Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МИР НОВОСТЕЙ": Из школы – в монахини. Почему одни девушки идут на панель, другие – в Божью обитель?


"Молодым везде у нас дорога" – пелось в советской песне. И она, дорога эта, непременно перед всеми открывается. Только одних заводит она невесть куда, а других почему-то манит в монастырь. И что они только там находят?

Недавно я разговорилась о современных девушках с компанией молодых парней. "Современные девчонки? Да их, кроме дискотек, ничего не интересует. Пьют все и курят, на сексе помешались. Разве захочется такую добиваться, беречь, защищать?" – высказался один. Остальные единодушно поддержали. Я не стала их разубеждать. Тем более что о факте существования самого молодого в России женского монастыря и сама узнала недавно. Почему одни девушки идут на панель, другие – в Божью обитель? Чтобы долго не думать над этим вопросом, я собралась и на два дня... ушла в монастырь.

СТРОИТЕЛИ В ПОДАРОК

"Молодым" Богородицкий женский монастырь в городе Осташкове Тверской области считается не только по возрасту послушниц, который в среднем составляет 17-20 лет. С момента возрождения ему два года. Изначально в 1716 году монастырь был основан как мужской. А в советское время православную святыню спасло лишь то, что она показалось кому-то удобной для содержания здесь маслозавода. Теперь сами девушки отстраивают все заново.

В 7 часов утра жизнь в монастыре уже кипит. Особенно громко в трапезной.

– Терпение! Смирение! Простите! Благословите! – доносится оттуда. Однако на пороге меня встречает одна матушка Елизавета.

– Это наш Киви, африканский попугай, – смеется игуменья, потчуя меня монастырским завтраком. – Девчонки на службе, на учебе, на строительстве. А он с утра уже голосит.

Монастырский завтрак – произведение местных послушниц, причем "от а до я". Грибы, которые сами собирали и солили; картошка, которую сами сажали. Даже рыба, поданная на стол, и та поймана руками девушек! О чем батюшка Андрей, который в монастыре проводит службы, сочинил шуточное стихотворение: "К монастырю подплыл судак. Доверчив слишком был, чудак".

А вот говорливый попугай в монастырь прилетел не сам. Он – подарок прихожанки. Причем привезла она его аж из самой Африки.

– Это далеко не весь его, попугайский, лексикон, – объясняет матушка Елизавета, – он еще знает послушниц по именам, поет церковные песни, потому что в трапезной при нем проходят уроки музыки.

Среди других многочисленных подарков прихожан кроме одеял, посуды и игрушек – кошка Маруся с тремя котятами, крольчиха Белочка и кенар. А еще подарок мирянина – бригада строителей, которые во дворе монастыря восстанавливают одно из зданий. Здесь будет школа.

– Мы стараемся спасать старые здания, так как строить новые дорого, – объясняет матушка Елизавета. – И вот один из прихожан пожалел нас – приостановил собственную стройку, чтобы помочь монастырю со строительной бригадой. Пришел к нам, увидел, как наши девчонки копают траншею, таскают кирпичи, и вот – прислал помощь. За что ему большое спасибо, ведь школа в монастыре очень нужна.

ЯГОДЫ НА СНЕГУ

А пока школы нет, основная часть послушниц занимается в специально оборудованном классе при церкви. Кроме обычных для всех детей истории, географии, математики и литературы здесь изучают Закон Божий и жития святых. Поэтому вместо привычных для школы портретов Пушкина, Толстого и Менделеева на стенах монастырского класса – иконы. Однако только непосвященный подумает, что святые для классной комнаты выбраны наугад.

– Это Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Серафим Саровский, – знакомит матушка Елизавета. – Вот Митрофаний Воронежский, которому молятся об устройстве детей. А вот – святая Анна, мать Богородицы. Это очень символичная для нас икона, ведь святая Анна воспитала дочь, и мы тоже воспитываем девочек и учим их благочестию.

Кроме учебы будни послушниц заняты разным трудом. Они поют на церковных службах, убирают, шьют, стирают. Но любимое занятие всех здешних обитательниц – трудиться в саду. Это сразу бросается в глаза: аккуратно оформленные камнями клумбы, дорожки, посыпанные песком... А главное, даже сейчас, в промозглом ноябре, здесь цветут розы.

– Сад у нас очень необычный, – проводит экскурсию шестнадцатилетняя Настя. – Видите, вот карликовые яблони. Вот капуста, а вот наши "капустные розы". А еще мы выращиваем виноград, хотя в этом климате он вообще не растет. Осташи к нам приходят, потому что не верят, что такое бывает.

Местные жители объясняют подобные чудеса тем, что на Селигере "намеленная" земля. Говорят, благодаря этому в войну на Осташков ни одна бомба не упала. А что касается монастыря, так тут вообще история особенная. И связана она с величайшей православной святыней, которая хранится в монастыре, – Смоленской иконой Богоматери Одигитрии, по преданию, написанной евангелистом Лукой.

– Эта икона была помещена в городе Осташкове на вратах, – рассказывает Настя. – И когда был очередной пожар и все сгорело, ее нашли невредимую. А когда здесь был маслозавод и все разграбили, случайно ее нашла одна пожилая женщина – дворянка. Ее потомки и сохранили икону до восстановления нашего монастыря. Она считается Путеводительницей и наставляет людей на истинный путь... А еще у нас все лето

– земляника. И даже до сих пор. Не верите? Смотрите!

...Как чудо в промозглом ноябре на ладони девочки выглядят несколько маленьких красных ягод, на которые с неба летит выпавший первый снег...

ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ

– У нас здесь каждый день начинается и заканчивается молитвой, так же как у иноков. А еще у каждой свое послушание, какое матушка назначит, – рассказывает семнадцатилетняя Надя. – Кто-то занимается бельем, кто-то – трапезной, кто-то – храмом.

Сама Надя – талантливый повар. За четыре года в монастыре она преуспела в этом искусстве так, что ей доверяют готовить обед, когда в гости приезжает архиепископ! Хотя, когда они с сестрой появились в монастыре, готовить вообще не умела. Сейчас, смеясь, рассказывает о том, как лепила вареники величиной с ладонь. На мой вопрос, собирается ли она всю жизнь посвятить монастырю, задумывается ненадолго:

– Пока не знаю, как Бог даст. Но мне здесь нравится. Здесь люди откровенные, добрые. Я и сама стала намного добрее. Вот раньше часто обижалась, и сама никогда прощения не просила. А теперь сразу же мирюсь. Потом мы все тут воспитываем свой характер. Например, у нас режим дня такой, что мы встаем каждый день в полшестого утра. А ложимся в 23. Это очень воспитывает характер.

– А если в мальчика влюбишься?

– Нет, у нас тут это не принято. Как влюблюсь, так и разлюблю обратно. Мне уже 17 лет, я умею держать себя в руках.

Надю еще можно спрашивать, хочет ли она посвятить всю жизнь монастырю. Она может выбирать, потому что послушница. А вот инокине Варваре таких вопросов задавать нельзя. Два года назад она приняла постриг. Теперь 23-летнюю девушку все здесь зовут не Ольга, а мать Варвара.

– Я с 16 лет мечтала о монастыре, – рассказывает она. – И твердо решила посвятить себя Богу. Мама? Да, сначала она была огорчена этим моим выбором. Ведь я у нее одна, и она видела для меня другой жизненный путь. Хотела, чтобы я стала учителем музыки. Но потом она приняла мой выбор и благословила.

– Матушка нам рассказывала такую притчу, – объясняет мне одна из самых молодых послушниц, девочка лет семи. – Что бывают люди-пчелки, а бывают люди – зеленые мухи. И если человек – пчелка, то он и в грязи видит капельку меда, а если человек – зеленая муха, то он и в цветах будет искать грязь. Понимаете, это не так важно, останусь я в монастыре или уйду в мир. А важно то, что я такая пчелка и чтобы, где бы я ни находилась, трудилась и приносила добро людям.

Они действительно напоминают трудолюбивых пчел. И, возвращаясь "в мир", я думала только об одном – о том, что сказал кто-то из великих: если Россия возродится, то только благодаря своим женщинам. А что о современных девушках думают их ровесники мужского пола, этим маленьким женщинам не так и важно. Впрочем, это их, мужчин, проблемы. Просто, видимо, они не так часто приходят в монастырь.

Марина Алексеева

7 ноября 2006 г.

Источник: Мир новостей

Опубликовано на сайте "РЕЛИГИЯ И СМИ"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования