Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГОРОД": Про рок в своем отечестве. Чем рок-музыканты могут помочь Русской Православной Церкви?


Недавно митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (глава Отдела внешних церковных связей РПЦ) заявил, что если кто из российских рокеров хочет вести свою публику к Богу, то в этом нет ничего дурного. Таким образом, РПЦ признала рок-музыку богоугодной. Мы попытались понять, сможет ли рок-музыка увеличить популярность православия в России?

История сближения

Имен симпатичных ему рокеров митрополит Кирилл не назвал. Позже это сделал заместитель Кирилла по Отделу внешних связей протоиерей Всеволод Чаплин. Он сказал, что митрополит имел в виду Юрия Шевчука из "ДДТ", Ольгу Арефьеву из "Ковчега" и Константина Кинчева из "Алисы". Впрочем, сам Чаплин к Кинчеву относится с осторожностью.

История отношений русского православия с русскими рокерами крайне непродолжительна. Три с лишним года назад, в январе 2003-го, в Петербурге прошел благотворительный концерт "Рок к небу". Все сборы от мероприятия были направлены на строительство студенческих храмов -- при вузах. Это был первый случай, когда РПЦ открыто пошла на контакт с рок-музыкантами. Церковь не только поддержала концерт, но и отправила на него диакона Андрея Кураева, который произнес перед 14 тысячами человек проповедь о роке.

"Алиса" выступала первой, и Константин Кинчев со товарищи спели почти весь свой православный репертуар -- от "Неба славян" до "Мы -- православные". При этом Кинчев с публикой почти не общался. Это сделал вместо него Юрий Шевчук. Помимо разговоров о том, как вузам не хватает храмов, он еще и поделился кратким рассказом о своей стычке с Филиппом Киркоровым. Еще пели забросившая реггей и переключившаяся на написание псалмов Ольга Арефьева и группа "Оргия праведников", во время выступления которой большая часть публики покинула зал.

Зато проповедь Андрея Кураева настолько впечаталась всем в память, что ее цитируют до сих пор. "Но однажды сердце озаряет мысль: зачем я тут? Что такое человек? Что такое моя жизнь? Просто тире между двумя датами на могильном памятнике? А человек - просто покойник в отпуске?..".

Сергей Иншахов, фанат "Алисы" с пятнадцатилетним стажем, тот концерт вспоминает с восторгом:

- Конечно, было немножко странно, что "Алиса" выступала первой. Мы с друзьями, думая, что начало, как всегда, задержат, вошли в Ледовый, когда Кинчев пел уже третью песню. Но нас сразу накрыло волной его энергии и веры. Было видно, что он вдохновлен, как никогда.

- А проповедь Кураева вас вдохновила?

- Честно говоря, мы ушли с проповеди. Очень хотелось курить. Но потом, когда я узнал, что Кураев -- друг Кинчева, пожалел об этом.

- Вас не смущает, что из вечного бунтаря Кинчев сделался проповедником?

- Мне кажется, что это только укрепило "Алису". К концу девяностых они, как и многие рокеры, начали терять в весе, перестали давать мощную музыку. Но после того как Кинчев крестился и привел в церковь почти всех участников "Алисы", в песнях появилось что-то новое. Те, кому "Алиса" никогда не нравилась, начали говорить, что Кинчев стал призывать к погромам - но это не так. Всегда надо думать своей головой. Он, конечно, отвечает за публику в какой-то мере, но нельзя же бесконечно думать, что ты поешь перед группой идиотов, которые поведутся на любой твой призыв. Да, Константин - настоящий патриот. Но лично мне это только нравится.

С тех пор священнослужители стали появляться на рок-концертах официально. В 2005 году в "Православной энциклопедии" на канале ТВЦ главной темой стали вопросы "Куда влечет нас рок?" и "Может ли рок-сцена стать местом для христианской проповеди?".

В этом году внимание РПЦ к рок-музыке заметно усилилось. В апреле митрополит Кирилл собрал у себя православных музыкантов, среди которых были и Константин Кинчев с Юрием Шевчуком. В сентябре в Красноярске прошел фестиваль "Погляди в небо", санкционированный РПЦ. Звездой шоу стала группа "Инструкция по выживанию", лидер которой Роман Неумоев прославился когда-то песней "Убить жида". Неумоев раскаялся в своем прошлом панк-рокера и получил благословение все того же Кирилла на миссионерскую деятельность в среде рок-молодежи. Ну и, наконец, в ноября РПЦ официально признала рок-музыку за свою.

Несвятые отцы

Правда, пока еще не все священнослужители поддерживают "рок-православие". Например, протоиерей Владимир Переслегин о некоторых рокерах пишет, к примеру так: "Популяризируемый о. Сергием Рыбко и "Радонежем" Константин Кинчев -- настоящий и при том тяжелый рок-музыкант. Поэтому у него с "Black Sabbath" с их "The Illusion of Power" и "Kiss of Death" в тысячу раз больше общего, чем с любыми христианскими бардами, о. Романом Матюшиным, о. Романом Тамбергом.

Осознает ли он или нет, но он изъясняется музыкальным языком сатанистов "Черной субботы", хотя и располагает гораздо меньшим "словарным запасом". Так, "Мерседес" и "Жигули", хоть и отличаются по качеству, но ездят по одним правилам, в отличие от поездов и самолетов. В данном случае мы имеем дело с черными "Жигулями".

Их общее с черным "Мерседесом" - не только хриплый мужской речитатив вместо вокала, чередующийся с децибелами... Но главное -- зловещая окраска опуса, вызывающие, угрожающие, жлобские интонации. Сентенции Кинчева: "крест не уронить", "правдой дорожить" и т. п., подчинены зловещему контексту рока... Не обязательно произносить одни матерные слова, чтобы быть сквернословом. Достаточно перемежать ими речь, и эта речь будет невыносима, даже если будет состоять из призывов к нравственности".

В петербургской семинарии к рокерам относятся не так строго. Хотя музыка Кинчева большинству молодых людей не интересна. "Из известных вам музыкантов, мы любим слушать Шевчука. Он - душевный", -- сказал нам один из семинаристов.

Из рок-батюшек самым известным является диакон Андрей Кураев. Он ходит на рок-концерты, а названия его книг поражают актуальностью проблематики: "Гарри Поттер в церкви", "Как делаются антисемитом", "Как относиться к исламу после Беслана", "Кино: перегрузка богословием", "Кто послал Блаватскую", "Мастер и Маргарита": за Христа или против?", "Может ли православный быть эволюционистом" и так далее.

Кураев объясняет, зачем РПЦ рок-музыканты: "В нынешнюю пору глобальной макдональдизации все те, кто призывает мыслить, кто прорывается сквозь кольцо штампов, в конце концов оказываются нашими союзниками. Кинчев на сцене -- шут. Он сам так себя называет. Но стоит-то он на том же рубеже, что и воины и иноки Руси. Он тоже защищает Русское православие, Светлую Русь... Столь же недогматичны были средневековые фрески Страшного суда. Но свою педагагическую правду они несли. Пробирало".

Лояльно к рок-музыке относится и игумен Евмений, настоятель Макариево-Решенской обители. Только в отличие от других рок-батюшек он заявляет, что готов "пойти на встречу хоть с Пугачевой" -- была бы польза. Зато московский иеромонах Сергий Рыбко (сам в прошлом рокер) проповедовать на поп-концертах отказывается, потому что публика туда ходит исключительно ради развлечения.

Роком в небо

Прокомментировать ситуацию мы попросили Илью Стогова - писателя с богословским образованием (написавшего в том числе книгу "Бронзовый рок").

- Проповеди священников на рок-концертах -- это и нормально, и эффективно?

- Проповеди могут иметь место где угодно. В сороковых годах прошлого века испанские священники шли работать на шахты и заводы, чтобы вести там "молчаливую проповедь". Жить рядом с паствой, и не словами, а примером свидетельствовать о своей вере. Я знаком с французским священником Ги Жильбером, который проповедует проституткам, за что регулярно бывает бит их сутенерами. А вот не очень умные заявления диакона Кураева, который у нас почему-то считается главным спецом по молодежи, лично мне удачной проповедью не кажутся.

- Не превратит ли официальная церковная поддержка рок-музыку в пропаганду?

- Лично я не вижу ничего плохого в том, чтобы музыканты свидетельствовали о своих убеждениях через музыку. А чтобы превратить хоть что-нибудь в пропаганду, нужно иметь то, что в советские времена именовалось "пропагандистской машиной". У РПЦ такой сегодня нет. Степень ее влияния на общество равно нулю. Кинчев куда более популярная личность, чем митрополит Кирилл, и сам мог бы его как-нибудь поддержать.

- То есть Кинчев работает на популярность РПЦ?

- Став православным, Кинчев так, по-моему, и не стал христианином. Впрочем, это моя личная точка зрения.

- Русский рок имеет сейчас то же влияние на молодежь, какое имел когда-то, или разговоры об этом сильно преувеличены?

- Так же как и русское техно, как джаз или шансон, русский рок, в общем-то, уже ретро. И когда пресс-секретарь РПЦ в духе восьмидесятых пытается рассуждать о разнице между роком и попсой, мне это кажется немного забавным.

- Неужели в РПЦ все так плохо, что ей понадобилось привлекать к своему миссионерству рокеров?

- У РПЦ миссионеров никогда не было. Сибирь является русской уже триста лет, но там и до сих пор полно язычников. Сравните с Мексикой испанских католиков или с Океанией британских протестантов и сделайте выводы сами. А дела у РПЦ, разумеется, идут очень и очень плохо. Как и у всего нашего общества.

Цитата

Из песни Константина Кинчева "Мы православные!"

Душа магнитом-замком тревожит вольную грудь:
Как по-доброму жить, да готовиться в путь;
Как с надеждой глядеть на разрушенный дом,
Как по-доброму петь.
Видеть козни врага, да по вере прощать,
Посягательства чад волей одолевать,
Да гнушаться всех тех, кто порочит Отца,
Да по силе терпеть.

Мы православные!

Гнать кручину-печаль, да с похмелья болеть;
Нараспашку идти, да в молитве радеть,
Да собором судить, кому тяжло держать
Во славу нашей земли!

Мы православные!

Катя Щербакова,
"ГОРОД"

11 декабря 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования