Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Православная ассимиляция. Миссионеры РПЦ МП будут помогать выходцам из Китая прижиться в России


Об авторе: Станислав Александрович Минин, Павел Германович Круг - обозреватели "НГ-религий", приложения к "Независимой газете"

Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) заявил о намерении проводить миссионерскую работу среди китайцев, приезжающих в Россию. В опубликованном накануне интервью агентству РИА Новости сотрудник ОВЦС МП протоиерей Дионисий Поздняев, курирующий православные общины в Китае и Гонконге, подчеркнул, что обращение китайцев в православие "должно облегчить их ассимиляцию".

Зафиксированных на бумаге официальных программ, касающихся миссионерской деятельности среди выходцев из КНР, у ОВЦС МП пока нет. Об этом сообщил "НГ" сам Поздняев. Но и сложа руки в Русской Православной Церкви (РПЦ) не сидят. В частности, переводятся на китайский язык богослужебные книги (этим занимается Институт китайско-христианских исследований в Гонконге). А в российских духовных семинариях учатся 11 студентов из КНР, и Дионисий Поздняев рассчитывает на то, что они захотят остаться в России. Помочь РПЦ в деле "интеграции" своих соотечественников.

Вспоминается диалог между президентом РФ Владимиром Путиным и участниками Архиерейского Собора РПЦ в октябре 2004 г. Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов) сообщил Путину, что православное духовенство на Дальнем Востоке настораживает угроза "китайской экспансии". Китайцы, дескать, "везде и всюду выполняют работу, которой должны заниматься русские". "А вы не пытались обращать китайцев в православие? Подумайте об этом", – предложил президент. Судя по всему, в РПЦ на эту тему действительно задумались.

Опыт обращения китайцев в православие у РПЦ, конечно, имеется. Достаточно вспомнить духовную миссию в Пекине, которую в начале XIX века возглавлял известный востоковед и знаток китайского языка архимандрит Иакинф (Бичурин). Но двести лет назад как раз Китай был объектом российской экспансии, "зоной интересов". А православие не только выступало в роли официальной государственной идеологии – оно во многом определяло те нормы и ценности, по которым жило российское общество. Православие в России XIX века – это цивилизационный фактор, а обращение китайца в "русскую веру" – это, безусловно, действенный механизм интеграции.

Но то, что было хорошо в XIX веке, едва ли сработает сегодня. Дионисий Поздняев подчеркивает, что "православным китайцам будет проще найти общий язык с русскими", потому как православие – "основная религия в России". С точки зрения статистики это так. По данным последних соцопросов, в Приморье, одной из предполагаемых "зон" китайской экспансии, свыше 68% населения "предпочитает православие другим религиям". Но при этом лишь 10% опрошенных убеждены в том, что роль РПЦ во всех сферах жизни должна быть заметной.

Это примечательно. Религия может выступать в роли интеграционного механизма только в том случае, если в значительной степени определяет "цивилизационную матрицу". То есть аккурат присутствуя во всех сферах жизни, начиная с трудовой этики и заканчивая отношениями полов. Если этого не происходит, то религия постепенно смещается в сферу частной жизни, а религиозные организации фактически превращаются в "клубы по интересам". Популярные или нет – это уже другой вопрос.

Именно этот процесс и называется секуляризацией, и Россию, вопреки частым оптимистическим заявлениям священнослужителей РПЦ, он не обошел стороной. Православный китаец, может, и станет по-русски отвечать на "вечные вопросы", но проблемы, связанные с освоением природных ресурсов и технологиями, коммуникацией и этикой труда, по-прежнему будет решать по-китайски. А это и есть экспансия. Да и в целом китайская культура всегда демонстрировала удивительную способность к перевариванию и усвоению любой религиозной традиции, будь то христианство, ислам или иудаизм.

Больной вопрос: будут ли россияне лучше относиться к китайцам, принявшим православие? Снизится ли градус ксенофобии, будет ли постепенно избываться страх перед "желтой угрозой"? Едва ли. Потому как объект ксенофобии в данном случае – это не иноверец, а человек, занимающий в силу различных причин то место в системе производства, которое русский считает своим. Единая вера не заставит китайцев полюбовно делить с русскими рабочие места.

Конечно, "китайская экспансия" – не единственная проблема современной России. Но говорить о миссионерской деятельности среди китайцев для РПЦ куда безопаснее, чем заявлять, скажем, о проектах обращения в православие мигрантов-мусульман. Потому что российские мусульманские организации, с которыми РПЦ вовсе не с руки ссориться, не оставят подобную деятельность без внимания. За "религиозную идентичность" мусульман есть кому вступиться. Китайцам в этом смысле "повезло" меньше. Впрочем, сами они едва ли считают это обстоятельство сколько-нибудь значимым.

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 23 ноября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования