Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ASSOCIATED PRESS": Мусульманские меньшинства Турции борются за равноправие


Воскресенье, и ведущий молитву Бекташ Аккая под пронизительные звуки турецкой разновидности электронного банджо вводит 200 собравшихся представителей одного из религиозных меньшинств Турции в состояние транса.

Женщины в патках хлопают себя по коленкам в такт музыке, на их глазах видны слезы.Молодой человек вертит руками возле груди, его голова болтается как у резиновой куклы, пока он не падает в ступоре.

У этих людей нет имама, минарета и азана -призыва к молитве, но для значительной части турецкого 71-миллионного населения это и есть ислам. Эти молящиеся - так называемые алевиты, последователи вероучения, уходящего корнями в шиитский ислам, но далеко ушедшая от шиитских практик.

Алевиты отчасти основываются и на шаманских традициях, в то же время пренебрегая многими исламскими традициями, например, раздельной молитвой мужчин и женщин. Для традиционных суннитов и шиитов, алевиты считаются еретиками и потому они являются мишенью для дискриминации, одновременно находясь в фокусе внимания Евросоюза, который сделал религиозную свободу одним из условий принятия Турции в сообщество.

Сами алевиты утверждают, что они всего лишь хотят практиковать свою религию без вмешательства государства и дискриминации. Они заявляют, что фундаменталисты, активно ныне набирающие вес в Турции больше сосредоточены на исполнении ритуалов, нежели на искренности и глубине веры.

"Они утверждают, что мы - еретики, потому что плохо чиитали Коран, они не понимают его, - говорит Аккая. - Если слуга Аллаха, говорит, что он слуга Аллаха, значит он таковым и является".

Cитуация с алевитами вовсе не была упомянута и не имелась в виду в выступлениях о религиозной свободе папы Римскогоо Бенедикта XVI в ходе его недавнего визита в Турцию. Но поскольку алевиты весьма многочисленны, ибо они составляют по меньшей мере десятую часть населения страны их ситуация в значительной степени является индикатором стремления Турции к религиозной свободе, терпимости к иным религиозным практикам.

Последователи алевизма, наиболее ограниченная в правах конфессиональная группа в Турции, утверждают, что они испытывают дискриминацию в бизнесе и образовании, им чинятся препятствия в занятии государственных должностей. Происходит насильственная религиозная ассимиляция, через обязательное  изучения курса суннитского ислама. Кроме того, им отказано в государственном финансировании через Диянет - министерство по делам религии, которое финансирует более 80 000 мечетей по всей стране, но отказывает  в таковом "домам собраний" алевитов, считая. что они существуют незаконно и являются неисламскими.

"Мусульмане молятся в мечетях," - заявил в одном из недавних интервью глава Диянета Али Бардаколу. Чиновник считает, что проблема с религиозными меньшинствами муссируется искусственно. "Утверждать, искусственно гипертрофируя отдельные проблемы, могущие быть разрешенными путем диалога, что в Турции нет религиозной свободы некорректно," - заявил он. Ранее в этом году г-н Бардаколу сказал, что государство не намерено финансировать "мистические церемонии".

Число алевитов варьируется, но в любом случае оно оказывается весьма значительным. Они сами утверждают, что число их единоверцев составляет около трети турецких мусульман и превышает 20 млн.человек. Алевиты часто становились объектом жестоких нападений. Самый жестокий погром имел место в 1978 году в городе Кахраманмарасе на юго-востоке страны. Тогда 111 человек было убито, тысячи ранено и арестовано, были также разрушены жилища алевитов. В 1993 году группа исламских фундаменталистов, возвращавшихся с пятничной молитвы в городе Шивасе по пути подожгла отель, в котором собрались 37 алевитов, преимущественно представителей интеллигенции, собравшихся почтить память поэта 16 века, повешенного за сопротивление османскому режиму.

Вскоре после этого, Реджеп Эрдоган, будущий премьер, а тогда мэр Стамбула отдал распоряжения о сносе алевитского дома собраний, заявив. что это - нелицензированное строение. После этого сотни алевитов участвовали в воссоздании своего места поклонения, но и сейчас здание, где проводит г-н Аккая проводит свои молитвы с электронным банджо так до конца и не ясен.

"Мы не знаем, что произойдет завтра," - говорит Али Алтонай, член правления фонда Карачаахмет Султан, алевитской группе в Стамбуле. Во время правления Эрдогана, чья партия ведет свое начало от турецких фундаменталистов статус алевитов так и не был определен, хотя Турция и принялась за реформы для вступления в ЕС.

 "Они хотят действовать так, как если бы алевитов не существовало," - говорит Чемаль Сенер, автор более 20 книг по алевизму, официальный уполномоченный по общественным связям стамбульской общины. - Нас представляют перевертышами, еретиками".

Сам Сенер рассматривает алевитов как своеобразных мусульманских протестантов, ставящих на первое место глубину веры и религиозное послание ислама по сравнению в ритуальными формами такими как пост, посещение мечети или хадж в Мекку. Он цитирует Хаджи Бекташи Вели, первого вали (святого праведника) турецких алевитов, который так писал в стихах в 13 веке:" Чтобы ты не искал, ищи это в себе, а не  в Мекке, в Иерусалиме, или во время хаджа".

"Когда турки узнали об исламе, ему было уже 300лет, - продолжает Сенер. - Они восприняли его объединив с древними верованиями, шаманством, суфизмом, некоторыми течениями христианства... Можно сказать, что алевизм - это турецкая интерпретация ислама".

Ситуацию этой группы осложняет и тот факт, что алевитские либеральные религиозные установки плавнопереходят в либеральные политические убеждения, тем самым давая возможность нынешнему политическому мэйнстриму страны нападать на алевитов как на левых. Суннитские фундаменталисты, пораженные практикой совместных молений мужчин и женщин, активно распространяют слухи, будто бы алевиты практикуют групповой секс.

Евросоюз уже отмечал алевитов как жертв дискриминационной практики. "Нет никакой положительной динамики развития в ситуации с алевитами," - говорится в специальном докладе ЕС, где отмечаются продолжающиеся закрытия домов собраний и отсутствие государственной финансовой поддержки. Следствием этого становится поддержка алевитами принципа государственного секуляризма.

Войдя в дом собраний алевитов, вы непременно увидите портреты таких выдающихся деятелей шиизма как имам Али. Алевиты считают Али и его наследников, а отнюдь не суннитских халифов, носителями подлинного исламского вероучения. Но когда проповедник Аккая переводит взгляд с поминающих имя Аллаха на портреты на стене, то его глаза устремляются к висящему на ней портрету Ататюрка - основателя секулярной Турецкой Республики.

"ASSOCIATED PRESS" (Перевод "Портала-Credo.Ru")

8 декабря 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования