Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Один шаг до единства. Порядок управления бывшими приходами РПЦЗ в России и СНГ может сохранить свои особенности, считает протоиерей Николай Балашов


Порядок управления бывшими приходами РПЦЗ в России и СНГ может сохранить свои особенности, считает протоиерей Николай Балашов

Николай Балашов (род. 1956 г.), протоиерей, с 2001 г. возглавляет секретариат ОВЦС МП по межправославным отношениям. Член Комиссии Московского Патриархата по переговорам с РПЦЗ.

На официальных сайтах Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) 1 ноября был опубликован "Акт о каноническом общении". Подписание документа, фактически восстанавливающего единство двух Церквей, предположительно может состояться уже весной 2007 г. Об итогах переговоров между Церквами корреспондент "НГР" побеседовал с руководителем секретариата Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским связям протоиереем Николаем Балашовым.

– Отец Николай, по завершении недавней встречи комиссий Московского Патриархата и Зарубежной Церкви дальнейшие действия по подписанию "Акта о каноническом общении" видятся довольно формальными. Можно ли сказать, что основной вопрос сейчас сводится исключительно к определению даты подписания документа? Или все-таки остаются вопросы, решение которых может затормозить процесс объединения?

– Учитывая, что Синоды в Москве и в Нью-Йорке уже одобрили содержание "Акта" в его последней редакции, теперь на первый план действительно выходят вопросы "протокольного" характера. Комиссии выработали свои предложения, в декабре они будут рассмотрены Архиерейским Синодом РПЦЗ и Священным Синодом Московского Патриархата. Оставшиеся вопросы – урегулирование статуса некоторых клириков, уточнение договоренностей относительно приходов, ранее созданных Зарубежной Церковью на территории Московского Патриархата – не должны серьезно замедлить наше движение к единству, хотя совершенно исключать такую возможность я бы не стал.

– Не могли бы Вы подробнее рассказать о том, как будут урегулированы статус священников, перешедших из Московского Патриархата в РПЦЗ, и статус приходов РПЦЗ в России и странах СНГ?

– За прошедшее время были собраны основные данные о таких священниках. В некоторых случаях речь идет лишь о том, что при переходе не были соблюдены нормы канонической процедуры, предусматривающей выдачу отпускной грамоты. Ведь Зарубежная Церковь не находилась в каноническом общении с Московским Патриархатом и другими Поместными Церквами. Теперь этот недостаток надо будет восполнить, и сделать это, в общем-то, нетрудно. Были и священники, запрещенные в священнослужении. Изучение личных дел показывает, что в большинстве случаев можно найти возможность пересмотра их канонического статуса. Последовательность необходимых действий также разработана комиссиями и представлена на рассмотрение Синодов.

В отношении приходов, которые без какого-либо согласования открывались Зарубежной Церковью в России и других странах на территории Московского Патриархата, ясно, что такое могло происходить лишь в условиях разрыва канонических отношений. Восстановление единой Церкви означает, что приходы в российских пределах должны войти в ведение местных архиереев Московского Патриархата. Однако ввиду человеческих затруднений, с которыми этот процесс может быть связан, для него предусмотрен пятилетний переходный период. В течение этого времени Зарубежный Синод и его архиереи уже не будут иметь своей юрисдикции на нашей канонической территории, но порядок управления бывшими "зарубежными" общинами сможет сохранить некоторые особенности.

– Были ли учтены при подготовке текста "Акта о каноническом общении" постановления Поместного Собора РПЦ 1917 г. и акты Патриарха Тихона, касающиеся создания экзархатов Русской Церкви за рубежом?

– Да, мы опирались на общее каноническое наследство единой Русской Церкви, включающее как деяния Московского Собора, так и последующие церковные акты. Учитывались и особенности современного устройства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

– Обсуждались ли в ходе последнего заседания комиссий недавние события в Одесской и Запорожской епархиях Зарубежной Церкви, клирики которых отказались признавать легитимным Архиерейский Синод РПЦЗ? Как бы Вы прокомментировали эти события? И что ожидает представителей РПЦЗ, не принимающих "Акт о каноническом общении"?

– Мы всегда начинаем заседания комиссий с обмена информацией и мнениями о событиях, прошедших со времени последней встречи. Говорили и об Одессе. Если при обсуждении разных вопросов церковной жизни на заседаниях Синодов, на Соборах высказываются разные мнения – это нормальное проявление соборности в церковной жизни. Но затем обычно принимаются решения. Не всегда при этом наблюдается полное единогласие. Однако те, кто не признает решений собственных соборных органов и просто игнорирует их, оказываются в результате отпавшими от единства со своей Церковью.

– Отец Николай, в документе, посвященном итогам работы переговорных комиссий, говорится, что Московский Патриархат и Зарубежная Церковь достигли компромисса по вопросу об участии Русской Православной Церкви в экуменическом движении. А как представители Зарубежной Церкви оценивают участие РПЦ в богословском диалоге с католиками?

– Слова "компромисс" в указанном документе нет. Там говорится, что стороны согласны в главном – "несмотря на различия, обусловленные разными обстоятельствами церковной жизни". Кроме того, я не думаю, что сегодня есть основания говорить об "экуменическом движении". По-моему, этот термин представляет определенный анахронизм: движения как такового в этой области сегодня не видно, хорошо это или плохо.

Мы предпочитаем говорить о межконфессиональных отношениях. И в рамках комиссий у нас нашлось общее понимание того, что уместно в таких отношениях, а что – нет. При посещении знаменитого Кельнского собора и его святынь я отнюдь не ощущал, что наши зарубежные братья иначе, чем мы, воспринимают факт нашей беседы с местным католическим священнослужителем, проявившим большое внимание и уважение к представителям Православной Церкви. Более того, именно "зарубежная" сторона организовала эту встречу по собственной инициативе.

– Предполагается, что после подписания "Акта" в VIII главу Устава Русской Православной Церкви ("Самоуправляемые Церкви") будут внесены изменения. Чем будет отличаться статус РПЦЗ от статуса, скажем, Украинской Православной Церкви?

– РПЦЗ, согласно "Акту", будет самоуправляемой частью Русской Церкви, фактически пользующейся правами Самоуправляемых Церквей на территории Московского Патриархата. Главное отличие в том, что у Русской Зарубежной Церкви нет ясно очерченной канонической территории. Но и существующие ныне Самоуправляемые Церкви имеют не вполне тождественный статус, что отражено в их уставах. Это естественно вытекает из различий в количестве архиереев, епархий, приходов, в условиях жизни. Те нормы, которые отражены в "Акте", адекватны нуждам и традициям Зарубежной Церкви. Вместе с тем они соответствуют каноническим требованиям.

Дмитрий Хаустов

15 ноября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования