Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВСЕРОССИЙСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОНГРЕСС": Перспектива клерикализации беспокоит грамотных и неравнодушных


В СМИ продолжают появляться отзывы представителей государственных и общественных организаций на сообщение о намечающейся акции православных фундаменталистов. Сторонники клерикализации светского образования посредством введения обучения религии в программу обязательного курса в средних общеобразовательных школах соберутся перед зданием Общественной Палаты РФ на Миусской площади в Москве перед плановым совместным заседанием комиссий ОП 27 ноября 2006 года. В заседании будут участвовать комиссий Общественной Палаты по вопросам толерантности и свободы совести, по вопросам интеллектуального потенциала нации, по вопросам сохранения культурного и духовного наследия. Как известно, на нем планируется обсудить проблемы преподавания в общеобразовательной школе предметов и курсов по истории и культуре религий, вопросы совершенствования нормативно-правовой базы изучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозной культуры на основе различных мировоззренческих и методологических подходов.

Намеченная акция православных фундаменталистов будет носить протестный характер, так как сторонников введения клерикального образования в стране пугает перспектива изучения проблемы членами ОП в свете Конституции РФ.
Отзывы о предстоящей акции протеста продолжают поступать и в Институт свободы совести (ИСС), который занимается специальным исследованием, касающимся процесса наступления клерикализма на светские и государственные институты в Российской Федерации. Некоторые из них предлагаются вниманию аудитории сайта Всероссийского гражданского конгресса.

Зоя Шаргатовазаместитель Председателя муниципального Собрания Дорогомилово, Москва:

- Попытки влезть "на халяву" в государственную систему образования возмущают всякого здравомыслящего гражданина страны. Существующее школьное образование построено и действует за счет денег всего общества для всех его граждан. Вместо того, чтобы крикливо и нагло внедряться в государственные школы, РПЦ и ее горячим сторонникам давно следовало бы начать планомерную и серьезную работу по созданию альтернативной, православной системы среднего образования. Открывайте школы, которые давали бы полноценное среднее образование по всем предметам в рамках государственного стандарта образования, а кроме того, давали бы дополнительные знания по религиозной тематике и воспитывали бы учеников в определенных рамках религиозной морали. Да еще сделайте эти школы такими хорошими, чтобы в них конкурс был при поступлении. А родители имели бы возможность выбирать, в какой школе учиться их детям - православной или светской. Но это трудная, кропотливая, многолетняя работа, которой "горячие православные парни" заниматься не хотят и не умеют. Гораздо проще и интереснее собираться на крикливые митинги и требовать от государства заставить всех детей многонациональной страны изучать православие.

Самое интересное, что все это уже было в истории России. Преподавание Закона Божия, как известно, было обязательным в дореволюционных школах. И дети католического, иудейского и мусульманского вероисповедания вынуждены были простаивать многочасовые молебны, изучать и сдавать православные предметы, а дома выслушивать, что все это ерунда и глупость и нужно только для получения аттестата (знаю это по рассказам своей бабушки-польки католического вероисповедания). Не эти ли "двойные стандарты" мировоззрения значительной части населения России позволили большевикам так легко уничтожить православную церковь и породить несколько поколений безбожников? Подумайте, "оглашенные".

Валерий Кувакин - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского гуманистического общества:

- Усиление давления РПЦ МП на школу и государственные учреждения - это естественное проявление властных потребностей церкви. Введение вероисповедных дисциплин в школу чревато самыми губительными последствиями. Нарушение ряда статей Конституции РФ означает в данном случае не просто противоправное действие. Введение ОПК в программы государственных и муниципальных образовательных учреждение, по сути, крайне опасная по своим последствиям инициация и обострение этнических, национальных, религиозных и идеологического противостояния и конфликтов в школе, среди детей. Клерикализация школы - это политический процесс, не имеющий ничего общего с образованием и воспитанием. Если с 1 по 11 класс мы начнем идеологически и конфессионально насиловать школьников, то в итоге не получим ничего кроме различных отрядов враждебных друг другу религиозных экстремистов и людей ненависти. Что может быть страшнее этого!? Возможно, только то, что среди тех, кто стремится внести этот раздор, есть люди, которые хорошо понимают это, но жаждут новых кровавых конфликтов в России и целенаправленно готовят их.

Екатерина Элбакян - доктор философии, религиовед, автор и редактор Энциклопедического словаря "Религиоведение":

- Введение в светской госшколе, в противовес Конституционным нормам, согласно которым РФ светское государство, а школа отделена от церкви (религии,) ОПК, считают провокационным актом. Причем провокационным и в отношении РПЦ МП, ибо нет ничего худшего для православия (равно как и для любой др. религии) как ее жесткое навязывание. А предметы школьной программы, как известно, именно так и воспринимаются. Много ли литературных произведений обязательной школьной программы кто-то захочет перечитать в дальнейшей жизни, даже если это сочинения талантливых писателей (а по большей части они таковыми и являются)? Правильно, немного... Почему? Да потому, что ассоциативный ряд настолько силен в психике человека, что становится если не архетипическим, то ментальным. И навязанное (навязываемое) в детстве и юности очень часто отторгается в силу именно акта навязывания, (по)давления. Не говоря уже о юридической стороне вопроса, с морально-этической и психологической точек зрения в поликонфессиональной стране, где испокон веков проживает более ста народов и народностей, каждый из которых имеет свои особенности (культурные, религиозные, бытовые и т.д.), навязывать преподавание конфессионально (так же как и национально) ориентированных предметов - огромная ошибка и прямой вред для всех. И в политическом смысле, и в правовом, и в чисто человеческом аспекте... Для желающих изучать основы православия и православной культуры практически в каждом приходе есть воскресные школы, их права на получение подобных знаний никто не ограничивает. Но нельзя же ограничивать свободу выбора остальных...

Михаил Ситников,
"ВСЕРОССИЙСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОНГРЕСС"

27 ноября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования