Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ДОБРЫЕ ЛЮДИ": "Остров" безысходности или опасность православия


Наметившаяся в последнее время тенденция сближения церкви и государства в России находит свое отражение не только в продвижении РПЦ в армию, больницы, школы и даже детские сады… Вышедший недавно на экраны кинотеатров фильм Павла Лунгина "Остров" можно смело отнести к разряду "госзаказ". Правительству, коль оно негласно приняло православие за государственную религию, нужно, чтобы новая идеология постепенно восстановила свою подмоченную репутацию и завоевала сердца россиян.

Фильм "Остров", как оценил его известный диакон Андрей Кураев, явил собой честную, отрезвляющую картину о православии, главной удачей которого является "очень правильное понимание пути святости".

Давайте разберемся, в чем же раскрывается этот "путь святости". Отметим три момента бросающихся в глаза: акцент на чудесах, беспросветный грехоцентризм и страх перед небесным СТРАШНЫМ Мздовоздоятелем, Судьей, Наказующим.

Чудеса исцеления, прозорливость, способность предсказывать будущее, изгнание бесов… – казалось бы – неоспоримые атрибуты истинного православия. Но скажите, чем эта церковная магия отличается от той, что рекламируют в газетах в разделе "Знахари. Колдуны. Потомственные ворожеи"?????? Люди едут к "старцу" (ну если только по годам) Анатолию не для того, чтобы узнать Бога, возжечь свечу веры в сердце, приобщиться к духовности и мистике христианства, а лишь для решения своих проблем. И он эти проблемы решает не хуже тех же самых знахарей и колдунов – канонической молитвой.

А я, простой смертный, думаю, что Христос исцелял СИЛОЙ СВОЕЙ ЛЮБВИ. Эта была такая Любовь, что даже мертвых воскрешала. Ну, уж по крайней мере не магическим ритуалом. Иначе чем Он отличался бы тогда от знахарей разных и колдунов? Количеством чудес что ли?

В фильме же ни о какой любви старца Анатолия – будь то ко Христу, или к людям (вспомните эпизод приема посетителей) – речи не идет. Кажется, Мережковский писал: страх изгоняет всякую любовь, а любовь, кстати, изгоняет всякий страх ("их" же апостол Павел). Анатолий всю жизнь кается и винится перед Страшным Судией. Сам не познал Бога, не обрел мира в сердце ("нет мира у меня в душе"), а потому и других ничему не может научить. Если старец Анатолий – не проводник Божией любви (что возможно лишь если сам любишь, ведь Тот никого не насилует Своей любовью), то проводником чего он был? Потому и являл собой как бы стороннего посредника между "Всемогущим" и грешными искалеченными рабами божьими (хотя сам Христос говорил: уже не называю вас рабами, но друзьями). Но, что интересно, именно мистические способности (сомнительного происхождения) и выдаются за признак святости. Видно православие настолько выродилось, что единственное, чем они могут заинтриговать и привлечь внимание – это внешние чудеса. Не новый человек (во Христе вы новая тварь – опять же апостол Павел), не победа над грехами, не радость от веры, не все прощающий Любящий Небесный Отец, а "чудеса", которые к тому же показывают, что ничего кроме бесов внутри людей нет.

Лунгин в интервью журналистам говорит, что мир сегодня не понимает, куда идет, при этом "Россия похожа на лабораторию Бога, в которой он ставит над нами эксперимент… Поэтому здесь происходит то же самое, что и в других странах, но доведенное до абсурда". Ах вот ты какой, бог Лунгина! - такой, в какого благословит верить главный ПОП. Эдакий кукловод-экспериментатор, всемогущий вседержитель, записывающий грешки каждого и со злобной ухмылкой поджидающий на том свете: на сковородку его! – и воспринял бог благоухание приятное (из библии). Старец Анатолий перед смертью: "Помирать не страшно, страшно перед Богом с грехами предстать". То есть – не простит. Сколько злодеев знаю, но этот превзошел все – заставил бедного Анатолия Мамонова всю жизнь каяться в грехе, который тот не совершал, открывал ему будущее и прошлое других, а самого мучил до последнего.

Но каков триумф этого кровопития, – после того, как открывается правда, Анатолий умирает. В чём тогда, простите, вообще смысл этого фильма? Смысл в тооом (это должно прозвучать таким менторским тоном), что смысла НЕТ, что наша власть пытается сегодня реанимировать и дать новое дыхание давно умершему православию, и поставить его на служение себе – эдакий комиссариат наших дней. Смысл в том, что православию не к чему призвать, не чем вдохновить (вспомните, как рванулась молодежь в храмы, когда их открыли, и как пусты они сейчас). Остается лишь уповать на сомнительного рода чудеса и мертвый культ.

Но "Остров" – не просто фильм, в очередной раз доказавший пустоту современного православия. Это ОПАСНОСТЬ. Насаждается выгодный церкви и власти образ злобного божка (ты мне в этой жизни, – я тебе в той). Фильм разделяет Бога и человека, избранных монахов-отшельников и неспособных спать на угле мирян. Нет духовного пути для всех. Только для церковников. Нет смысла в этой жизни, и за гробом хорошего ждать нечего. Человек – проклятое, греховное существо, которое должно всю жизнь трястись, как бы не умереть без покаяния перед встречей со страшным СУДИЕЙ.

К сожалению, забитый смиренный раб всегда был на руку нечистоплотной власти и церковному институту. Поэтому, приняв образ веры фильма "Остров" как "очень правильное понимание пути святости", правительство России вместе с РПЦ встает на опасную дорожку, не раз приводившую к революциям, восстаниям и взрывам людского негодования.

Были же на Руси прекрасные любящие старцы (Серафим Саровский, например), учащие о Добром Боге! Знаю точно – есть и сейчас. Нужно только оторвать мягкое место с кресла кинотеатра и пойти искать.

Добрынин Роман, свободный журналист

6 декабря 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования