Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ": "Хизб ут-Тахрир" в Центральной Азии


Партия "Хизб ут-Тахрир" ("Хизб ут-Тахрир аль-ислами", в переводе с арабского языка – "Партия исламского освобождения") была создана в 1953 году известным религиозным деятелем Таки ад-Дин ан-Набахани аль-Фаластани (1909–1979). Первоначально основная группа партии состояла из членов палестинского отделения известной и влиятельной на Ближнем Востоке организации "Братья-мусульмане". В 50–60-е гг. XX века активисты и сторонники "Хизб ут-Тахрир" появились в Иордании, Ираке, Иране, Алжире, Йемене, Судане, Афганистане и Пакистане.

Руководство партии провозгласило своей целью создание исламского государства на основе законов шариата. С точки зрения идеологов и руководителей партии все существующие исламские государства в мире созданы и развиваются неправильно. Они находятся под сильным, разрушающим влиянием Запада, что противоречит интересам мусульман и угрожает исламу. Для того чтобы исправить существующее положение, согласно программным документам партии, необходимо изменить государственный строй в исламских странах и на их территории создать единое исламское государство "Халифат".

Теоретики и пропагандисты "Хизб ут-Тахрир" утверждают, что своих целей намерены добиваться методами убеждения и пропаганды и не намерены прибегать к насилию. Примечательно при этом, что практически во всех исламских странах, где открыто действуют партии и движения со значительно более радикальными программами, деятельность партии запрещена.

В середине 90-х годов прошлого, XX века партия "Хизб ут-Тахрир" была внедрена извне на территории постсоветской Центральной Азии, прежде всего – в Узбекистане и Киргизии. Некоторые наблюдатели полагают, что это явилось следствием курса нового амира (руководителя) "Х-Т", Абд аль-Кадима Заллума (Иордания), который после смерти Таки ад-Дина Набахани стал прилагать целенаправленные усилия для создания отделений партии в центральноазиатском регионе. По утверждению активистов "Хизб ут-Тахрир", первые сторонники партии появились в Центральной Азии в конце 80-х годов. По данным правоохранительных органов Узбекистана и Киргизии, деятельность первых групп "Х-Т" были отфиксирована в 1994-1995 годах. Задача, стоящая перед активистами и членами "Х-Т", – создание "Халифата" в Ферганской долине.

В настоящее время ячейки "Хизб ут-Тахрир" действуют в Узбекистане, Таджикистане (Согдийская область), Киргизии (Ош, Джалал-Абад), Казахстане (южные области). Наибольшая активность наблюдается в местах компактного проживания узбеков. (В настоящее время население Узбекистана составляет около 28 млн; в южных областях Киргизии проживает около 1,5 млн узбеков; в Согдийской области Таджикистана – 1,4 млн; в Шимкентской области Казахстана – около 600 тыс.; в Ташаузской и Чарджоуской областях Туркмении – около 700 тыс. человек.)

На сегодняшний день партия "Хизб ут-Тахрир" является наиболее серьезной и сильной организацией религиозных экстремистов в Центральной Азии. Влияние других аналогичных партий и группировок – ваххабитов, талибов, Исламского движения Туркестана, "Акромийя" и прочих – подорвано в результате репрессивных действий властей, поражения режима движения "Талибан" в Афганистане, либо из-за организационных и идеологических просчетов в их деятельности.

"Хизб ут-Тахрир" удалось сохранить свои позиции, несмотря на преследование властей, запреты и репрессии. Во многом это им удается вследствие тщательной и глубокой конспирации, хорошему финансированию, глубоко разработанной и продуманной идеологии.

Структура и финансирование

В Центральной Азии "Хизб ут-Тахрир" действует в глубоком подполье. Ее структура копирует пирамидальное устройство классической организации "Хизб ут-Тахрир". В Узбекистане руководителем организации является "мутамад" ("доверенный представитель [центрального руководства]", здесь и далее употребляются узбекизированные арабские названия). Ему подчиняются региональные (в масштабе области) руководители – "масул" ("ответственный"). Помощники "масула" – "мусоиды" ("помощники") – отвечают за деятельность районных организаций. Районы разбиты на отдельные участки и, по некоторым данным, деление идет вплоть до махалли. Низовым звеном организации (на уровне махалли) руководит "накиб" ("старшина").

"Накиб" и его помощники образуют "жихоз" ("аппарат"), в который входят подчиненные ему "мушрифы" (руководители нижнего звена) и рядовые члены организации. В зависимости от численности "жихоза", каждый "мушриф" может руководить одной или несколькими "халка" ("кружок" – отдельная группа, состоящая из 4- 5 человек).

Сторонники партии постоянно подчеркивают, что финансирование "тахрировцев" происходит в основном за счет самой организации. Каждый член обязан ежемесячно вносить определенную сумму в копилку партии, исходя из своих возможностей или получаемой прибыли. Взнос обычно составляет от 5 до 20% доходов рядового члена организации. В то же время, по имеющимся данным, основная часть средств на поддержание и развитие своей деятельности партия получает из-за рубежа, в основном из частных фондов в Саудовской Аравии. Руководителями некоторых из них являются потомки этнических узбеков, эмигрировавших из СССР в 20-е гг.

Несмотря на преследование властей, аресты многих членов и руководителей партии, "Хизб ут-Тахрир" удается сохранять свои ячейки во всех областях Узбекистана. На место арестованного "мушрифа", "накиба" или "мусоида" немедленно назначается другой человек. По данным правоохранительных органов и спецслужб Узбекистана, в конце 90-х годов численность "тахрировцев" росла в арифметической прогрессии.

Идеология и пропаганда

Основными формами работы "Хизб ут-Тахрир" являются: пропаганда и агитация с использованием листовок, религиозной литературы, подпольных собраний, пятничных молитв в незарегистрированных или в нелегальных мечетях.

В своей пропаганде активисты "Хизб ут-Тахрир" опираются на следующие книги:

– "Низомул Ислом" – "Система ислама";

– "Хизбут Тахрир тушунчалари" – "Понятие Хизб ут Тахрир";

– "Хизбут уюшма" – "Сплоченное движение";

– "Халифалик" – книга о построении Халифата;

– "Демократия куфр низоми" – "Демократия – система неверных";

– "Халифалик кандай тугатилди" – "Как исчез Халифат";

– "Манхаж" ("Метод") – книга о том, как "Хизб ут-Тахрир" намеревается изменить общество и построить Халифат;

– "Иззат ва Шараф сари" – книга о современном состоянии исламского мира;

– "Сиесий фикрлар" – "Политические мысли";

– "Мусломий шахсия" – "Исламская личность";

– "Аль-Ваъи" (араб. "Сознание") – периодический журнал, публикующий на узбекском языке материалы издающегося на разных языках в разных странах журнала партии "Хизб ут-Тахрир";

– еще около десятка подобных религиозных книг и брошюр.

В программе партии говорится: "Хизб ут-Тахрир" была основана в ответ на призыв Аллаха: "Путь среди вас будет группа тех, кто будет призывать к хорошему, устанавливать (предписывать) то, что правильно, и запрещать зло, и это те, кто достигнет успеха" ("Программа политической партии "Хизб ут-Тахрир", русский текст, С. 1.). Не исключено, что дается именно такой перевод коранического аята (стиха), который в ином переводе звучит менее наступательно: "И пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное [Аллахом] и удерживает от неодобряемого. Эти – счастливы" (Коран, 3:104, перевод И.Ю.Крачковского). Опираясь на этот аят, данный в их интерпретации, руководство партии предлагает считать именно "Хизб ут-Тахрир" той самой группой, которая будет "устанавливать (предписывать) то, что правильно, и запрещать зло". Своим сторонникам хизбутовцы внушают, будто бы Аллах под "группой людей" имел в виду членов партии "Хизб ут-Тахрир".

Согласно официальным документам и заявлениям, "Хизб ут-Тахрир" придерживается эволюционной теории построения исламского государства – через пропаганду и увеличение числа последователей движения. В то же время, если внимательно прочитать программу партии (принята в 1989 году на съезде в США), то из нее довольно ясно следует, что в своей борьбе "Хизб ут-Тахрир" намерена использовать все методы, включая насильственные. В частности, в ней говорится: "Партия… ведет борьбу против правителей в арабских и мусульманских странах путем привлечения их к ответственности, замене их, когда они отказывают в правах умме (мусульманской общине) или пренебрегают своими обязанностями по отношению к ней, игнорируют какое-либо из ее обращений, и каждый раз, когда они вступают в конфликт с исламом; это действия также с целью свержения подобных режимов, чтобы восстановить исламские правила" (Программа политической партии "Хизб ут-Тахрир". С. 11. Обращает на себя внимание слово "свержение" – в исходном арабском тексте искат. Данное понятие не предполагает ненасильственных действий, а только насильственные.)

Основным содержанием книг, брошюр и листовок "Х-Т" является идея о необходимости всем мусульманам жить в едином государстве – Халифате на основе шариата. Книги и листовки, как правило, являются переводом с арабского на узбекский, киргизский и русский языки. Многие темы листовок не касаются проблем Центральной Азии и посвящены проблемам мусульман в других странах мира. Так, например, содержание листовки, нелегально распространявшейся в феврале 2002 года в Ташкенте и некоторых областях Узбекистана, было посвящено договору о сотрудничестве, который подписал ректор исламского университета "Аль-Азрар" (Египет) шейх ат-Тантави с представителями американской протестантской церкви. В листовке говорится, что согласно этому документу, наряду с другими направлениями сотрудничества, 40 теологов из этого исламского университета поедут в США на встречу, посвященную обсуждению событий 11 сентября в Нью-Йорке. Авторы листовки заявляют, что решили оценить действия "прислужников Запада с точки зрения шариата". В тексте листовки ректор университета "Аль-Азхар" подвергается жесткой критике. Такой же резкой критике подвергается курс руководства университета на сотрудничество между различными религиями. В листовке говорится о том, что никакого сотрудничества между исламом и другими религиями быть не может. В обоснование этого тезиса приводят следующие доводы: ислам – это совершенная религия. Это – самая главная и последняя религия на земле. Заявление о том, что все религии равны, по мнению авторов листовки, противоречит Корану. Далее в листовке, в частности, говорится: "Верующие других религий не признают Аллаха, Коран, его каноны и, следовательно, с ними нельзя вести диалог. В этом нет никакого смысла. Ректор университета "Аль-Азхар" ат-Тантави является предателем ислама потому, что он выступает за диалог с Западом, с Ватиканом и за сотрудничество с другими религиями". В конце листовки приводится ссылка на судьбу одного из имамов, который в прошлом был казнен за предательство ислама. Таким образом, можно предположить, что авторы явно намекают на судьбу, которая должна постигнуть ат-Тантави за "предательство ислама".

Согласно установкам "Хизб ут-Тахрир" такие государства, как США, Великобритания, Израиль, являются порождением шайтана. Вместе с тем, это не мешает лидерам "Х-Т" именно из Великобритании руководить деятельностью партии. Там же расположен сервер Интернет-сайта партии и редакции партийных СМИ. Материалы сайта публикуются на арабском, русском, английском, немецком, турецком языках, а также на урду и малайском.

Долгое время активисты "Х-Т" утверждали, что Халифат будет создан сначала на Ближнем Востоке, а потом к нему присоединятся страны Центральной Азии. События последних лет привели к тому, что в высказываниях узбекских и киргизских сторонников партии появились предположения, что вначале Халифат может быть создан в Центральной Азии в Ферганской долине, с включением в его состав территории Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, части Казахстана и Туркменистана.

После создания Халифата, по замыслу активистов "Х-Т", должен быть решен вопрос об его отношениях с немусульманскими странами. Согласно воззрениям партии, все немусульманские народы будут обязаны платить дань Халифату и за это пользоваться его покровительством. Если же кто-то откажется выплачивать дань, то этим народам будет объявлен джихад.

Следует отметить, что идеологическая обработка сторонников приносит ощутимые плоды. Большинство наблюдателей, которые в разное время сталкивались с членами "Хизб ут-Тахрир" отмечают их убежденность в правильности учения и деятельности партии, которая зачастую доходит до фанатизма. Это обстоятельство производит впечатление на простых граждан центральноазиатских стран. Многие люди, в основном выходцы из беднейших слоев населения, в частных беседах высказывают мнение о том, что, может быть, сторонники "Хизб ут-Тахрир" правы и следует создать исламское государство на основе шариата, "в котором не будет коррупции, клановости, воровства, проституции, наркомании и прочих язв современного мира".

Причины относительной популярности "Хизб ут-Тахрир" в Центральной Азии

Экстремистским организациям в Центральной Азии, в том числе и "Хизб ут-Тахрир", удается привлекать на свою сторону большое число сторонников. Несмотря на жесткие действия официальных властей, подпольные ячейки и группы "Х-Т" продолжают действовать в странах Центральной Азии.

Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, здесь сказались последствия распада СССР: слом старой идеологии, появление большого числа людей, не нашедших себя в условиях переходного периода, не имеющих достойной работы, средств к существованию, обреченных на нищенское прозябание без всяких надежд на улучшение своей жизни. Участие в деятельности экстремистских организаций кажется им шансом, который, во-первых, предоставляет возможность заработка; во-вторых, дает им новый, "героическо-романтический" смысл жизни.

Вторая причина – катастрофическое снижение уровня образования. За прошедшие после распада СССР годы сформировалось целое поколение крайне ограниченных юношей и девушек, которые легко поддаются идеологической обработке со стороны экстремистских группировок. Это следствие массового закрытия детских садов, школ, библиотек, детских учреждений (детские оздоровительные лагеря, дома пионеров, всевозможные кружки, секции и т.п.), которые действовали во времена Союза, а также ограничения доступа к высшему образованию, которое постепенно и повсеместно становится платным.

В-третьих, массированная идеологическая атака со стороны экстремистских центров и группировок через распространение экстремистской литературы, обучение студентов в религиозных учебных заведениях в странах Ближнего Востока, открытие мечетей, обработку духовенства, направление финансово обеспеченных миссионеров, которые в условиях резкого обнищания основной массы населения способны быстро развернуть эффективную деятельность.

В-четвертых, те люди в "Хизб ут-Тахрир", кто руководит пропагандистской работой, учитывают психологические особенности различных слоев населения в той или иной стране. Как правило, экстремистская литература распространяется на русском и национальном языках. Книжки, брошюры, листовки, написаны достаточно простым, но в то же время не примитивным языком. Они обязательно снабжены ссылками на Коран и Сунну. Содержание логически выстроено таким образом, чтобы указать причины бедственного положения людей и подвести их к выходу из сложившейся ситуации, каким, понятно, является присоединение к деятельности той или иной партии или группы.

Так, например, в книге "Система ислама", распространяемой партией "Х-Т", рассказывается о том, как тяжело живется мусульманам всего мира и что правители мусульманских стран несправедливы, продались Западу и угнетают свои народы. Они поддерживают существующий порядок, угнетают и грабят народы своих стран. Далее говорится о том, что Запад на протяжении многих лет ведет войну против ислама: контролирует руководство большинства стран с мусульманским населением, поддерживает Израиль и его политику в отношении Палестины, начал войну в Ираке и Афганистане. Мусульманские братья ведут борьбу против оккупантов, однако они плохо вооружены и разобщены. Почему же мусульманский мир находится в таком угнетенном и подчиненном положении и терпит поражение за поражением, вопрошает автор? Потому, отвечает он, что мусульмане отвернулись от Аллаха и отошли от истинной веры. Далее следует ударный фрагмент текста: "Когда мусульмане придерживались правильной веры, неукоснительно соблюдали все предписания шариата, основанном на священных текстах Корана и положений Сунны, они правили всем миром, как во времена Халифата".

Помимо тезисов об "угнетенном" положении ислама и необходимости возврата к истокам, авторы текстов концентрируют внимание на проблемах, которые в настоящее время действительно представляют собой всеобъемлющий характер. А именно:

– несовершенство существующего порядка в мире, в том числе в США и Европе, построенного на принципах демократии;

– неравенство между регионами мира – Севером и Югом, Западом и Востоком;

– падение морали, нравственности, семейных ценностей в любом обществе, куда проникает западный образ жизни, с его индивидуализмом, корыстью, погоней за деньгами и развлечениями.

В-пятых, играют свою роль и ошибки властей в борьбе со сторонниками "Хизб ут-Тахрир" и другими экстремистскими организациями. По мнению многих экспертов и наблюдателей, популярности "Х-Т" способствуют с одной стороны непоследовательность, а с другой – чрезмерная жестокость властей в борьбе с религиозными экстремистами. Так, например, в Киргизии партия "Х-Т" в течение длительного времен действовала легально и была запрещена только в конце 2004 года. Запрет никак не отразился на положении членов партии, потому что авторитет представителей официальной власти в южных областях Киргизии был чрезвычайно низок, а спустя всего два месяца в КР произошла "маковая" революция. В Узбекистане же власти достаточно жестко подавляют религиозных экстремистов.

В этой связи интересен поворот в пропаганде "Х-Т", который проявился в листовках партии в 2003–2004 гг. Лидеры "Х-Т" стали призывать людей не бояться арестов и тюрем. В одной из листовок говорилось: "Каждый заключенный под стражу рядовой активист партии, попадая в тюрьму, увеличивает число недовольных режимом за счет близких и дальних родственников как минимум примерно на 50–60 человек".

Практическая деятельность

В 2002–2003 годах на гребне общей волны борьбы с религиозными экстремистами в мире в Узбекистане были достигнуты некоторые успехи по ограничению деятельности "Х-Т". Весной 2002 года был задержан эмир партии "Х-Т" в Узбекистане (его имя так и не было объявлено), а также руководители нескольких ведущих групп организации. Было обнаружено 15 подпольных типографий, которые печатали листовки и брошюры "Х-Т". Правоохранительным органам удалось ликвидировать несколько легальных и нелегальных каналов поступления в Республику Узбекистан религиозной подрывной литературы.

(В 2002 году в Узбекистан по легальным каналам из-за рубежа поступило 58 наименований религиозных книг. В 2003 году это число увеличилось до 275. Все они представляют собой переводы на русский язык арабских и тюркских авторов, которые предлагают свое толкование Корана и шариата. Содержание этих книг было проверено Комитетом по делам религий Республики Узбекистан. 200 из них были запрещены к распространению на территории республики в связи с содержащимися в них идеями религиозного экстремизма. Важно отметить, что арабские религиозные центры, например, упоминавшийся выше египетский университет "Аль-Азхар", анализируя литературу "Хизб ут-Тахрир", расценивают ее как не соответствующую исламскому вероучению. Две трети упомянутых книг поступили из России – Татарстана и Башкортостана. Остальные – из Турции и Саудовской Аравии. Число наименований книг, ввезенных в Узбекистан нелегально, неизвестно.)

Тем не менее, "Хизб ут-Тахрир" продолжает свою деятельность в Узбекистане и других странах ЦА. В 2004–2006 годах листовки партии продолжали появляться в Ташкенте и его пригородах, а также в Ферганской, Наманганской, Андижанской и Сурхандарьинской областях. Листовки "Х-Т" распространялись на юге Казахстана, в Согдийской области Таджикистана, Ошской и Джалал-Абадской областях Киргизии.

В Центральной Азии продолжают действовать подпольные мечети, большинство из которых находится под контролем "Х-Т". Число сторонников религиозной оппозиции по-прежнему остается значительным и пополняется за счет членов семей, близких и дальних родственников осужденных за принадлежность к партии "Х-Т". Особенно неспокойной остается обстановка в Наманганской и Андижанской областях Узбекистана и на юге Киргизии. Именно в этих областях особенно много сторонников "Х-Т", причем во всех слоях общества.

Программа партии, листовки, распространяемые в Центральной Азии, а также участие ее сторонников в нападении на Андижан свидетельствуют, что руководство "Х-Т" совершенно не исключает и насильственного (вооруженного) захвата власти. Более того, есть основания полагать, что партия "Хизб ут-Тахрир" и родственные ей религиозные секты ("Акромийя" и другие) перешли к методам активной вооруженной борьбы с официальными властями. Вероятно, они хотят использовать выгодную для себя ситуацию, сложившуюся в регионе после киргизской "революции" (слабость контроля властей Киргизии над положением на юге страны), а также недовольство местного населения накопившимися социально-экономическими проблемами.

Известно, что в 90-е годы представители "Х-Т" критиковали Исламское движение Узбекистана за вооруженные методы борьбы. В то же время пытались установить с ними контакт с целью координации деятельности. В 1999–2000 годах активисты "Х-Т" ждали ИДУ в Ферганской долине и прямо говорили о том, что поддержат "идушников", ссылаясь на то, что им трудно будет сдержать своих соратников от поддержки "моджахедов".

После неудачных вылазок ИДУ в Киргизию и Узбекистан и отстранения движения "Талибан" от власти в Афганистане отряды ИДУ были разгромлены. Их остатки укрылись на юге Афганистана и в восточных (пуштунских) районах Пакистана. Таким образом, "Х-Т" стал лидером религиозной оппозиции в Центральной Азии. Эти события совпали с переменами в подходах активистов "Х-Т" к методам борьбы.

Об изменении методов борьбы свидетельствует содержание листовок и брошюр "Хизб ут-Тахрир". В листовке, датируемой сентябрем 2003 года, "Хизб ут-Тахрир" прямо призывает мусульман к вооруженной борьбе за создание Халифата: "Наши сторонники на пути борьбы за исламское государство не жалеют себя. Они намерены искоренять неверных на глазах у всех. Мусульмане! Мы призываем Вас к этому почетному делу чести! Призываем разорвать цепи насилия и надеть почитаемые пояса (пояса "шахидов". – З.Т.)! Призываем Вас душой и телом сражаться на пути восстановления правильного государства Халифат! Призываем Вас действовать, учитывая удобные времена, для победы Ислама и для получения благословения Аллаха и достичь счастья!" (см. иллюстрацию № 4 и 5).

Призывы были услышаны. В марте 2004 г. впервые в истории Узбекистана в Ташкенте были приведены в действие взрывные устройства женщинами-смертницами. 30 июля этого же года три смертника подорвали себя у посольства Израиля, посольства США и в здании Генеральной прокуратуры. В ходе расследования было задержано 85 человек, в том числе 17 женщин. Установлена причастность террористов к партии "Хизб ут-Тахрир". На это указывают обнаруженные в ходе обысков конспекты, листовки, инструкции, а также показания самих боевиков. Наряду с прочими документами у арестованных была изъята инструкция "Как вступить в практику джихада".

В марте 2005 года члены партии "Х-Т" принимали участие в "маковой" революции в Киргизии. 13 мая боевики "Хизб ут-Тахрир" организовали мятеж в Андижане. Незадолго до этого дня члены и сторонники партии "Хизб ут-Тахрир" в киргизских городах Ош и Джалал-Абад пребывали в состоянии радостного возбуждения и многозначительно намекали приезжавшим по личным и торговым делам узбекам на то, что мол "скоро мы устроим Каримову праздник победы в Андижане". В течение 9, 10 и 11 мая из Баткенского района Киргизии в Андижан под видом мирных жителей стали проникать боевики "Хизб ут-Тахрир" и родственных ей сект. Они останавливались на съемных квартирах.

По некоторым данным, первые сотрудники андижанской милиции погибли 11 или 12 мая, когда по вызову бдительных местных жителей приехали на одну из таких квартир, чтобы выяснить личности и намерения "гостей". Местные власти почувствовали, что происходит нечто неладное, но предпринять действенные меры по предотвращению нападения, не успели. В ночь на 13 мая нападение на казарму, тюрьму и хокимиат провело около сотни боевиков, основную часть которой составляли исламисты, прибывшие из Киргизии. Это подтверждают и заложники, которые находились в здании областной администрации. По их данным, боевики говорили на узбекском языке с акцентом, который характерен для узбеков – выходцев из южных областей Киргизии.

По итогам событий 13–14 мая можно констатировать, что мятежники пытались провести операцию, направленную на захват власти в крупном областном центре, и рассчитывали на поддержку местного населения, а также жителей других городов Ферганской долины. По свидетельству местных очевидцев и наблюдателей, настроения в Фергане, Маргилане и Коканде в эти дни были таковы, что в случае затяжки с проведением операции по подавлению мятежа в этих городах вполне могло произойти повторение андижанского сценария. В этом случае можно было бы реально говорить о возможности создания нового экстремистского анклава в Фергане, наподобие Чечни в 1996–1999 гг., Кадарской зоны в Дагестане (до 1999 г.), Тавильдаринской зоны в Таджикистане и Панкисского ущелья в Грузии.

Журналисты, которым довелось побывать в центре событий 13 мая в Андижане и лично пообщаться с лидерами мятежников указывают на то, что они, говоря о своих целях, прямо заявляли о намерении захватить власть в Ферганской долине и создать там справедливое исламское государство на основе шариата, а именно – Халифат.

Зураб ТОДУА

31 октября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования