Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПАТРІЯРХАТ": "Польский" Папа и украинская Церковь. Размышления по поводу проведенных Синодом УГКЦ мероприятий в связи с 5-летней годовщиной визита в Украину Папы Иоанна Павла II


Cлова "польский Папа" никак не следует понимать в каком-либо негативном смысле, как некое принижение достоинства покойного Папы. Напротив, этот Папа очень часто подчеркивал свою польскость и, наверное, даже любил этот неформальный титул, возвеличивавший не только его, но и весь польский народ. Нужно постоянно иметь в виду, что Папа Иоанн Павел II был великим польским патриотом и этот патриотизм имел большое влияние на его отношение к нам, украинцам, и нашей Украинской Церкви.

Духовное величие Папы Иоанна Павла II

Если мы попытаемся дать общеличностную характеристику Папы Иоанна Павла II, абстрагируясь от его польскости, то придем вот к каким выводам. Этот Папа был чрезвычайно харизматичным человеком, личностью большого масштаба, глубоко духовной, с особыми чертами духа и интеллекта, видным мыслителем и богословом, человеком широких взглядов. Круг его интересов был очень широк. Он любил театр, искусство, литературу. Понимал и ценил важность спорта не только для физического, но и духовного здоровья. Был хорошим пловцом и лыжником. Очень любил  общаться с молодежью, в которой видел будущее Церкви.

А еще, помимо всего, отличался и как блестящий златоуст-проповедник, притягивающий людей, был источником, вдохновлявшим многих. Какими захватывающими были минуты, когда этот Папа обращался к народным массам на площади св. Петра в Ватикане, горячими словами призывая их: "Не бойтесь принять Христа в свои души, призываю вас, не бойтесь!" Cвоей отвагой, решимостью и принципиальностью он в большой мере способствовал распаду Советского Союза, на руинах которого возродилась независимое Украинское государство и начала свободно действовать наша Украинская Церковь.

Большие надежды и большие разочарования.

Неудивительно, что практически весь мир, а также мы, украинцы, возлагали на этого папу большие надежды, верили, что он не только возродит Церковь в духе Христовой Благой Вести, но и будет усердно работать в деле создания более справедливого миропорядка, прежде всего, в центрально-восточной Европе. Понятно, что мы, украинцы, и наша Церковь ожидают от этого Папы особенной отеческой опеки, ибо он хорошо был знаком с нашей многострадальной историей. Но так не случилось. Все наши большие надежды развеялись. Польский патриотизм и польский католический мессианизм Папы Иоанна Павла II перечеркнули все наши ожидания, и теперь хороший повод проанализировать этот вопрос.

Прежде всего, нужно призадуматься над феноменом польского католического мессианизма, который мы болезненно ощущали на себе на протяжении всей нашей тысячелетней истории. Это - глубоко укорененная в душе польского народа вера в то, что Божие Провидение предназначило этому народу особенную историческую миссию расширения и закрепления римского католицизма на "схизматском" Востоке, прежде всего, в Украине. А также в то, что могущество польского народа и польского государства является залогом силы и роста Католической Церкви. Здесь польские политические интересы (т.н. потребности государства) тесно сплетаются с экспансией католицизма. И здесь мы наблюдаем удивительное сходство польского церковного империализма с московским православным мессианизмом, целью которого является сбережение и закрепление "истинного" канонического московского  православия на востоке Европы, прежде всего, в Украине.

Интересно, что эти два "мессианизма", хотя и часто конфликтуют между собой, находят общий язык... за счет Украины, ставшей бездушным предметом торгов и договоров. Ныне Москва является важным экуменическим партнером Ватикана. Папа Иоанн Павел II придерживался официальной линии этого ватиканско-московского "экуменизма", но в интересах польского народа и польской Церкви. Стоит добавить, что известный американский телекомментатор Уолтер Кронкайт после избрания Папы Иоанна Павла II сказал: "Интересно, будет ли Кароль Войтыла больше поляком, чем Папой?" Теперь мы можем ответить на этот вопрос - он был и тем, и другим - поляком и Папой.

Антиукраинская политика Ватикана

Возник новый "Польский Ватикан" в котором традиционный римский централизм объединился с польским национально-религиозным мессионизмом, что породило новую антиукраинскую "восточную политику" Ватикана. Об  этом выразительно свидетельствуют следующие факты. В приоритетах этой политики на интересы собственно украинской Церкви, нашего народа и Украинского государства не обращается внимания. Украина трактуется, как некая локальная зона для экспансии польского католицизма и польского политического влияния. Украинская греко-католическая Церковь, которая, согласно установлениям II Ватиканского собора, должна бы действовать ныне  в независимом Украинском государстве как поместная церковная самоуправляющаяся единица с синодально-патриаршим устройством, с собственной идеологией и церковной политикой, в тесном сотрудничестве с Украинской Православной Церковью, стала рядовым дополнением к польской Римо-католической Церкви для того, чтобы содействовать ей в деле латинизации и полонизации украинского населения. Будущего у нее нет.

Нашу Церковь постоянно лишают ее законных прав, дискриминируют и делят согласно древнему римскому принципу: "Разделяй и властвуй". Так, от целостного единения с УГКЦ отторгли старинную Мукачевскую епархию, хотя это церковь киевской традиции, а Закарпатье является сегодня интегральной частью Украинского государства. Когда в 1993 году были намерения создать в Украине единую УГКЦ, охватывающую также церковь Закарпатья, то Ватикан на это не согласился и наша Мукачевская епархия была подчинена непосредственно Папе. Тогда же появился и ответ апостольского престола, обосновывающий подобное решение: "Апостольский престол также желает, чтобы как можно скорее были созданы епископские конференции всей Украины, чтобы всем было понятно, что Греко-католическая Церковь в Галиции, Греко-католическая Церковь в Закарпатье и Римо-католическая Церковь - все вместе составляют Католическую Церковь в Украине". Из этого ясно видно, что Ватикан желает видеть в Украине одну многообрядовую Католическую Церковь, в которой, разумеется,  доминирует, под особой опекой папского нунция, польская Римо-католическая Церковь.

Наша УГКЦ утратила также и свою старейшую Перемышльскую епархию. В Ватикане и Варшаве были планы присоединить ее к Римо-католической Церкви в Польше, когда же это не удалось, тогда создали фиктивную греко-католическую митрополию в Польше. Однако перемышльскую кафедру Папа так и не вернул украинской общине, возможно, из-за сопротивления отцов-кармелитов.. Но главная причина-это уничтожение украинских корней этой заслуженной епархии с тем, чтобы она разорвала связь со своим славным прошлым. Польский римо-католический костел, ныне ставший нашей кафедрой в Перемышле, призван перевоспитать наших верующих в польско-латинском духе и стать символом грядущего будущего нашей Церкви, ее полного слияния с Римо-католической Церковью. Верим, что при Божией помощи и нашей решимости этого не произойдет.

Папское посещение Украины

Этот антиукраинский, польско-латинский характер ватиканской "остполитики"  наглядно проявился во время визита Папы Иоанна Павла II в Украину в 2001 году. Крайне удивительно, что в Украине, на этой традиционно восточно-христианской территории, в Киеве и Львове первую божественную литургию понтифик служил в латинском обряде, и только на второй день- в византийско-украинском. Уже этот факт указывает на особое выделение Римо-католической Церкви. Известный историк католической церкви о. д-р Игорь Мончак так пишет в своей статье "Киевская Церковь между Римом и Москвой":" Папа в первую очередь отметил Римо-католическую Церковь. В Киеве прошли торжества по поводу открытия нового костела, а во Львове Папа отметил римо-католиков как ядро церкви. Автохтонная же Укпаинская греко-католическая церковь, осталась как в Киеве, так и во Львове на втором месте. Нкоторые из нас замерли в ожидании получения от Рима патритаршьего титула. Только напрасны и противоречивы такие ожидания ибо усиление суверенности автохтонной восточной Церкви резко затруднило бы расширение церкви Римо-католической Церкви в сторону Днепра. Про УГКЦ как отдельный институт нет отдельного упоминания ни в одной из папских проповедей. Можно добавить, что римо-католики выражали резкий протест против службы в византийско-славянском обряде.

Кульминационной точкой папского визита предполагалось сделать причисление к лику блаженных двух наиболее известных духовных лидеров Греко-католической Церкви - митрополита Андрея (Шептицкого) и Патриарха Иосифа (Слипого). Их имена должны были быть первыми в списке 28 блаженных. Однако эти имена были забыты.

Зато были беатифицированы двое в Римо-католической Церкви. Один из них - известный украинофоб архиепископ Юзеф Бильчевский, враг украинства и лично митрополита Шептицкого. Интересно, какими чудесами он праславился, чем заслужил такое право. Стоит также заметить, что Папа повозгласил двух владык из Прешовской епархии, явных украинцев Павла Гойдича и Василя Гопка, словацкими святыми. Удивительные вещи происходят в церкви.

В защиту Святой Божией и нашей украинской правды

Чтобы исправить такое ненормальное положение, требуется избавиться от наследства долгой неволи. Нашей главный духовной болезнью является "малороссийство", притягивающее нас к "старшему брату" в Москве, к "cуперканоническому" "московскому православному благочестию", к прославлению "великой отечественной войны" и очернению подлинных борцов за свободу Украины (журнал "Патриархат" издавался УГКЦ сначала в эмиграции, а затем на Западной Украине, где население, принадлежавшее к греко -католической Церкви, никогда не воспринимало минувшую войну как отечественную - прим. "Портала-Credo.Ru"). Еще одним таким духовным уродством является "суперкатолицизм", прославляющий Рим, видящий в Папе Бога и велящий нам ненавидеть всех православных, в том числе и украинцев. Вследствие такого суперкатолицизма и комплекса национальной неполноценности мы не выдержали испытания на историческую зрелость во время исторического визита Папы в Украину. Мы не проявили себя, как полноценная государствообразующая нация и как полноправная Украинская Церковь, Церковь митрополита Андрея и Патриарха Иосифа. Мы позволили принизить себя на собственной земле, в своем государстве.
Если мы взглянем на нашу историю, на все мучительные страдания, жестокие преследования, физический и духовный геноцид и то, что при Божией помощи мы все это пережили и дождались возрождения независимой Украины, то здесь можно увидеть особую опеку Божьего провидения. Для нас Церковь была не орудием унижения других народов, родной Матерью, сберегающей детей от опасности. Наш национальный идеал - жить свободной жизнью, свободных Божьих детей на своей свободной земле и прославлять Всевышнего в своей родной и традиционной Украинской патриаршей Церкви, независимой от чужих юрисдикций, равноправной части Вселенской семьи Христовой.

Евген Иванкив

"ПАТРІЯРХАТ", № 5, 2006 г.

(c) Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования