Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ЯИКЪ", ОРЕНБУРГ:
Потоп в Малом Иерусалиме


 Малым Иерусалимом последние несколько лет называют храм в селе Октябрьском. Храму более 100 лет, он один из старейших и самый грандиозный в Оренбургской православной епархии - в два раза больше Никольского кафедрального собора. Шесть лет назад, во время реставрации (в советские времена храм переделали под клуб), был найден вход в подвальное помещение церкви. Как оказалось, в подземелье сооружены старыми мастерами печи отопительной системы. Специалистов, которые взялись бы их восстановить и привести в действие, не нашлось, поэтому печи разобрали. В нижней части храма образовалось просторное помещение, подходящее для устроения подземной церкви. Тогда-то и зародилась идея создания Малого Иерусалима по образу и подобию Святой земли. В 2000 году Малый Иерусалим получил благословение Святейшего Патриарха Алексия, который утвердил название и благословил на дальнейшие труды по благоустройству святынь Уральской Палестины.

В подземном храме, к примеру, создали подобие грота Благовещения Пресвятой Девы Марии. В Назарете - городе Галилеи, где услышала Дева Мария благую весть о рождении Христа, это святое место христианским паломникам практически недоступно, так как святыня принадлежит монахам францисканского ордена. В Малом Иерусалиме святыню воспроизвели по древним рисункам и литографиям XIX века с фотографической точностью. Храм в селе Октябрьском стал местом паломничества верующих и экскурсантов. 

 Рядом с заботами о возрождении святынь шагали мирские бытовые проблемы. В частности, касающиеся отопления храма в осенне-зимний период. Семь лет назад было переоборудовано централизованное отопление, и церкви предложили заключить договор на обслуживание. Договор не заключали по ряду причин. Одна из них, по словам настоятеля иеромонаха Виссариона, состояла в том, что отопление было изначально смонтировано неправильно.

- Семь зим службы проходили в холоде. А на праздники Рождества и Крещения к нам приезжают сотни людей. Мы согласны платить за тепло, но если температура в храме будет не ниже 18 градусов. Глава администрации Октябрьского района говорит, что за отопление храма администрация заплатила 300 тысяч рублей. Но мы на эти деньги не получили никакого тепла, - сетует отец Виссарион.

Когда ударили морозы, церковно-служителей предупредили, что за долги храм отрежут от системы отопления. Угрозу попытались привести в исполнение. Вот тогда и пошли чередой беды.

2 декабря вечером в храме начался пожар. Увидев клубы дыма, прибежали несколько прихожан, в основном бабушки. Тушили огонь снегом, так как колонка в церковном дворе не работает. Ее вместе с церковной оградой кто-то "своротил" еще осенью. Потом приехали пожарные и огонь потушили. Через час пожар вспыхнул снова, его опять начали тушить своими силами. Сгорели ветошь и изоляционная лента, которыми были обернуты трубы на улице, но черный дым шел внутрь храма через вход труб в здание. После этого бедствия потолки, стены, окна храма покрылись копотью. Уточню: чтобы отмыть купол изнутри, нужно забраться на высоту 20 метров.

Староста храма Владимир Антонович Варюхин уверен, что пожар начался из-за сварочных работ. В конце рабочего дня в церковь пришли слесари выполнить задание - "отрезать" церковь от теплоснабжения. Решили проделать в трубах отверстия, чтобы через них выпустить воду из системы отопления. (Замечу, что ни одного крана для спуска воды в отопительной системе не было предусмотрено.) Проводили сварочные работы, не убирая ветошь (матрасы, старые фуфайки), которой были утеплены трубы. Дырки проделали, но вода не потекла, так как, естественно, успела к декабрю замерзнуть. Тогда специалисты решили сначала прогреть систему отопления, чтобы слить воду, а затем уже отрезать тепло. Работы отложили на следующий день. Сварщик ушел, а через час разгорелся тот самый пожар.

4 декабря в храм начали пускать отопление, трубы отогревали двое суток, и батареи наконец затеплились. А утром 6 декабря староста случайно встретил на улице заведующую котельной. Тут она его и спросила: "У вас в храме, случайно, вода не бежит? А то мы со вчерашнего вечера утечку ищем, никак не найдем. Уже шесть тонн воды куда-то ушло". Владимир Антонович бросился в наш Малый Иерусалим…
Храм был полон пара. С потолка струилась вода, сыпалась размокшая штукатурка. Все книги, иконы (в том числе и старинные) намокли. Спустились в подземный храм. Там горячая вода стояла на полметра. Прихожане спасали святыни, а затем ведрами выносили воду. Все те же бабушки и несколько мужчин спускались в подземелье и поднимались по узким лестницам с глубины 5 метров с наполненными ведрами наверх. Так они и спасали храм, пока совсем не обессилели. Потом Бог послал прихожанина-мужчину, который подал идею откачивать воду бытовым насосом "Агидель", принес его из дома. Нашелся и второй насос. Конечно, церковнослужители обращались в местные организации. Коммунальщики ответили: "Мы что, к вам на машине в храм въедем? У нас всего два с половиной метра гофрированной трубы!" Единственная пожарная машина оказалась на выезде, глава администрации - в отпуске, а заместители в отъезде.

Сейчас храм, испытавший огонь и воду, обледенел. Впрочем, за свое более чем столетнее существование он еще не такое видал. Был даже центром областной атеистической пропаганды. Дело в том, что в селе Исаево-Дедово (ныне Октябрьском) до революции проживали исключительно православные - 6000 человек, храм всегда был полон молящихся. В этом благопристойном и богобоязненном селе и решено было в первую очередь "ударить атеизмом" по религии. В двадцатые - тридцатые годы защитники веры были выселены, на освободившееся место заселили безбожников.
Впрочем, сейчас в Октябрьском живут самые обычные люди: обычные слесари, обычные начальники. Это в прежние времена перед входом в храм осеняли себя крестом, а перед работой в нем - молились и выполняли ее безукоризненно. Сейчас без разницы, где делать отопление - что в храме, что в квартире, что в детском саду. Работу выполняют так, как привыкли. Не по-божески. В декабре в Октябрьском стали лопаться трубы в административных зданиях (суда, прокуратуры), в жилых домах. В общем, забот у властей и слесарей этой зимой много.

Как считают отец Виссарион и староста храма, решить проблему с отоплением церкви вполне реально. Тем более что ее уже начали решать, остановившись на полпути. Два года назад администрация района построила помещение под котельную для храма, три газовых котла пожертвовали орчане. Осталось только подвести газ, электричество и запустить котельную. Правда, суммы на проведение всей этой работы называются огромные.

Если ничего не предпринимать, Святой день Рождества Малый Иерусалим встретит не в праздничном убранстве, а закопченным и заледенелым.
- Несмотря на все бедствия, службы в храме не останавливались и не прекратятся, - сказал отец Виссарион.

Светлана Карлюгина

Октябрьское - Оренбург

газета "ЯикЪ", # 52 (197)  от 27 декабря 2002 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования