Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КУЛЬТУРА": Новая жизнь боярыни. Мировая премьера оперы Родиона Щедрина


Открытие XXVIII фестиваля "Московская осень" ознаменовалось настоящей сенсацией - мировой премьерой новой оперы Родиона Щедрина "Боярыня Морозова". Премьеру подготовил продюсерский центр "Classica Viva", порадовавший московскую публику в прошлом сезоне концертными исполнениями высочайшего качества. В случае же с оперой Щедрина концертное исполнение слушалось совсем органично из-за необычности самого жанра, обозначенного автором как "русская хоровая опера". Действительно, главным участником действия в "Боярыне Морозовой" является хор (звучал Камерный хор Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина, которому Щедрин и посвятил свою партитуру в подарок к 75-летию). Хор, поддерживаемый ударными инструментами и трубой, "работает" на протяжении часа без перерыва, то плача, то негодуя, то открыто выходя на уровень чисто звукоизобразительных эффектов. Это обстоятельство фактически доводит до точки линию развития русской эпической оперы, идущую от Мусоргского, и своим жанровым уклоном в сторону оратории (что как раз характерно для западного искусства ХХ века) делает возможным раскрыть достаточно современными средствами тему, мимо которой прошли русские классики XIX века, но которая кажется необычайно благодатной именно для оперы.

Однако в новой щедринской партитуре нет того кипения страстей, которые буквально полыхают в строках первоисточников - "Жития боярыни Морозовой" и "Жития протопопа Аввакума", положенных Щедриным на музыку в первозданном виде. Нет в ней и сочной живописной экспрессии хрестоматийного живописного полотна Сурикова. Тринадцать сцен "Боярыни Морозовой" подобны клеймам на иконе, внешне связанным житийным сюжетом, но существующим в одновременности, - отсюда постоянные повторы и завораживающая статика действия, лишь изредка прерываемая "точечными" всплесками агрессивных звучностей. Лучше всего это состояние застывания, молитвенной сосредоточенности и христианского смирения прослеживалось в дуэтах боярыни Морозовой (Лариса Костюк) и ее сестры княгини Урусовой (Вероника Джиоева) на фоне просветленного, тончайшего звучания хора и небесного звона высоких ударных. Неожиданным получился и протопоп Аввакум, в котором нет и следа от той страстной одержимости, которую мы привыкли связывать с его образом. Щедрин глубоко прочувствовал связь Аввакума с русским юродством (на что указывал академик А.М.Панченко, в свое время повлиявший, по признанию Щедрина, на выбор именно этого сюжета), и мятежный протопоп вышел у него буквально родным братом Юродивого из "Бориса" Мусоргского. В исполнении тенора Эндрю Гудвина слышалась и неземная отстраненность, и лукавство, и поучительство - но никак не фанатизм и агрессия, которых нет и в помине в его партии. Из стана "врагов" персональную роль получил только царь Алексей Михайлович (Михаил Давыдов), но и он не имеет какой-то персональной характеристики или характера, будучи прочерчен весьма скупо и условно. С таким решением ключевых образов, конечно, многие могут поспорить. Но факт налицо - в наше время, пожалуй, только Щедрин может представить час медленной музыки, почти лишенной сильных контрастов, и держать все это время забитый до предела зал в напряжении, а потом получить заслуженную пятнадцатиминутную овацию. Ничего подобного своему нынешнему открытию "Московская осень" уже давно не знала.

Федор Софронов,
"КУЛЬТУРА"

№43(7553), 2-15 ноября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования