочитающий пользоваться псевдонимом.

"Как только в церкви набирается 20 прихожан, она разделяется на две общины", - рассказывает Абдельхалим – врач, обратившийся в христианство 16 лет назад, когда жил за границей.

Ислам – государственная религия  Марокко, страны с 30-миллионным населением, из которых всего лишь 5 000 иудеев и 1 000 христиан - согласно данным, которые предоставляют эти две общины.

Хотя вас не посадят в тюрьму, если вы примете христианство, марокканские законы запрещают проповедь и прозелитизм.

И хотя в стране действуют официально признанные государством католические, православные и протестантские церкви, их паства – иностранцы, живущие в стране. Марокканские христиане не имеют права молиться в этих храмах.

Тем не менее, когда семь лет назад Абдельхалим вернулся домой, он, по его собственным словам, был поражен ростом числа обращений в христианство.

"В начале 1990-х нас было 400 человек, четыре года назад – около 700, а сегодня уже больше тысячи", - говорит он.

Большая часть неофитов принадлежит к среднему классу, они работают в частном секторе, или это – инженеры. Но среди этих новоиспеченных христиан-евангеликов есть ремесленники, домохозяйки, студенты и  безработная молодежь.

Христианство пришло в Северную Африку в III веке от Рождества Христова, однако в VII веке его вытеснил ислам. В начале 1990-х годов христианство начало давать новые всходы на марокканской земле, после того как с марокканцами поработали зарубежные миссионеры.

Что касается крупнейших городов Марокко, семь таких "свободных" (не относящихся ни к одной из международных протестантских деноминаций) церквей находятся в Марракеше, шесть – в Касабланке, пять – в Рабате и даже одна в Эль-Аюне – региональной столице Западной Сахары.

"Телевидение и интернет – очень эффективное средство проповеди, в нашей церкви один солдат стал христианином благодаря каналу "Аль-Хайят", - рассказывает 30-летний мужчина, назвавшийся Юссефом (он также предпочитает не называть своего настоящего имени).

"Многие из нас воспринимают ислам как общественную смирительную рубашку, а не как подлинную веру, тогда как христианство для нас – это религия терпимости и любви", - говорит бизнесмен, крестившийся в возрасте 19 лет и в последствии обративший всю свою семью.

Однако, в глазах государства они по-прежнему остаются мусульманами.

"Формально я и мой сын – мусульмане, -- говорит Абдельхалим. – Мы проводим христианские бракосочетания, однако такие пары не признаются государством. Они должны предстать перед исламским духовенством и жениться согласно законам шариата. А если они этого не сделают, их могут обвинить в адюльтере".

Похожая ситуация складывается в случае смерти. "Меня нельзя будет похоронить на христианском кладбище, только на мусульманском", -- утверждает Абдельхалим.

Джек Вальд – 55-летний американец, пастор Международной церкви Рабата – одной из "официальных" христианских церквей. Вальд живет в Марокко с 2000 года, и тоже считает, что распространению христианства помогают современные технологии.

"Это означает, что одна страна или религия не может полностью изолироваться от остального мира. Это происходило в Восточной Европе, это происходит в Китае и в Северной Корее сегодня. То же самое и в мусульманских странах, - говорит пастор. – Радио, телевидение и интернет открыли двери тем людям, которые хотят услышать что-то, отличающееся от слов, которые произносит имам в пятничной проповеди".

По оценкам Юссефа, около 60 % марокканских христиан обратились в новую веру благодаря личному контакту с другими верующими, 30 % узнали о Христе по телевидению и из интернета, и только 10 % - от миссионеров.

На территории Марокко вещают три евангелических христианских спутниковых телеканала на арабском языке – в их эфире можно увидеть христиан, свидетельствующих о своей вере, услышать хоровое пение гимнов и  молитвы. Каналы "Аль-Хайят" и "Saturday 7" ведут вещание с Кипра, а "Miracle" - из Канады.

Скрытность – правило повседневной жизни марокканских христиан. Верующие проводят службы у себя дома, опасаясь подозрений со стороны соседей-мусульман.

"Нам нужно быть очень осторожными, потому что обычные люди не понимают, как это мы можем не быть мусульманами, будучи арабами. Невежество – самая главная опасность для нас", - говорит Абдельхалим.

Над головами новообращенных христиан висит еще одна опасность – 220-ая статья марокканского уголовного кодекса, согласно которой каждому, кто старается отвратить мусульманина от его веры или обратить в свою, грозит от шести месяцев до трех лет тюрьмы.

"Меня вызывали в полицейский участок десятки раз", - говорит Юссеф. Тем не менее, он утверждает, что Марокко – гораздо боле терпимая страна, чем другие мусульманские государства. По словам Юссефа, этим страна обязана королю Мохаммеду IV – реформатору, который борется с бедностью, добивается расширения прав женщин и препятствует скатыванию королевства в исламский экстремизм.

Радуан Бенчекрун – председатель Совета исламских богословов Касабланки – не хочет смиряться с обращением марокканцев в христианство.

"Отречься от своей религии – это величайший грех, который только может совершить мусульманин", - говорит он.

Исламские фундаменталисты настаивают на том, что обращения в христианство "не принимаются населением". Такого мнения придерживается Лахсен Дауди, депутат от про-исламской Партии справедливости и развития.

"До тех пор, пока это происходит на уровне отдельных людей, мы можем закрывать на это глаза. Но это – социальная проблема. Если начинается прозелитизм, или если ребенок или учитель придут в школу с распятием, мы этого не потерпим", - говорит политик.

Сэмми Кетц,
"INDEPENDENT" (перевод "Благовест-инфо")

13 декабря 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования