Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ОГОНЕК": Турецкий гамбит Римского Папы. Папа сначала шокировал мусульман цитатой из византийского императора Мануила, а теперь совершил паломничество на его родину. (Полная версия)


"Нео-средневековый" Папа Бенедикт XVI сначала шокировал мусульман "богохульной" цитатой из византийского императора Мануила, а теперь еще и совершил паломничество на его родину. Ради мечты о Евросоюзе, турецкие политики закрыли глаза на агрессивные настроения исламских масс и уступили Папе...

Глобализм по-ватикански?

Контекст "историческому" визиту Папы Бенедикта XVI в Турцию был задан два с лишним месяца назад. Тогда, во время своей поездки на родину, в Баварию, понтифик шокировал мусульманский мир цитатой из "письма персу" византийского императора Мануила Палеолога, утверждавшего, что ислам принес лишь насилие и кровь. Вся подготовка к визиту понтифика в Турцию проходила под сенью этой "регенсбургской цитаты". Исламский мир требовал возмездия и угрожал, а христианский самодовольно ухмылялся: "Утрем вам нос, братья-мусульмане!" Слухи о готовящихся покушениях, грозные манифестации исламистов, выход в свет романов об убийстве Папы, наконец, прибытие в Турцию агентов "Моссада" для охраны понтифика - таков фон сей "пастырской поездки". Если накануне первого визита нового понтифика в мусульманскую страну искусственно нагнетаются такие страсти, значит это кому-нибудь нужно. Каков конечный пункт хитроумно прочерченной "дорожной карты" Регенсбург - Рим - Стамбул?

Признаем честно: навещать в Турции кого-то с пастырскими целями Папе особых резонов нет. Католики составляют менее 0,05 % населения этой традиционно исламской страны. В России, к примеру, доля католиков в десятки раз больше. На протяжении почти всего ХХ века Турция вела жесткую антихристианскую политику и вытеснила со своей территории почти всех греков и армян, которые и составляли ее христианскую общину. Первый по чести в православном мире Патриарх Константинопольский (он же - Вселенский) Варфоломей I ютится на полуподпольном положении в стамбульском районе Фанар, с грустью констатируя, что его паства в Турции не превышает 4 тысяч человек. Турецкие власти отказываются предоставить Константинопольской патриархии статус юридического лица и возобновить работу ее богословской школы. Может статься, что следующего Патриарха будет выбирать не из кого. Патриарх Варфоломей считает, что именно после "антимусульманской" речи Папы в Регенсбурге его визит в мусульманскую страну особенно важен - "чтобы устранить любое недопонимание". "Мы не желаем оскорблять Пророка, - говорит Патриарх, - так же как и не хотим, чтобы оскорбляли Иисуса Христа".

Исламская же община Турции объединяет 99 % ее 50-миллионного населения. Хотя современная Турция - подчеркнуто светское государство, в последние годы в ней набирает силу исламизм. Премьер-министр страны Реджеп Эрдоган принадлежит к Партии справедливости и развития, стоящей на исламистских позициях. Правда, он считается представителем либерального крыла Партии, но сторонники "исламского пути развития" Турции не ощущают себя оппозиционерами. Они организованно вывели на улицы всех крупных городов страны по нескольку тысяч своих последователей, которые несли стандартные лозунги с осуждением Папы и напоминанием, что "Иисус - это Иса, пророк Божий", а не Тот, за Кого Его почитают христиане. Популярная турецкая радиостанция устроила в прямом эфире марафон "Папа, пожалуйста, уходи домой: 94 часа 50 минут с Пророком", а в книжных магазинах страны появилась криминальная повесть "Покушение на понтифика" с подзаголовком: "Кто убьет Папу в Стамбуле?"

Настроения турецких мусульман на языке геополитики попробовал выразить лидер Исламского комитета России Гейдар Джемаль. По его мнению, каждый визит Папы "в любую страну есть не что иное, как подтверждение его духовной власти над этой страной, утверждение того, что эта страна входит в римско-католическое царство. Таким образом, все эти визиты не что иное, как очень тонкая форма духовно-политической экспансии католицизма". Как известно, на территории Турции до середины XV века располагалась Восточная Римская империя, Византия. "А Римско-Католическая Церковь, - напоминает Джемаль, - использовав Византию для крестовых походов, вместе с тем, всегда боролась с православием. Вспомним, что крестоносцы уничтожили Византию... Папа поехал в Турцию напоминать о том, что был период, когда Малой Азией владела католическая Церковь". С ним категорически не согласен историк Церкви игумен Иннокентий (Павлов). Визиты Папы, по его мнению, "уже, слава Богу, никакого политического значения не имеют. Католическая Церковь наконец отделена от политики, от мира сего и его суетных забот".

Хотелось бы в это верить, но хроника визита опровергает столь возвышенную декларацию.

Византийская дорога в ЕС

"Это, конечно, не Иоанн Павел II", - ностальгически констатировали турецкие СМИ, сравнивая визит Бенедикта XVI с приездом в Турцию его предшественника 27 лет назад. Тогда турки восторженно рукоплескали понтифику, а он целовал их землю и обнимал их детей. Ныне, по причине необычайных мер безопасности, простой народ не видит Папу, которого возят в бронированном "мерседесе" под барожирующими вертолетами. Правда, слухи о бронежилете, который якобы специально сшили для Папы, не подтвердились. Зато на официальных приемах Бенедикт XVI надевает моцетту - красную накидку, отороченную горностаевым мехом, которую, ради скромности и из уважения к "зеленым", Папы отменили еще 50 лет назад.

Главная интрига - встретится ли Папа с премьером-исламистом Эрдоганом - сохранялась до последнего. Лишь когда самолет понтифика уже вылетел из Рима, Эрдоган заявил, что побеседует с гостем 15 минут в аэропорту. Этого времени хватило, чтобы обменяться любезностями, наградами и осудить фанатиков. Визит имеет статус государственного, но никаких гимнов и маршей почетного караула, вопреки протоколу, в аэропорту не было. Проводив премьера на саммит НАТО в Ригу, Бенедикт XVI отправился возлагать венки к мавзолею Кемаля Ататюрка, которого друзья считали атеистом, во многом ориентировавшемся на большевицкую Россию. Неожиданно любезен с гостем был министр религии Турции Али Бардак оглу, еще недавно призывавший не пускать "хулителя Пророка" в страну.

Утром 29 ноября понтифик выехал из "обеззораженной" столицы в "город своей Голгофы", как назвали Стамбул благочестивые католики, переживающие за жизнь своего верховного пастыря. По дороге он остановился в Эфесе, где совершил краткую мессу в Доме Марии, который почитают и мусульмане. Пребывание в древнем Константинополе, естественно, началось со встречи с местным Патриархом Варфоломеем, с которым Папа не расставался до самого конца визита, то есть до 1 декабря. Они сначала переговаривались за закрытыми дверями, потом в расширенном составе, потом пошли на мессу, которую служил понтифик, а на следующий день - на литургию, которую возглавил Патриарх. Вместе обедали, ужинали, уточняли детали совместной декларации, подписание которой стало финальным аккордом визита. Все это подтверждает версию церковных аналитиков, что главная цель визита - поддержка Папой православного Константинопольского патриархата, который совсем уж зажали турецкие власти. Кстати, с этой версией согласились 44 % посетителей популярного российского интернет-издания о религии "Портал-Credo.Ru".

Апогеем братания главы католиков с "первым по чести" Патриархом православного мира стала литургия в патриаршем соборе св. Георгия в стамбульском районе Фанар 30 ноября, когда отмечался день памяти св. апостола Андрея Первозванного, основателя Константинопольской Церкви. Приветствуя Папу, Патриарх Варфоломей признался, что очень скорбит, ибо "две Церкви еще не соединены" и не могут вместе совершать таинства. После литургии два церковных лидера стояли рядом, а к ним по очереди подходили молящиеся, которых они так же по очереди благословляли. Консервативная церковная общественность увидела в этом "очередное отступления от православия в ересь экуменизма".

Чуть позже в тот же день два предстоятеля подписали совместную декларацию. Там есть такие знаменательные слова: "Мы не можем игнорировать нарастание секуляризации, релятивизма и нигилизма, особенно в западном мире. Все это требует обновленной и сильной проповеди Евангелия, адаптированной к современным культурным тенденциям... Католики и православные призываются действовать сообща ради уважения прав человека... Хотим выразить нашу тревогу за те отрицательные последствия, которые могут возникнуть для человечества и для всего мироздания из-за необузданного экономического и технологического прогресса".

Папу изо всех сил удерживали от посещения Святой Софии - грандиозного главного собора Византии, обращенного турками в мечеть и уже в ХХ веке преобразованного в музей. Этот памятник - традиционный предмет горячих споров между консервативными православными, мусульманами и сторонниками светского государства. Турецкой полиции единственный раз за время визита пришлось применить грубую силу, чтобы расчистить Папе дорогу в храм, перегороженную протестующими массами. Возможный скандал Бенедикт XVI сразу же поспешил предотвратить, направившись в соседнюю мечеть Султанахмет, известную также как Голубая мечеть. Как передают очевидцы, входя в нее, понтифик снял обувь, а внутри помолился, обратившись лицом в сторону Мекки.

Впрочем, главная сенсация визита не в этом. Еще будучи кардиналом, Папа Ратцингер жестко и прямолинейно высказывался против вступления Турции в ЕС. Прямо накануне визита глава ватиканского МИДа архиепископ Доминик Мамберти заявил, что Святой Престол не имеет официальной позиции по вопросу евроинтеграции Турции. Итальянская "Репубблика" предположила, что мишенью экстремистов, помимо Папы, станет вошедший в его свиту кардинал Вальтер Каспер, который наиболее резко

высказывался против принятия Турции в ЕС. И вдруг, прямо в аэропорту Анкары, на первых же минутах визита, Бенедикт XVI говорит, что поддерживает стремление турок в объединенную Европу. Конечно, позже он обставит эту поддержку массой условий, первое из которых - прекращение дискриминации Константинопольского патриархата. Но ведь главное состоит именно в этом слове - "поддерживает".

Это "Божественное откровение Папы" на вполне политическую тему и станет главным итогом его визита в Турцию. Последней же, под консолидированным давлением Запада и католической Церкви, придется-таки пойти на уступки в вопросе о статусе Константинопольского патриархата, само существование которого, видимо, напоминает туркам: "Ще не вмерла Византия!"

Россия - не Турция!

После столь рискованного визита Бенедикта XVI в мусульманскую страну, которому рукоплещет Запад, не стала ли чуть ближе перспектива его приезда к нам, на Русь святую? А что - католиков в России гораздо больше, чем в Турции, оба государства формально светские, в обоих есть влиятельные православные Патриархи. Да и отношения РПЦ с Ватиканом заметно потеплели после того, как потенциальным партнером Патриарха-немца Алексия Ридигера по переговорам стал Папа-немец Бенедикт Ратцингер. Но РПЦ пока непреклонна, и адвокатом этой непреклонности выступает уже упоминавшийся идеолог российских исламистов Гейдар Джемаль. "Православная Церковь так жестко выражает протест против визита Папы Римского в Россию потому, - утверждает он, - что допустить этот визит все равно, что признать, будто Россия находится под омофором католической Церкви, входит в систему духовных владений католицизма, является частью его всемирной империи".

Между прочим, после ухода в мир иной славянского Папы Иоанна Павла II, активно рвавшегося в Россию, сами российские католики перестали настаивать на своем праве принять Наместника Христа на родной земле. В архиепархии Божией Матери в Москве говорят, что сейчас католики более трезво оценивают ситуацию, чем несколько лет назад, и не хотят подрывать хрупкий диалог, который начал возобновляться между Ватиканом и Даниловым монастырем. В Даниловом же монастыре подтверждают, что "еще не время", встреча глав Русской и Римской Церквей подготовлена еще недостаточно, сохраняется риск ее "превращения в дешевую сенсацию или политическое шоу".

Ну что ж, Турция, по крайней мере, хочет стать европейской страной, и принимает Папу. А Россия?...

Папа Бенедикт XVI: от Регенсбурга до Стамбула

Хроника скандала накануне визита понтифика в Турцию

12 сентября - Лекция в университете г. Регенсбурга (Германия), во время которой Папа процитировал слова из "письма к персу" (так в византийской традиции называли турок) константинопольского императора Мануила II Палеолога (начало XV в.): "Покажите мне, что нового принес пророк Мухаммед в этот мир, и вы увидите только зло и бесчеловечные вещи".

13 сентября - Первые протесты исламского мира против слов Папы. Руководитель турецкого правительственного комитета по делам религии Али Бардакоглу назвал слова Папы полными "враждебности и злобы".

14 сентября - Руководитель пресс-службы Ватикана Фредерико Ломбарди сделал первое заявление о том, что Папа уважает ислам, но не приемлет насилие, мотивированное религией.

15 сентября - Представители Турецкой исламской партии заявили, что Папа Римский так же трактует историю, как это делали Гитлер и Муссолини.

В Риме усилены меры безопасности вокруг Ватикана.

16 сентября - Начались поджоги христианских церквей в Палестине.

17 сентября - Президент РФ Владимир Путин выступил с призывом к лидерам мировых конфессий проявлять ответственность и сдержанность.

В Сомали убита католическая монахиня.

Папа принес извинения мусульманам.

18 сентября - На массовых манифестациях в Ираке сожгли чучело Бенедикта XVI, флаги Ватикана, США и Германии.

Духовный лидер и руководитель Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что высказывания Папы стали "последним звеном в цепи заговора по развязыванию "крестового похода" против ислама.

19 сентября - Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад выразил свое уважение Папе Римскому Бенедикту XVI.

20 сентября - Бенедикт XVI еще раз выразил сожаление в связи со своими высказываниями об исламе.

21 сентября - Католики и мусульмане России провели "примирительную" пресс-конференцию в Москве.

25 сентября - Папа встретится с послами мусульманских стран и лидерами мусульманской общины Италии.

26 сентября - Организация Исламская конференция призвала Бенедикта XVI извиниться за свои недавние высказывания об исламе.

Конец сентября - Берлинский оперный театр снял с репертуара оперу Моцарта "Идоменей", в которой один из персонажей - пророк Мухаммед. Причина - опасения того, что опера может оскорбить чувства мусульман.

22 октября - Бенедикт XVI поздравил мусульман всего мира с завершением Рамадана.

23 октября - Впервые в своей истории Ватикан выпустил официальный документ на арабском языке.

11 ноября - Бенедикт XVI провел дискуссию с известным мусульманским ученым, специалистом по межрелигиозному диалогу Мустафой Шерифом.

28 ноября - Папа прибыл в Турцию.

Отношения Римских Пап с  Турцией в XX веке

1934 - 44 - Архиепископ Анлжело Ронкалли, будущий Папа Иоанн XXIII, работает Апостольским делегатом (консулом Ватикана) в Турции. За свою любовь к этой стране и ее народу получил прозвище "друг турок", а позже в его честь назвали стамбульскую улицу.

Июль 1967 - Папа Павел VI стал первым главой католической Церкви, приехавшим в Турцию. В знак примирения он вернул Турции штандарт, захваченное как боевой трофей армией Папского государства в 1571 году.

Ноябрь 1979 - Визит в Турцию Иоанна Павла II был приурочен ко дню памяти св. апостола Андрея Первозванного, по преданию, основавшего Константинопольскую Церковь.

1989 - Папа Иоанн Павел II принял Епископскую конференцию Турции и поддержал христианское население этой страны, подвергающееся дискриминации.

2000 - Иоанн Павел II попросил у мусульман прощения за злодеяния, учиненные христианами в эпоху Крестовых походов.

Александр Солдатов, Ричард Павлов,
"ОГОНЕК"

декабрь 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования