Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"САЙТ РОССИЙСКОГО СОЮЗА ЕХБ": Традиционные религии, суверенные демократии и русская цивилизация. Есть ли протестанты в русской цивилизации?


В конце ноября в Московском Центре Карнеги прошел семинар "Традиционные религии, суверенные демократии и русская цивилизация" под председательством доктора исторических наук Алексея Малашенко. На семинаре выступил с докладом старший научный сотрудник Института востоковедения Российской Академии Наук, руководитель проекта "Энциклопедия современной религиозной жизни России" Сергей Филатов.

Семинар прошёл в рамках программы Московского Центра Карнеги "Религия, общество и безопасность". В выступлении в большей части затрагивалась деятельность православия и ислама, их меняющаяся роль в России, в конкретном случае говорилось о сближении власти и православия, до протестантов почти дело не дошло. На семинаре присутствовали политологи, религиоведы, преподаватели духовных заведений, православные священники, пасторы евангельских церквей и др. На вопрос корреспондента "Христианской газеты": "в теме, которую вы освещали, полезно ли сказать все-таки о протестантах, как о Русской цивилизации?", докладчик Сергей Филатов так ответил: "Только что прошла большая конференция, посвященная Русской цивилизации, выступая на ней, я сказал, что Русская цивилизация отличается от всей Европейской цивилизации только одним непохожим на всю остальную Европу- это авторитарной властью.

…Протестанты как раз та сила в России, которая показывает ее реальную идентичность- христианскую, западную, европейскую идентичность- и не дают заниматься этими фантазиями о существовании какой-то русской особой цивилизации. Протестанты отрезвляют и приближают тот момент, когда мы вернемся на свою Родину - в Европу. Об этом я сегодня и говорил". Но все же интересно, что если говорить о русской цивилизации, то какую роль в ней играют протестанты и являются ли они ее частью? Эти и сопутствующие вопросы так прокомментировали присутствующие на семинаре преподаватель Московской Богословской Семинарии евангельских христиан-баптистов Николай Александрович Корнилов и профессор кафедры религиоведения Российской Академии Гос.службы при Президенте РФ Ремир Александрович Лопаткин.

Магистр богословия Н. А Корнилов.

- Важна ли тема, которая была поднята сегодня?

- Доклад очень интересно осветил вопрос влияния современной религиозной организации, церкви в частности. Создается впечатление, что определенные круги Русской Православной церкви претендуют на идеологическое влияние на органы политической власти. Речь шла о неком соприкосновении концепции русской цивилизации, которая была сформулирована Русской Православной церковью, и суверенной демократии, понятие, которое мы слышим даже из администрации Президента. Докладчик попытался показать, что это действительно имеет место, чем это может обернуться, компетентно проинформировал, по крайней мере, меня.

- Протестанты входят в русскую цивилизацию?

- Если рассматривать это в самом общем понятии, то русские протестанты, конечно, входят в русскую цивилизацию, потому что мы не десант, откуда-то высаженный, или какие-то инопланетяне, мы здесь родились в России, физически- как люди, и как традиция -более ста лет назад, мы прямые наследники молокан- духоборов и беспоповцев. Конечно, все эти движения меняли свои взгляды, они эволюционировали от старообрядцев до современных христиан- баптистов. Например, мы унаследовали нормы поведения- не пьем, не курим, матом не ругаемся. Это прямое наследие от старообрядцев- беспоповцев, те же самые баптисты, а в западных странах христиане пьют и курят, может, только не ругаются. Чем больше мы осознаем историю русского народа, русского православия, тем больше видим, что есть у нас общее. Мы не собираемся слепо поддакивать чему-то в нашей истории. Мы должны сначала разобраться, понять, что у нас есть русского, с той же русской православной церковью, понять не современными штампами, которые могут тиражироваться в массовом сознании, а реальными великими христианскими ценностями, которые в истории Русской Православной церкви, в истории Русского религиозного христианского народа, проявляли себя, сохранялись и передавались, и часть этих ценностей мы унаследовали, и к некоторым мы больше привержены, чем сами православные.

- Но почему мало говорится о протестантах?

- Потому что протестанты реально не участвуют в идеологической, политической полемиках, протестанты сами мало осмысливают вопросы политики, государства, отношения церкви и государства, чем церковь отличается от государства. Недавно я делал доклад в семинарии на тему отношения церкви и государства, пытался предложить начатки определенных взглядов, втянуть народ в осмысление этой проблемы, наверно это надо делать с повторяющейся постоянностью, чтобы что-то сдвинулось, чтобы люди как-то начали в этой сфере думать. Я думаю, это дело не бесполезное.

- По услышанной дискуссии можно предположить, что ислам больше волнует их положение в России, чем нас - протестантов.

- Потому что среди академической общественности России есть достаточно высокообразованных мусульман, которым есть, что сказать, которые знают сам ислам и умеют его сравнивать с христианством, с европейской культурой, видят его отличия и какие-то и совпадения. К сожалению, у нас мало представлено это осмысление. На Западе, естественно, среди евангельских протестантов есть ведущие политологи, социологи и философы, в России же протестанты в академическом измерении показали себя пока не особенно, будем надеяться, что со временем что-то изменится.

- Вы рекомендуете евангельским верующим участвовать и говорить о своей позиции в России?

- Сначала эту позицию как-то сформулировать, потому и говорить, а то, что называется можно и в лужу сесть... Надо быть компетентными в своей позиции. Участие в подобных дискуссиях – это вторично, главное знать свою роль в России и для нее, и чтобы эта роль была в действии, чтобы было некое представление о самих себе в этом измерении.

Председатель Исследовательского комитета социологии религии Российского общества социологов Р.А. Лопаткин.

- Протестанты и русская цивилизация совместимы?

- Для меня нет никакого сомнения, что в России примерно за 450 лет, начиная с первых российских лютеран и кальвинистов и за последние 150 лет, когда включились сюда евангельские христиане, евангельские христиане -баптисты, адвентисты, пятидесятники, в России сформировался очень своеобразный, специфический феномен нашего российского протестантизма. Если взять любую протестантскую церковь, то увидим, что там не мало людей в третьем, пятом, седьмом поколении являются последователями этой веры. То есть они стали уже традиционными. Все эти конфессии, так или иначе, своим трудом, деятельностью служили России. Экономическая, предпринимательская, социальная, просветительская деятельность - все на пользу России. Они участвовали и проявили себя как патриоты во всех войнах, которые пережила Россия. Для меня нет никакого сомнения, что если мы говорим о Российской, Русской цивилизации, та часть, которую вынесли протестанты- несомненна важна, потому что наша цивилизация не одномерная, она многомерна и многоцветна, она от этого богаче. Да, в России есть Российский протестантизм, который не может рассматриваться вне Российской истории, вне Российской культуры, являясь частью ее истории и культуры, частью нашего общества.

- В данном докладе больше говорилось о православии, а о протестантах совсем не много.

- Тему "Традиционные религии, суверенные демократии и русская цивилизация" нужно рассматривать также исходя из того, что Российское общество поликонфессионально, многонационально, без этого нельзя говорить о реальном Российском обществе.

Зоя Бардина,
"РОССИЙСКИЙ СОЮЗ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ"

11 декабря 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования