Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Рождественская пастораль. Знаменитый немецкий органист Вольфганг Церер представил в Москве музыку христианских богослужений


В Концертном зале имени Чайковского состоялся второй концерт абонемента Московской филармонии "Музыка христианских богослужений". Выступал представитель немецкой органной школы – Вольфганг Церер, лауреат международных конкурсов в Брюгге и Инсбруке.

Уроженец Пассау, Церер окончил Венскую академию музыки по классам органа, дирижирования, клавесина и церковной музыки, стажировался в Амстердаме у знаменитого клавесиниста, органиста и дирижера Тона Коопмана. В 1989 году стал профессором органа в Высшей школе музыки и театра в Гамбурге.

Представляя исполненные сочинения, прежде всего напомним о важной роли, которую играет в цикле Рождества сюжет поклонения пастухов. С ним в европейском искусстве связан жанр пасторали. Выбор музыканта пал на пьесу Мессиана "Пастухи" (из цикла "Рождество Господне") и знаменитую Пастораль фа-мажор Баха. Публика услышала и другие баховские произведения, связанные с рождественской тематикой праздничным и в то же время нежным, чуть приглушенным колоритом, – Прелюдию и фугу соль-мажор и Трио-сонату ре-минор. Панораму немецкого барокко дополнили опусы старших современников Баха: прелюдия Николауса Брунса (ученика великого Дитриха Букстехуде), а также хоральная обработка Матиаса Векмана (ученика другого гения – Генриха Шютца). Для Церера давно не существует технических преград (особо впечатляет виртуозное владение музыканта клавиатурой для ног – органной педалью, соло на которой были сыграны безукоризненно и пластично). Однако наиболее важная черта его – стилистическое чутье, проявляющееся прежде всего в выборе регистров, тембровой палитре (как известно, в органной музыке этот компонент в значительной мере является прерогативой исполнителя, поскольку в мире не существует двух одинаковых органов и каждый инструмент по-своему уникален). Если в сочинениях эпохи барокко и классицизма Церер выявлял дух Рождества через мягкие, пастельные краски, используя в основном регистры, воспроизводящие тембры деревянных духовых инструментов, то в Хорале Франка под руками органиста словно зазвучал симфонический оркестр романтиков с его мощью и резкими контрастами.

"Пастухи" Мессиана тоже запомнились тембровыми находками – имитацией перезвона колоколов на фоне аккордов-"гроздьев", напоминающих то ли плывущие облака, то ли далекое эхо в величественных католических соборах.

Роман Берченко,
"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА"

11 ноября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования