Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВАЯ.RU": Крестоносец в мечети. Глава Ватикана проявил подчёркнутое уважение к исламу


Папа римский Бенедикт XVI наконец-то посетил Турцию. Говорю "наконец-то", потому что визит готовился ещё его предшественником, но по самым разным причинам постоянно переносился.

Учитывая совсем недавние высказывания нового папы, бывшего кардинала Йозефа Ратцингера, об исламе (к критике ислама они имели весьма опосредованное отношение, однако мировые СМИ подали их именно в таком ключе), в Турции его и на этот раз особенно не ждали, хотя отказывать понтифику было уже попросту неудобно. Политическая элита страны на время визита попыталась разбежаться по более важным мероприятиям (например, премьер-министр Р.Эрдоган должен был отправиться в Ригу – по делу и срочно, поскольку там проходил саммит НАТО), но буквально накануне "наверху" всё же было принято другое решение. Папа Бенедикт и "исламистский премьер" Эрдоган буквально на несколько минут встретились в аэропорту турецкой столицы, и встреча их закончилась "на позитивной ноте" – Бенедикт XVI наконец-то поддержал стремление турок к интеграции в Европу (напомню, что, будучи кардиналом, он выступал категорически против того, чтобы Турция вступила в ЕС). Конечно, "евроинтеграцию" можно понимать по-разному, но сам факт позитивного отношения папы к этим вопросам был воспринят турками "на ура". В результате на второй день визита турецкая пресса стала писать о понтифике намного теплее, да и сам он турок не подвёл – прочитал молитву на турецком языке, говорил о своей любви к Турции и даже размахивал национальным флагом.

Подчёркнутое уважение глава Ватикана проявил и к исламу. Уже в аэропорту он спрятал подальше от камер и объективов нагрудный крест. Но самое важное случилось в Стамбуле. А именно — папа не стал молиться в соборе Св. Софии (который в Турции официально называется "музей Айя-Софья").

Тут надо сделать небольшое отступление. Местная пресса почему-то проявила крайний интерес к теме посещения папой Софийского собора. В особенности же – к вопросу о том, будет ли папа произносить в нём католические молитвы. Турки почему-то подозревали понтифика в стремлении таким образом "переосвятить" музей и снова превратить его в храм. На страницах газет всерьёз бушевали дискуссии о том, сколько времени папе потребуется для совершения чина повторного освящения. Оптимисты утверждали, что много, причём некоторые из них ссылались на повесть Е.Чудиновой "Мечеть Парижской Богоматери", которая, собственно говоря, заканчивается чем-то подобным – там христианским повстанцам требуется для переосвящения храма никак не меньше часа. Пессимисты намекали, что хитрые ватиканские иезуиты, наверно, давным-давно уже придумали какой-нибудь особо сокращённый чин, и стоит папе произнести несколько слов, как музей превратится в христианскую церковь. А после этого быстро настанет конец и современной Турции, и турецкому исламу.

Между тем, папа порадовал турок и на этот раз. Он помолился – где бы вы думали? – в Голубой мечети, которая находится напротив "музея Айя-Софья". По совету стамбульского муфтия Бенедикт XVI снял ботинки и, обратившись лицом к "кибле", указывающей на Мекку, произнёс молитву. При этом, в знак толерантности, он ни разу не совершил крестного знамения.

Как можно легко убедиться, самой важной частью визита папы в Турции были отнюдь не беседы с официальными лицами страны, а встречи с "вселенским патриархом" Варфоломеем и некоторыми другими представителями немусульманских конфессий Турции.

Ещё одна тема, которая волновала турецкое общественное мнение – объединение церквей. Здесь сразу решили, что папа едет в Анкару и Стамбул не для того, чтобы общаться с руководителями страны (хотя формально и вынужден это сделать). На самом деле Бенедикт замыслил глобальный план – постепенное воссоединение православия с католичеством. Ведь Евросоюз постепенно начинает принимать в свой состав новые православные страны – Болгарию и Румынию, в перспективе и Сербию. И через 10-15 лет Православие в ЕС будет ничуть не менее влиятельным, чем католицизм и атеизм (поскольку различные версии протестантизма в расчёт можно не принимать – они слишком разобщены). Значит, Рим уже сейчас должен делать шаги, которые потом помогут ему ладить с православными, рассчитывать на их помощь в деле "создания Европы, основанной на христианских ценностях" (похоже, нынешний папа всерьёз намерен реализовывать этот проект).

Правда, ничего особенного из "братского общения" Бенедикта с Варфоломеем пока не проистекло. Они приняли совместную декларацию, в которой упор сделан на необходимость стремления к единству и даже на восстановление полного общения православных и католиков. В документе упоминается о работе смешанной комиссии по богословскому диалогу, причём стороны считают, что она идёт успешно. Дальше в тексте декларации можно встретить обтекаемые туманные фразы вроде признания необходимости "обновлённого и сильного проповедования Евангелия, адаптированного к современным культурным тенденциям" (понимай, как хочешь), желания "сохранить христианские корни, традиции и ценности" в Европейском Союзе и тому подобное.

Что характерно, в декларации упоминается Турция (без называния имени), но в каком контексте? Как земля с христианским наследием, где встретились Евангельское послание и древняя культурная традиция (видимо, имеется в виду античная традиция). С точки зрения турка-националиста или исламиста, звучит это зловеще.

Кроме того, патриарх и папа в декларации прошлись по ситуации на Ближнем Востоке и отрицательным последствиям глобализации – вполне в предсказуемом ключе.

Что же в итоге? Да ничего особенного. Никто из участников диалога не намерен сдавать богословских позиций, никакой "торговли о филиокве", которую предсказывали турецкие журналисты, не случилось. В принципе, сам факт встречи патриарха и папы, думается, явление положительное. Другое дело, что Варфоломей, явно претендующий на роль "православного папы" (при почти открытой поддержке США), будет этим фактом пользоваться в своих целях.

Однако для пресловутого "объединения церквей" не сделано ни шага, ни даже полшага. И это, вероятно, хорошо – ибо такое объединение может привести только к новым расколам. Папа произвёл впечатление человека, способного на фанатизм в хорошем смысле этого слова. Во всяком случае, он продемонстрировал какое-то уже почти забытое католическое отношение к исламу (впрочем, и к другим конфессиям тоже): формально – подчёркнутое уважение, а по сути, в официальном документе, объявление всей исламской традиции "абсолютным нулём", этаким "туманом", временно покрывшим христианские пространства Малой Азии.

Это, конечно, не "объявление крестового похода против ислама", как уже поспешили заявить некоторые исламисты. Это намного более хитрая тактика – получается, что папа уже объявил о победе в таком походе. В сущности, весь итог папской поездки можно свести к анекдотической фразе "вас здесь не стояло". Именно таково послание Бенедикта XVI исламу. Получается, что папа действительно "уважает ислам" – но уважает весьма специфическим образом, как некое заблуждение тварей Божьих, ещё не ставших людьми в полном смысле этого слова. Он и общался с ними, как с "тварями", которым ещё неизвестно что придёт в голову, и, значит, надо соблюдать максимальную осторожность. Больше всего визит понтифика напоминал некое "путешествие в царство Иных", где ему удалось найти "пленённые души" и предложить им путь к свободе. Подозреваю, что именно такой сюжет собиралась разыграть римская курия. И это ей неплохо удалось.

В общем, Бенедикт XVI выгодно отличается от своего предшественника блеском в глазах и почти запредельной "пассионарностью". Страстность эта, конечно, сугубо католического свойства, за ней стоят века весьма непростого этического и философского опыта. Но, похоже, пока во главе католической церкви стоит этот человек, мы увидим ещё много интересного. То, что происходит – только первая серия большого блокбастера под сложным названием "Постструктуралистское Средневековье". Фильм этот, конечно, "не для всех". Но тем он привлекательнее…

Вадим Нифонтов,
"ПРАВАЯ.RU"

2 декабря 2006 г. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования