Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ВЕЧЕРНИЙ МАГАДАН":
Хранить свою веру, защищать свою традицию.
Интервью епископа Магаданского и Синегорского (РПЦ МП) Феофана


Вернувшийся из столицы епископ Магаданский и Синегорский Феофан дал представителям отдельных городских СМИ пресс-конференцию, на которой рассказал о своем отпуске, совпавшем с трагическим, потрясшим всех магаданцев событием - гибелью губернатора В. И. Цветкова. Владыка говорит:

- Это тяжелейшая тема, которая, пожалуй, уже не на год и не на два, а до конца жизни будет в душе кровоточащей раной. И если бы мы были люди неверующие, то было бы очень страшно. На этом событии мы бы увидели, что так нелепо, в злодейски задуманной этой нечеловеческой акции пал Человек с большой буквы, каким был наш губернатор.

Я не просто в то время приехал в Москву. У нас с Валентином Ивановичем была договоренность на тот день о встрече - я также участвовал в рабочей группе комиссии по подготовке закона по северам. И вдруг из СМИ узнаю об этом страшном злодеянии.

Хотелось думать, что это просто кошмарный сон, дьявольское наваждение. Как епископ и человек, который постоянно с губернатором общался, особенно по строительству нашего Кафедрального собора, я знаю, как у него болела душа о Колыме. Как он, по его же выражению, бился за территорию, за людей, живущих на суровой колымской земле. Оглядываясь назад, я и сейчас чувствую боль, обиду, не проходит состояние какого-то невосполнимого горя и утраты.

Потому трудно себе представить, что кто-то еще сможет заботиться о Магадане, о колымчанах так, как он. Потому что это должен быть человек с особым даром от Бога. Титан. Валентин Иванович был христианином, и всегда говорил об этом публично, поэтому для меня ясно было одно: он должен уйти из этого земного странствования в последний путь достойно.

Когда речь зашла о том, где же совершить панихиду, то внутреннее мое убеждение было однозначное: только в главном Соборе страны - в храме Христа Спасителя. Наш губернатор должен здесь стоять и отсюда уйти из этой земной жизни в мир иной, и я глубоко верю, - Божий. Потому что дела его и его мученическая кончина ведут именно туда. И когда иногда слышу, как те, кто нередко были бок о бок с ним, уже начинают разбирать, а так или не так он поступал, как епископ и как верующий человек говорю одно: он уже предстоит Богу, и только Богу будет давать свой ответ.

Святейший Патриарх тогда находился в отпуске на лечении. Я созвонился с ним, объяснил ему ситуацию. И Святейший не задумываясь сказал: конечно же, мы должны его отпеть в храме Христа Спасителя. Это тоже - промысел Божий. Это тоже символично, ведь и до Валентина Ивановича уходили, и трагически уходили из жизни различные видные деятели нашей страны - христиане, которых хоронили по церковной традиции, но они не были удостоены чести быть отпетыми в Храме Христа Спасителя. А здесь вот так, сразу...

Храм Христа Спасителя создан для особо торжественных патриарших богослужений, и у меня всегда стоит в глазах наш губернатор, когда он говорил: "Ну должны же мы иметь красивые и достойные храмы! И не просто у нас в России, но на Колыме". И то, с какой любовью, с каким самопожертвованием он взялся за строительство нашего Троицкого собора. Очень больно и стыдно мне поэтому даже слышать, когда некоторые рачители народного блага теперь начинают говорить: а стоит ли возводить у нас в Магадане такой храм?

Если мы хотим быть гражданами великой нашей страны, если мы хотим быть сопричастными нашей великой русской культуре, нашему духовному очагу, то мы строить его просто обязаны. Мы обязаны заботиться о том, чтобы и мы еще успели войти в этот прекрасный храм и, главное, показать туда дорогу нашим детям. Именно оттуда они понесут любовь к родителям, чистоту сердца, позаимствуют силу и благодатную мудрость стоять и выстоять нравственно в непростом жизненном бушующем океане. Чтобы их ноги были направлены не в притоны, куда так нередко, к сожалению, СМИ завлекают наших детей, губя не только их юные души, но и убивая физически через различные грязные удовольствия - наркоманию, непотребство... Во имя спасения наших детей мы должны этот храм построить. Если мы честны, довести дело нашего губернатора до конца.

Гибель В. И. Цветкова потрясла не только магаданцев, а и всю Россию. Содрогнулась Москва. Кого бы ни встретил в те дни, все говорили с каким-то подавленным настроением об этой большой беде. Потому что люди поняли, что это не просто убийство одного из многих наших граждан, а замахнулись на тех, кто становятся лидерами в различных направлениях жизни нашей страны. А Колыма не простой регион, не простой край. Это кому-то только кажется, что здесь лишние люди. Но многим, слишком многим нашим соседям, она - лакомый кусок во всех отношениях. Это понимал, отстаивая интересы региона, покойный Валентин Иванович.

Несмотря на то, что был рабочий день, и были предприняты очень строгие, правда, поздние, меры предосторожности - трудно было пройти любому желающему, огромный храм был переполнен. Отпевание Святейшим было поручено вашему покорному слуге. Это был чин, по воле Святейшего, торжественнейший, ибо мы провожали великого человека. В чине отпевания участвовало 12 священников, несколько дьяконов, пел Патриарший хор...

Я видел, как ко гробу шли и шли люди, государственные лица. Начиная от Президента В. В. Путина, Председателя Совета Федерации С. М. Миронова, руководителей фракций и партий... Я видел многих министров, высокопоставленных чиновников, которые, может быть, при жизни были оппонентами покойному, но когда случилась беда, они тоже пришли сюда, потому что как никто другой знали, что он заслуживает того, чтобы по чести и по совести была отдана ему дань уважения. Шли простые люди. Я видел слезы. Скупые слезы на суровых мужских лицах.

Святейший Патриарх, знаю, на имя и. о. губернатора направил всем колымчанам личное послание, выражая признание церковью вклада В. И. Цветкова в духовное возрождение Православия на магаданской земле. Святейший подчеркнул, что Валентин Иванович заботился не только об экономической составляющей жизни колымчан, его беспокоило и духовно-нравственное возрождение Колымы и страны в целом.

Многие, наверное, по телевизору видети сюжеты похорон. В. И. Цветкова провожали как государственного мужа - с почетным караулом. Тело было, что совершенно удивительно, практически обнесено вокруг храма. Я опять подумал: машины ведь можно было поставить у выхода из храма, но непроизвольно поставили в другом месте (мы знаем, промысел Божий есть во всем), чтобы все, вся страна увидели эту торжественно-траурную процессию ее соработника и гражданина.

Это была награда, видимый знак, Божьего благословения. Мне сразу же кто-то скажет, а как же так?.. Да, если бы мы не верили в Бога, если бы не было вечности, если бы человек действительно через чью-то злодейскую руку прекратил свою жизнь на этой земле и все - тогда это трагедия непоправимая. А когда мы верим, что есть иная, вечная жизнь, то - да, это - свидетельство... Скажу даже довольно спорное для многих понятие: это - жертва. За многих из нас жертва. Ибо он своей кровью стоит теперь пред Богом - свидетельствует и просит за нас.

Многие магаданские телепрограммы, статьи, посвященные Валентину Ивановичу, в те дни заключались словами: храм на Колымской земле будет ему лучшим памятником, напомнили владыке журналисты. А теперь объявились в СМИ критиканы, вопрошающие, почему именно православной церкви государством ныне оказывается помощь, приводя аргументами многоконфессиональность, веротерпимость.

Тем, кто так рьяно старается магаданцам вбить в голову, что мы - многоконфессиональная, многонациональная страна и надо, мол, соблюдать права..., владыка Феофан отвечает так:

- Наша страна тысячи лет была и есть в своей основе православной. Это не значит, что мы не имеем других конфессий, национальностей. Кстати, Православию принадлежали и принадлежат не только русские, не только славяне - украинцы, белорусы, но, если хотите, и евреи, и татары, и многие другие национальности. И это есть наши корни.

Ислам - уважаемая традиционная религия в нашей стране, так ведь? Есть целые регионы, где живут мусульмане. И мы разве возмущаемся, когда из Дагестана за большие государственные деньги отправляют десятками тысяч паломников на хадж в Мекку? Мы считаем, что это - совершенно нормальное явление. С помощью государства у нас возводятся буддистские храмы. Это тоже - традиционная наша религия, с который мы жили тысячи лет бок о бок. Я вот от правительства Бурятии получил приглашение на какое-то торжество. Наверное, поеду. Если есть где иудейские общины, они тоже свободно исповедуют в России свою религию...

Почему надо помогать Православию? А потому что мы, Русь православная, - костяк. Какая иная религия - мормоны, иеговисты... или, может быть, последователи Муна, Асахары? - внесли в нашу историю, культуру, нашу самобытность какой-то особый вклад? Мы сохраняем свою самобытность, свою культуру, национальную, если хотите, безопасность. Нас делили и делят: по различным политическим партиям, движениям, направлениям... Давайте еще по религиозному признаку? Все, мол, равны - что Православие, что эти мальчики, которые врываются... Кстати, вчера ко мне два молодых человека звонят поздно вечером, где-то около 9 часов. Спрашиваю, а что вы хотите? Один: мы, говорит, мормоны. Второй вообще плохо говорит по-русски. Начал с ним говорить по-английски. Меня, епископа, оказывается, пришли просвещать своей верой. Вот это нам надо?

До этих новых веяний мы о наркомании только слышали, читали и знали только по каким-то западным фильмам. А сейчас у нас уборщицы школ шприцы не успевают выметать. Это нам надо? Нам надо Храмы строить. Надо свою традицию защищать. Надо свою веру хранить. Тогда у нас не будет той беды, которая приходит, к сожалению, с новыми веяниями. В том числе и с религиозными. Если мы внимательно начнем изучать историю древних государств, то увидим, что рушились империи тогда, когда принимали чужих богов, когда нарушалась традиция народов. Органы в теле человека и те по важности разные: палец порежешь - еще ничего, а если по голове ударили - то и смерть может наступить...

Журналисты попросили также развеять и другие нелепые слухи, циркулирующие в СМИ в связи с именем владыки. Епископ Феофан не удивился:

- Ну, это не новость. Я и в отпуске постоянно был на связи со своей епархией. Сотрудники мне говорят: владыка, то вас в тюрьму посадили, то перевели в другое место, то понизили, то повысили... Картина ясна: кому-то надо вбросить кляксу, а потом пусть разбираются. Ведь перепробованы всякие пути борьбы с Православием, с нашей культурой. Личности, и особенно у которых болит душа о деле, конечно, не очень удобны. Думаю, что и я не так уж для всех удобен. Особенно для тех, кто боролся с Православной церковью.

Я хочу сказать только то, что говорил всегда и буду говорить: полюбил Магадан и магаданцев. Коль имею какой-то жизненный опыт, делал и буду делать все, что в моих силах, и столько, сколько даст мне Господь здесь трудиться, для того, чтобы через служение Церкви помочь бедным, старикам. Утешить скорбящих. Помочь тем, чьи дети попали в беду алкоголя, проституции, наркомании и предотвратить от этого пути другие поколения. Через служение Церкви, через строительство храмов, через воскресные школы, через собирание жертвы. Делал и буду делать это, чтобы нравственный климат в нашем суровом магаданском краю все-таки становился чище. И, думаю, для тех, кто проповедует иные ценности, которые разрушают, наоборот, это нравственное состояние нашего общества - для них, наверное, я буду вечно неугоден.

Я думаю, что не нравлюсь тем, кто рекламирует низменные чувства, кто хочет устраивать различные секс-шоу, кто живет и получает какие-то средства от иных, чуждых нашему народу религиозных направлений. Я не буду нравиться тем, кому вообще не нравится Россия с ее культурой, ее историей, ее желанием все-таки остаться Россий, какой она была - великим, мощным, сильным государством не только по территории, природным богатствам, но и по духу нашего народа.

Рассказал владыка и о разных своих "отпускных" встречах:

- Встречался с Президентом РФ. Докладывал о строительстве нашего Собора, приглашал посетить Магадан на освящение. Получил самый добрый отклик. Говорил с ним все о тех же проблемах сотрудничества церкви и государства в области образования, воспитания, сохранения наших духовных традиций, обеспечения духовной безопасности нашей страны..

Об этом мы с Президентом начинали говорить, кстати, на Дальнем Востоке, когда я тоже там был. Имел я неоднократные встречи с Председателем Совета Федерации С. М. Мироновым. С ним мы детально обсуждали вопросы взаимодействия церкви и государства в целом, положения духовной составляющей именно у нас, на колымской земле. Тоже нашел полное понимание и поддержку. Неоднократно встречался в Москве с полномочным представителем Президента К. Б. Пуликовским... Трудно даже сказать, отпуск ли то был или обычная рабочая поездка?

Встречался со Святейшим Патриархом, хоть он был на лечении и никого почти не принимал. В эти дни, 16-17 декабря, в Москве проходит Всемирный Русский Собор. Меня просили даже выступить с докладом, но к сожалению, дела в Магадане складываются так, что не позволили принять участие. Сейчас идет подготовка к Рождественским чтениям, которые начнутся 16 января, и я буду в них участвовать.

Главная же наша задача сейчас - подготовка к Рождеству Христову. Идет пост, и надо переосмыслить свой жизненный путь. Трагический пример губернатора нам показывает, сколь скоротечна жизнь любого из нас. Какой-то, как нам кажется, случай может прервать беспрерывно текущую нить нашей жизни и вот нам уже надо давать ответ. Чтобы этот ответ был достойным, надо достойно жить. А для этого и установила церковь святые посты, особенно связанные с земной жизнью Иисуса Христа, Божией Матери, апостолов. Хотел бы напомнить, если кто забыл или не знает, что идет Рождественский пост: вы еще не опоздали, начните поститься хоть сейчас.

Но пост не должен быть только ограничением в пище. Постарайтесь переосмыслить свою жизнь. Если вы найдете что-то несправедливое, то, в чем обличает вас совесть - испытанное веками лекарство: подойди в храме к священнику, поисповедай свои грехи, причастись... Получишь такое облегчение, которого никогда не испытывал ранее в своей жизни. Это - духовная терапия, которая очистит твою душу, сердце и разум и пошлет мир, потому что ты примиришься со своей совестью и с Богом.

Трудно многим переступить порог храма, но это также - действие дьявола, который нагоняет различные страхи, стыд, мысли типа "Зачем я пойду, священник - такой же человек, лучше я перед Богом..." Нет, иди. Перебори. Это будет твой подвиг, и ты будешь за него вознагражден. Хотя бы немножко потрудись во имя Бога. Поверь, и в первый, и в девятый, и в одиннадцатый час кто приходит, как говорит Златоуст перед Пасхой, получишь ты свою награду. И начнется путь исправления.

Дальше по календарю - Крещение. Богосодействующе пойдем освящать водные стихии. Ну и готовимся к своим, третьим уже магаданским Рождественским чтениям. Думаю опять пригласить на них кого-то из известных людей столицы. Будем разрабатывать тему образования, потому что это очень важно на сегодняшний день.

Но ведь и елку ж надо детям!.. Становится уже традицией, когда мы с администрацией области, с мэрией устраиваем радость для детей - рождественские елки. Они будут проходить и у нас в епархии, и в городе, но с участием церкви. С подарками. На Пасху около 2 тысяч подарков развезли престарелым по домам инвалидов, беспризорникам, и сейчас у нас эта работа уже идет.

Обязательно думаю слетать в Северо-Эвенск - никогда там не был. Сложный, отдаленный район. В Тахтоямск тоже трудно добираться, но обязательно посещу...

Магаданские журналисты интересовались финансированием и ходом работ на Троицком соборе, на котором теперь уже засиял под солнцем первый золотой купол.

- Хочу выразить глубочайшую благодарность всем жертвователям, - сказал владыка. - Несут по копеечке, нередко от пенсий. Это те две лепты вдовицы, которые ложатся на благодатную почву. Уже начали писать на народные деньги иконостас, что всегда является главным украшением храма. Написаны уже две прекрасные иконы высотой 3 м и шириной 1,5 м каждая. Есть иконы размером 3 на 3 м. Сейчас их надо как-то переправить из Москвы - в самолет не очень все входит. Думаю, по Рождеству магаданцы их уже увидят - мы их выставим где-то для поклонения.

В заключение беседы владыка Феофан преподал магаданцам свое пастырское благословение:

- Дорогие мои магаданцы - и те, кто ходит, в храм, и те, кто еще не проторил туда дорогу. Знайте, что есть Церковь. Имя ей Русская Православная. Которая всегда была со своим народом. Которая всегда молилась и молится за свой народ и наше Отечество. Божие благословение вам, вашим детям, вашим семьям. Чтоб встретили Рождество Христово в мире и радости. Да хранит вас Господь!

Людмила Сидорова

газета "Вечерний Магадан" от 30 декабря 2002 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования