Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"REUTERS": Несбыточная мечта? Cоздание исламского халифата издавна было составной частью мировоззрения "Аль-Каиды"


Cоздание исламского халифата или империи издавна было составной частью мировоззрения "Аль-Каиды", которое, как кажется, сильно беспокоит Вашингтон. Однако эксперты утверждают, что это так и останется мечтой моджахедов. Перед тем, как появиться на авансцене в 2001 году, Усама бен Ладен часто говорил о необходимости низложения нынешних мусульманских правителей, поставленных Западом, и уничтожении нынешних государственных границ для того, чтобы объединить всех мусульман в халифат - исламское государство, где слово Божие является законом и правит которым халиф - наместник пророка Мухаммада.

Сегодня моджахеды "Аль-Каиды ведут активные разговоры об установлении халифата в западном Ираке, а вооруженные ополченцы в Йемене, также именовавшие себя "Аль-Каидой", недавно заявили, что их целью является халифат.

Начиная с сентября, президент США Джордж Буш несколько раз выражал обеспокоенность тем, что "Аль-Каида" желает установить жестокую и радикальную исламскую империю с центром в Ираке для объединения всех мусульман под одним правлением. Багдад уже однажды был центром исламской империи на протяжении четырех столетий, но эксперты утверждают, что шансы на возрождение древних исламских институтов весьма незначительны.   "Аль-Каида" может, конечно, установить исламское государство на западе Ирака, если там нет американских военных. Но им сложно будет проникнуть в любую иную страну, где есть армия и действующий государственный аппарат, - говорит саудовский аналитик Фарис Бен Хузам. - Это, конечно, великая мечта, но сегодня невозможно предложить средств для ее реализации".

Разнообразие ислама

Одной из проблем являются серьезные различия между политическими и религиозными системами на Ближнем Востоке, и не в последнюю очередь - между суннитами и шиитами, которые жестко спорят друг с другом по вопросу о праведности первых четырех халифов (632- 661 гг.н.э.), наследовавших пророку.

Шиитский Иран развивает свою собственную форму исламского правления, согласно которой высшая власть принадлежит видному мусульманскому факиху - правоведу, избранному коллегией видных клириков. Он является как бы наместником скрывшегося и грядущего в последние дни имама-мессии.

В Саудовской Аравии сторонники суннитской исламской школы, именуемые ваххабитами, выражают свою лояльность правящей династии Саудов в обмен на широкие возможности по внедрению в обществе именно своего варианта шариата. "Можно заметить, что весь арабский  мир впал в гущу насилия на сектантской почве, и поэтому я не думаю, что в такой атмосфере может возникнуть халифат, - говорит работающая в Лондоне этнограф Мадави аль-Рашид, имея в виду суннитско-шиитские трения в Ираке и Ливане. -  Халифат - это лишь часть алькаидовской войны лозунгов".

В прошлом халифат принимал самые разнообразные формы. Так, в эпоху, когда в различных частях халифата брали власть представители различных сект, их халифы часто провозглашали себя наследниками рода пророка, но при этом нередко рядились в мантию священнослужителя. Тогдашний суннитский халиф в Багдаде сталкивался с претензиями на власть над всеми мусульманами со стороны халифа-шиита  (точнее -исмаилита - "Портал-Credo.Ru") в  Каире и суннитского халифа из конкурирующей династии в мусульманской Испании.

Ливанский историк Камаль Салиби также поддеркивает, что в новейшее время провалились попытки объединить ближневосточный регион под знаменем арабского национализма.  "Не получилось с арабским национализмом, с панисламизмом сработает еще меньше. Пожелания того, что страны откажутся от своего суверенитета сегодня еще дальше от реальности, чем когда-либо", - считает он.

Позитивный контекст

Между тем,  слово "халифат" ("хилафа" по арабски) по-прежнему имеет позитивный смысл для большинства мусульман. Этнограф аль-Рашид говорит, что это понятие используется все шире и шире в различном контексте, обозначая, прежде всего, общественный порядок, соответствующий нормам исламской морали. В таком смысле он используется большинством политических партий, активистами и представителями религиозных общин в Интернете. "С развитием коммуникаций идет и возрождение идеи халифата, но как виртуального сообщества, для которого нет территориальных границ", - говорит она, имея при этом в виду мусульманскую диаспору в Европе.

Политические группы, стремящиеся сегодня установить халифат на своей территории, -это исламское движение в Сомали, оппозиционная группа "Аль-Адль ва аль-ихсан" ("Справедливость и милосердие"), а также повстанцы в центральной Азии.
Духовный глава 70 миллионов мусульман в Нигерии также именуется своими последователями халифом, а территория, где живут мусульмане, - халифатом Сокото. "Джамаа Исламийя", самая большая вооруженная организация в Юго-Восточной Азии, также мечтает установить исламское государство в этом регионе, используя термин "халифат".

Но вот в арабском мире такая группировка, как египетские "Братья-мусульмане", решила не сосредотачиваться на идее халифата, хотя, как отмечают исследователи, эта исламистская группа возникла именно как психологическая реакция на крушение последнего халифата в Турции через четыре года после него.

Османская империя позиционировала себя как наследница первых халифатов с центрами в Дамаске, Багдаде и Каире до тех пор, пока основатель турецкого секулярного государства Мустафа Кемаль Ататюрк формально не прекратил его существование в 1924 году, что многими мусульманами рассматривается как действие британского империализма.

"Для большинства ведущих, и не только ведущих исламских политических деятелей современные границы между мусульманскими странами вполне приемлемы, - говорит Аса дабу Халиль, ливанец, преподающий политологию в Калифорнийском государственном университете. - Абсолютно нет уверенности в утверждении, что вопрос о халифате является главенствующим для исламистского движения в регионе Ближнего и Среднего Востока".

Эндрю Хаммонд

12 декабря 2006 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования