Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Я милую узнаю по хиджабу. На саратовских мусульманах глобализация сказалась по-арабски


В Саратове прошел первый показ мусульманской моды. Моделями и зрительницами дефиле стали прихожанки местной Соборной мечети. Организовало показ Духовное управление мусульман Поволжья (ДУМП), руководство которого заявило о готовности и впредь поддерживать инициативы, направленные на популяризацию мусульманского костюма в регионе. По мнению правоверных, вопрос "что надеть?" и для женщин, и для мужчин не праздный – не зря ведь арабские шейхи в свое время стали одними из любимых клиентов европейских кутюрье.

Показ разрешили провести в женском молельном зале исламского комплекса. Одежду саратовским правоверным предоставили московские модельеры и турецкие производители. Продемонстрировать ее согласилось два десятка мусульманок, еще около сотни наблюдали за показом. Посторонних (включая мужчин и журналистов) на празднике не было. Скорее всего в дальнейшем вопрос присутствия прессы будет пересмотрен, а вот мужчин на показы точно не пустят никогда: любоваться чужими женщинами, даже присматривая платье собственной супруге, им запрещается.

Впрочем, на саму одежду мусульманам обоих полов смотреть не только можно, но и нужно. "Есть изречение: "Аллах любит красоту", – говорит имам ДУМП Мукаддас Бибарсов. При этом саратовский имам "очень условно" соглашается говорить о моде применительно к мусульманской одежде: "Слишком много негатива вокруг этого слова. Мода стала идолом, поклоняясь которому, люди теряют голову. В этом смысле показ, прошедший у нас, – это, наверное, "антимода".

Основополагающие принципы организации мусульманского костюма обозначены в Сунне Пророка. Это единственный закон, которым при формировании своего гардероба должны руководствоваться верующие. Одежда женщин-мусульманок должна прикрывать, в общем, все, кроме кистей рук и лица. Мужчинам следует скрывать от посторонних глаз часть тела, находящуюся ниже талии и выше колен. В выборе тканей верующие практически свободны. Женщины могут позволить себе все, кроме прозрачного. Мужчинам запрещен шелк. Рисунки возможны любые, кроме изображений людей и животных. Мужчинам запрещено носить золото, для женщин ни в металлах, ни в камнях ограничений нет.

Мукаддас Бибарсов отмечает, что этим правилам принципиально удовлетворяет одежда каждой из мировых религий и большинство национальных костюмов. 15–20 лет назад, по его словам, саратовские имамы повседневно носили национальную татарскую одежду (большинство саратовских мусульман – татары), но в век глобализации перешли на национальную арабскую – длинные белые рубашки и чалмы. "Такова общая ситуация в мусульманской умме. Это дань уважения к Пророку – он ведь в такой одежде ходил", – говорит Бибарсов. С другой стороны, взять национальную татарскую одежду теперь негде – в готовом виде ее не продают, а попытка заказать у портнихи пока не удалась. Арабский костюм можно купить не только в мусульманских странах, а также в Москве. "Прошу людей, которые едут туда, даю свои мерки – и все", – говорит имам.

В "свет" Мукаддас Бибарсов выходит в обычном официальном костюме, к которому, по его словам, никаких особенных требований ислам не предъявляет. Правда, и в нем саратовский имам выглядит несколько экстравагантно: к костюму он, как правило, надевает черную бархатную тюбетейку и рубашку без воротника. По его мнению, тюбетейки стоит носить всем мужчинам-мусульманам, чтобы поддержать верующих женщин, которым требуется очень много мужества, чтобы ходить по саратовским улицам в одежде, предписанной Пророком.

Еще недавно единственной женщиной в Саратове, носившей хиджаб, была супруга Мукаддаса Бибарсова. Теперь число мусульманок, отваживающихся открыто демонстрировать свою веру, заметно выросло. В Саратове уже появились портнихи, специализирующиеся на пошиве одежды для мусульманок. Одна из них, Елена, заметившая, что число ее клиентов растет, что "каждая пятая женщина в Саратове – мусульманка". Вместе с клиентками Елена постепенно постигала азы мусульманского кроя. По ее мнению, основные принципы этого кроя не всегда подходят россиянкам – скажем, длина спинки у жительниц средней полосы далеко не всегда превышает длину переда, а плечи у многих дам только с годами становятся покатыми.

"Самое главное правило для мусульман – они должны быть красивыми и при этом органичными. Не нужно слишком выделяться из толпы", – говорит пресс-секретарь ДУМП Ахмед Махметов. Пожалуй, лучше всего это удается дамам из чисто мусульманских стран. По словам Хадиджи Бибарсовой, в Кувейте и Саудовской Аравии, где даже дома твердо поделены на женскую и мужскую половины, дамы на своей половине не прячут волосы под хиджабами и носят одежду "от-кутюр". Но выходя на улицу, они закрываются от всего мира специальными глухими накидками.

Светлана Бочарова,
"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА"

18 декабря 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования