Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"SEMPER REFORMANDA": Старокатолики и старокатолицизм. Часть 2. Утрехтская уния в XX веке


(Начало здесь)

Во второй половине XX века огромный интерес старокатоликов привлекли литургические реформы II Ватиканского Собора. Выяснилось, что римская Церковь пошла не только путем упрощения литургии, что и предлагали в свое время старокатолики, но и пошли даже далее. Месса была еще проще, нежели в классическом латинском обряде, сохранявшемся и у старокатоликов. Как пишет одно из интернет-изданий американских старокатоликов, уже внутри самой этой Церкви была предпринята литургическая реформа наподобие постсоборной и создан обряд, в чем-то средний между традиционным латинским, немецким протестантским и православным.

В 1980 году епископ Йозеф Бринкес из Германии допустил локальную интеркоммунию (совместное причастие) между рядом протестанских деноминаций, которых не признавали в Утрехте, а чуть позднее, в 1983 году, посвятил женщин в диакониссы, не решившись, при этом, на введение женского священства. После долгих дискуссий в середине 90-х годов  этот вопрос был вынесен на конференцию старокатоликов в Скрэнтоне (США). Позитивное решение этого вопроса притормозили тринадцать делегатов, представлявшие канадских консерваторов - из группы так называемой "польской национальной католической Церкви в Канаде", старокатолической по догматике.

Старокатолические церкви сегодня

Сегодня в мире насчитывается около 300 самостоятельных религиозных групп. Большинство их собрано в рамках Утрехтской унии, однако по отдельности численность каждого из них крайне мала. Хотя раскол с римским католицизмом признается большинством этих групп за трагедию, в Утрехтской унии до сих пор не видят препятствий для присоединения к себе римских католиков, ушедших из Церкви в результате конфликтов с ее властями  или  пришедших из некатолических Церквей.

В настоящее время их можно разделить на три группы. Первая - самая старая по времени появления - материнская Церковь Нидерландов, затем церковные группы, отделившиеся после I Ватиканского Собора (Австрия, Германия, Швейцария, Чехия, Нидерланды. Третья, самая значительная, представляет собой конгломераты групп из польских религиозных диссидентов, появившихся в Северной и Южной Америке - объединенная экуменическая католическая Церковь, католическая апостольская Церковь, латинская апостольская Церковь Бразилии (близкая к харизматам), независимая католическая Церковь (дорожащая сохранением народной религиозной традиции). К этой группе относят также старокатолические Церкви Чехии и Словакии.

Практически каждая из старокатолических Церквей признает важность женского служения, однако, что касается их реального воплощения, то здесь есть тенденции как более консервативные, так и более либеральные. Сторонником последнего можно назвать, например, Жана-Мари Росэ, автора книги "Во имя Бога против церкви", в которой автор говорит только о незыблемости таких догматов, как Воскресение Христа, Троица и т.п. Все остальное в религиозной жизни подлежит переосмыслению и изменению. Нынешняя расплывчатая структура старокатолических Церквей предполагает такое свободное сосуществование церкви.

Как утверждают многие исследователи, старокатолицизм - явление, сходное с англиканством. Все более проявляющая себя наиболее консервативной с точки зрения дисциплины Утрехтская уния, однако, многократно опережает англиканство с точки зрения активности реформ и призывает к тому же Церковь Англии. По мнению многих, старокатолицизм - просто протестантизм в "римо-католической" оболочке, другие видят в старокатоликах прообраз Церкви будущего, того устройства, к которому рано или поздно придет и Рим.

Если в настоящее время отношения православия углубились, то римо-католики продолжают относиться к старокатоликам с предубеждением, хотя и не отрицают
возможности сотрудничества. Видимо единственным фактором этой настороженности является рукоположение женщин в старокатолицизме.

Здоровый взгляд на экуменическое сотрудничество заставляет ждать и надеяться. На что? На то, что либо Утрехтская уния согласится на пересмотр своих некоторых положений в сторону традиционализма, либо римкий католицизм станет более открытым.

Ян Канты-Скупински,
"SEMPER REFORMANDA" (сокращенный перевод "Портала-Credo.Ru")

9 ноября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования