Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ": Школьники испытали олимпиадские муки. Юных россиян впервые протестировали на веру


Знаете ли вы, чем прославились ученики Сергия Радонежского? А в чем разница между понятиями "праведный" и "преподобный"? А ведь это обычные вопросы на олимпиаде по Закону Божьему для школьников 6—11-х классов. Пока кипят страсти по введению в школьную программу "Основ православной культуры", некоторые вузы уже дают школьникам возможность продемонстрировать свои знания в этой области. Корреспондент "МК" попытался выяснить, во сколько баллов оценивается его вера во Всевышнего.

К олимпиаде я честно готовился два дня и две ночи, поскольку в истории религии никогда не был силен. За это время умудрился проштудировать Библию: вспомнил, какие твари по паре дрейфовали по бескрайним водам в Ноевом ковчеге, что Моисей написал на скрижалях и почему наших предков выгнали из рая…

Одним словом, испытывать глубину своего православного сознания я ехал с таким же настроем, с каким нагрешивший прихожанин обычно идет на исповедь к батюшке — то есть почти раскаявшийся в собственном невежестве, но с верой в высшую справедливость.

Откровенно говоря, я ожидал увидеть на олимпиаде подростков из религиозных семей — гладко причесанных поповских сынов да дочерей в скромных платочках. Между тем собравшиеся в университетском дворике школьники — их было не меньше полусотни — с виду ничем не отличались от обычных тинейджеров. Многие были ярко одеты, пили чуждый православному человеку напиток — кока-колу, хохотали в голос и чавкали мороженым.

Двое пацанов на скамейке что-то увлеченно разглядывали и тыкали в чтиво пальцами. "Библию штудируют!" — подсказал мой просветленный разум. Но он, как оказалось, жестоко ошибся — при близком рассмотрении чтивом оказывался известный глянцевый журнал для мужчин.

"Говорят, что на расшифровку будут давать берестяную грамоту!" — пронесся по толпе слух. У меня неприятно засосало под ложечкой — к такому заданию я явно не был готов.

Наконец, всех собравшихся проводили в аудиторию и усадили за парты. "Помолитесь перед началом и приступайте", — прозвучало последнее напутствие. Я осторожно оглянулся вокруг — никто даже и не думал последовать совету. Однако я от греха подальше решил-таки перекреститься.

В розданных листках было 15 заданий. Просмотрев вопросы, я очень быстро понял, что добросовестно прочитанная Библия тут мало чем поможет: в ней ведь не упоминаются московские святые или иконы, не сказано, какие молитвы и в каком случае должны читаться в пятницу…

"…Этого старца называли "всероссийским батюшкой". Его смерть сопровождалась многими бедствиями. Исцелял, предсказывал…" — описание богоугодных дел неизвестного святого занимало добрых полстраницы. Требовалось назвать его имя.
Почему-то первый, кто пришел мне в голову, был Григорий Распутин. Однако эту кандидатуру я быстро отмел — все-таки чересчур близкая дружба с царицей Александрой Федоровной, а также слухи о его многочисленных подвигах на "межполовом" фронте оставляли серьезные сомнения в святости.

"Господи, кто это может быть? — мучительно размышлял я. — Серафим Саровский? Иоанн Кронштадтский?.. Нет, этот пункт определенно стоит пропустить".

Следующий вопрос был посвящен выражению "козел отпущения" — откуда оно пошло. Опять фиаско. "Ну нельзя спросить что-нибудь попроще? А то уже сам начинаю чувствовать себя этим самым козлом".

Дальше мне пришлось повозиться с контурной картой Израиля. На ней необходимо было отметить места, связанные с библейскими событиями. Ух, ну наконец-то что-то полегче! Мест таких я припомнил довольно много. Хотя краем глаза я заметил, что у ребят за соседней партой все расписано поподробнее.

В очередном задании надо было распределить внушительный список святых на апостолов, равноапостольных, великомучеников, новомучеников, благоверных князей и других церковных персонажей. Я окончательно понял, что "попал" по-крупному…
А после прочтения следующих вопросов стало ясно, что никакие молитвы мне уже не помогут.

"В чем роль Туринской плащаницы?"
"Сколько людей, пострадавших за веру в двадцатом веке, прославлены (церковный термин. — Авт.)?"
"Как звучит евангельское выражение, означающее "принять посильное участие в чем-либо", и откуда оно появилось?"

Еще на одной контурной карте требовалось подписать названия монастырей… О Боже, забери меня отсюда!

В какой-то момент мне стало казаться, что у меня поднялась температура. Ощущение лишь усилилось, когда в одном из заданий я наткнулся на такой вот стишок:

Жить — не тужить,
Никого не обижать,
Никому не досаждать,
И всем — мое почтенье.

Мне предстояло определить, кто из множества наших святых старцев мог написать эти строки. Справился ли я с заданием? Лучше не спрашивайте, и так понятно…

Глядя на собственные ответы, я ощущал себя эдаким Томом Сойером, который сказал учителю, что двух первых апостолов звали Давид и Голиаф.

Тем временем мой сосед, исписавший своими ответами чуть ли не двадцать страниц, пошел сдавать свою работу. Комиссия углубилась в ее изучение, тихо переговариваясь между собой. До меня долетали обрывки фраз наподобие "…все пишут, что на Кипре жил Андрей Критский". Впервые за все время проведения олимпиады я почувствовал себя не одиноким в своем невежестве, и мне как-то сразу полегчало. Ведь даже козлу отпущения приятно ощущать себя в стаде.

…Из всех имеющихся вопросов я ответил максимум на треть, да и то не уверен, что правильно. Какое уж тут призовое место! Хотя нет — в первой тройке я, наверное, буду. С конца.

Дмитрий Трояновский,
"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"

8 ноября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования