Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКОЕ РЕВЬЮ": Рождение российского православного протестантизма


В семье российского альтернативного православия в 2003 году появилось принципиально новое явление - Православная Обновленческая Архиепископия Киевская, Московская и всея Руси (ПОАКМ). Формально ПОАКМ - ветвь Православной церкви "Возрождение", лидерами которой являются митрополит Тверской и Дмитровский Стефан (Линицкий), протопресвитер Глеб Якунин, архиепископ Пятигорский и Кавказский Кириак (Тимирциди), архиепископ Сергий (Саркисов), епископ Виталий (Кужеватов).

Своим возникновением ПОАКМ обязана своему основателю Сергею Юрьевичу Журавлеву. Сергей Журавлев, профессиональный художник из атеистической семьи, в 1988 г. уверовал, получил заочное образование в МДС. В 1991-1996 гг. служил на приходах РПЦ в Рязанской и Брянской епархиях. Многое в жизни РПЦ вызывало у него отторжение- авторитарные порядки, "обрядоверие", институт монашества, культ святых и т. д. В середине 90-х познакомился со священниками Глебом Якуниным, Стефаном Линицким и Кириаком Тимирциди. Под их влиянием порвал с РПЦ и стал священником церкви "Возрождение" в Брянске. По словам Журавлева, в Брянске он подвергался угрозам и нападениям со стороны не выявленных православных активистов и давлению со стороны властей. После этого в 1998 г. уехал на Украину.

Там, на Украине, окончательно сформировались взгляды Журавлева и, благодаря его усилиям, возникла новая церковь. Во время служения на Украине Журавлев был рукоположен в епископа Стефаном Линицким и Кириаком Тимирциди в 2002 г. Ему удалось организовать несколько приходов. Эти приходы составили основу "Православной реформаторской церкви" (ПРЦ). К 2005 г. на Украине функционировали уже более 20 общин в нескольких городах.

Журавлев принципиальный сторонник демократии, он участвовал в демонстрациях на майдане в Киеве и считает, что Оранжевая революция –дар самого Бога украинскому народу. В то же время, он считает, что в обозримом будущем оранжевая революция в России невозможна: Россия гораздо менее цивилизованная страна, жестокая, безнравственная и безответственная. Если сейчас в России будут предприняты попытки демократизации, то они приведут только к крови и анархии. Принципы справедливости и милосердия смогут утвердиться здесь очень нескоро, после многих лет евангельской проповеди.

Но, несмотря на преклонение перед украинским народом, Журавлева тянуло на Родину.

Он вернулся в Россию в 2003 г., обосновался в Туле и стал основывать приходы в разных регионах РФ. К концу 2006 г. функционируют общины в Москве, Удмуртии, Ярославле, Свердловской и Челябинской областях. Российские приходы ПРЦ в России получили название ПОАКМ, но это одна и та же церковь – в России она называется ПОАКМ, на Украине - ПРЦ. Функционирует "интернет-семинария" с центром в Туле. ПОАКМ издает журнал "Обновленец".

ПОАКМ формально является ветвью либеральной церкви "Возрождение". Журавлев считает себя прямым продолжателем дела обновленцев 20-х – 30-х годов. ПОАКМ причислила к лику святых (в ПОАКМ святые - благочестивые люди, с которых надо брать пример, но молиться им нельзя) Александра Введенского, Антонина Грановского и других деятелей обновленчества, а также Александра Меня. В богослужении в основном используется перевод литургии на русский язык Грановского. Но эта идейная связь с обновленчеством и церковью "Возрождение" может ввести в заблуждение относительно ее природы. С обновленчеством ПОАКМ объединяют ее неприятие института монашества, в т. ч. и женатого епископата. Сам Журавлев женат, у него шесть человек детей. Журавлев отвергает православную аскетику и культ святых. Он - сторонник всемерной демократизации церковной жизни (выборности епископов и священников, усиления роли мирян – "даже протестантский пастор часто бывает маленьким папой для своей общины, подавляющим духовную свободу своих прихожан"). В церкви Журавлева признается женское священство. На Украине уже есть женщины – священники, несколько кандидаток - россиянок учатся в семинарии и скоро возглавят приходы.

Все эти черты ПОАКМ позволяют описать ее как крайне либерализованное православное течение, но есть в вероучении ПОАКМ особенности, которые в либеральное определение не вписываются. В идеологии созданной Журавлевым церкви много чисто протестантских черт – спасение признается возможным в любой христианской конфессии, признаются доктрины предопределения к спасению, "второго рождения" и всеобщего священства, предпочтительным считается крещение взрослых, признаются дары Святого Духа, в том числе глоссолалия. Члены ПОАКМ признают избранность еврейского народа, кое-где оказывают символическую помощь синагогам, помогают евреям переезжать в Израиль, миссионерствуют среди евреев, но "только среди атеистов".

Если идеология ПОАКМ выглядит либеральной в сравнении с традиционным православным вероучением, то на протестантском фоне ПОАКП выглядит довольно консервативно. В церковной жизни упор делается на библейские занятия, авторитет Библии непререкаем. ПОАКМ придерживается строгой традиционной христианской морали - осуждается гомосексуализм, аборты, секс вне брака и т. д. Неудивительно, что консервативные протестантские церкви (и в России и на Украине, и в США, и в Германии) видят в церкви Журавлева своего союзника. Протестанты часто приглашают Журавлева выступить в своих церквах и семинариях, публикуют его статьи в своей периодике. Большинство общин ПОАКМ – ПРЦ собираются в помещениях протестантских церквей, где им с удовольствием предоставляют возможность совершать богослужения.

Когда Журавлев рассказывал мне о своей церкви, я не выдержал и спросил его – почему же она "православная", не следует ли Вам прямо сказать, что Вы протестанты? Основатель ПОАКМ стал с жаром доказывать мне превосходство православной традиции над протестантской. В православии им ценятся литургия, культурная традиция и "содержащаяся в богословии, но не в церковной практике идеология соборноправности". Журавлев, высоко ценящий наследие обновленцев начала XX века, считает его несравненным достижением православия. Для него обновленчество – и есть то православие, которому он верен. Помимо группировки Линицкого-Тимирциди-Якунина он также положительно относится к Богородичному центру, с которым планирует установить контакты и сотрудничать.

Появление ПОАКМ – закономерное явление. Недаром общины ПОАКМ растут как грибы после дождя. И это в то время, когда церковь "Возрождение" имеет минимальное число прихожан и практически не растет. Евангелическая, протестантская идеология с конца 80-х гг. успешно завоевывает в России души людей. Численность практикующих протестантов растет быстрее, чем представителей какой-либо иной религии или христианской конфессии. Естественно, что возникло религиозное течение протестантское, евангелическое по существу, но сохраняющее верность русской духовной и культурной традиции, черпающее вдохновение в вере предков.

Сергей Филатов,
"РУССКОЕ РЕВЬЮ КЕСТОНСКОГО ИНСТИТУТА"

ноябрь 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования