Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВДА СТАРОЙ ВЕРЫ": Я слышал голос Аввакума... Обещанная премьера "Боярыни Морозовой" состоялась


Итак, обещанная премьера состоялась. Большой зал Московской консерватории был наполнен, но попасть на премьеру хоровой оперы "Боярыня Морозова" всё же можно было даже в последний момент.  Среди публики преобладали любители музыки и поклонники таланта Родиона Щедрина.  Были заменты и отдельные староверцы - не более двадцати.

Консерваторское исполнение оперы предполагает академизм без костюмов и актерщины. Большой хор Московской консерватории (дирижер - Борис Тевлин) и блистательно подобранные солисты должны были гарантировать музыкальный успех. Он и состоялся - аплодисменты долго не умолкали.

Однако, необходимо сказать, что современная симфоническая музыка и конкретно - музыка Родиона Щедрина требует для правильного понимания серьезной подготовки. В любом случае, оправданность современных академических гармоний для иллюстрации текстов священномученика Аввакума не очевидна. Интересно, что сочетание современной музыки с древлеправославным содержанием было неочевидным и для пришедших на премьеру представителей академической традиции - исследователей старообрядчества Е. М. Юхименко и Е. А. Агеевой. Первая из них в беседе после спектакля выразила убеждение, что использование древнерусских знаменных гармоний было бы куда более уместно.

Христяне, пришедшие на оперу частию радовались тому, что хоть кто-то обратился к старообрядческим сюжетам и темам. Другие одобряли даже и музыку, не говоря уже о положительном значении постановки вопроса. Наконец, были те, кто полностью согласился с уважаемыми исследовательницами.

Меццо-сопрано Е. Костюк, исполнявшая партию Феодоры, сделала это с подлинным трагизмом. Следует отметить и партию царя-злодея Алексея Михайловича, и особенно австралийского тенора Эндрю Гудвина, спевшего партию Аввакума. С музывкальной точки зрения действо состоялось.

Что же до духовной и общекультурной, то тут успех далеко не так очевиден. Сама трактовка Щедриным (автором и музыки и либретто) образа Феодоры как трагической жертвы режима, которую некоторые СМИ постарались изобразить едва ли не диссиденткой, погибающей за свои убеждения, а то и просто фанатичкой, неясна. С одной стороны, за образом Феодоры, как его увидел автор, стоит определенная философия русской истории - ее мучение было непоправимой ошибкой. С другой стороны, женщина фактически обрекающая на смерть сына вызывает у зрителей с гуманистическим мировоззрением неоднозначные чувства. Интересно, что к подобным поступкам древних римлянок, публика обычно проявляет больше сочувствия. В целом, образ Феодоры вышел светлым, но не лишенным некоторой противоречивости.

Голос св. Аввакума в опере - это почти глас Божий - он лишь плачет (три lamenti составляют почти всю его партию) или молится. Поэтому его образ - скорее агиограф, обрамляющий страдание в рамку житийной традиции. Плоско и односторонне решен образ царя - это картинный злодей, злобно радующийся смерти отравленного им ребенка и с поистине сталинским цинизмом требующий "закопать труп", т.е. св. мощи Евдокии Урусовой. Сама Урусова - самая непрописанная партия оперы - она лишь сопрановый подголосок для меццо Феодоры. Хотя, если бы уважаемый композитор обратился к переписки княгини Урусовой с детьми, он нашел бы для её партии нужные любовные краски. 

Но главная партия оперы - хоровая. Хор есть выражение жестоковыйного, но вместе с тем слезливого (прямо по Достоевскому - "он был зол и сентиментален") народного духа. Он то требует "анафемы" и смерти ревнительниц древлего благочестия, то наоборот печалуется вместе с Аввакумом. Партия хора безусловно удалась Щедрину. Хор поддерживает труба и постоянная дуэль ударных - в барабанной дроби так и слышатся гонения Петра I, Софьи и Николая Палкина...

Печально, что почти никакого общественного резонанса, если не считать предпремьерной рекламной акции, опера не вызвала. Очевидно: общество и пресса просто не знают, как подходить к этой теме. Ведь, если всерьез поставить ее вместе с Р. Щедриным, то окажется, что история далеко не так проста, как написана в учебниках по русской истории или по истории РПЦ... Кажется, что при всех своих условностях, при современном музыкальном языке, автор хотел достучаться до современников, показать им силу страдания, и главное - правду страдания. И в этом видится положительный смысл оперы.

31 октября 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования