Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"THE WASHINGTON POST": Россия Санта-Клауса. Празднование западного Рождества 25 декабря - недавний феномен, появившийся в постсоветское десятилетие


Москва, 25 декабря 2002 года. На прошлой неделе по всему городу мерцали рождественские огни, а эфир заполняли рождественские веселые песенки. По автомобильному радио я услышала "Jingle Bells" в исполнении хора людей, чьим родным языком, безусловно, был не английский, а также оркестрированную версию "Frosty the Snowman".

Уличные рынки были завалены деревянными украшениями для рождественской елки: крохотными солдатиками, снеговиками на коньках, ангелами с трубами, церквями с куполами в форме луковицы. На первый взгляд, все было хорошо в столице бывшего Советского Союза: коммунизма не стало, Рождество вернулось, отовсюду приходят хорошие новости.

Но стоит только вглядеться попристальнее, и картина меняется. Для начала, рождественские огни в Москве не связаны с сезонным настроением. Напротив, владельцы торговых точек всего лишь выполняют закон: мэр Москвы Юрий Лужков сделал рождественские декорации обязательными. Некоторые ворчат, другие делают минимум - единственная красная лампочка, съеденная молью гирлянда - но большинство просто пожимает плечами. Не впервые им приказывают быть счастливыми.

Однако западные рождественские веселые песенки и пластиковые олени скрывают также и более трудную российскую проблему: когда в действительности наступает Рождество? В досоветские дни русские отмечали православное Рождество 7 января и продолжали гулять в последующие 12 дней, вплоть до Крещения Господня. Некоторые и сегодня придерживаются этого календаря, хотя большинство тех, кто так поступает, проживают в сельской местности, на окраинах городов, далеко от центров власти.

Несмотря на увлечение православием - даже президент Путин, бывший полковник КГБ, теперь говорит о себе как о "верующем" - православное Рождество пока еще не стало общепринятым праздником у горожан России. Куда большее число людей соблюдает более новую традицию. В советскую эпоху "Рождество" как таковое было отменено вместе со всеми другими религиозными праздниками и заменено "Новым Годом".

Советские граждане покупали новогодние елки, дарили новогодние подарки, посылали новогодние открытки и традиционно напивались на новогодних застольях. Православный святой Николай был упразднен, вместо него появился Дед-Мороз, которого обычно сопровождает Снегурочка. Несомненно, Новый Год остается самой популярной формой рождественского праздника в России. Некоторым он нравится потому, что они отмечают его с рождения. Некоторые отмечают его, не особенно любя, просто потому, что у них нет особой причины отмечать религиозный праздник, а другого праздника нет.

Напротив, празднование западного Рождества 25 декабря - недавний феномен, появившийся в постсоветское десятилетие. Опрос, проведенный на этой неделе, показал, что 18% россиян намереваются отметить день 25 декабря (который остался рабочим днем). Отмечать его, скорее всего, будут, в числе прочего, более состоятельные люди, которым меньше 25 лет, и они будут жителями крупных городов. Некоторые - католики (таковых в России около 500000 человек), но большинство относится к новому поколению россиян, которые отождествляют себя с Западом и хотят праздновать в западном стиле. Но даже среди этой публики остается много замешательства в отношении того, с чем именно связано Рождество. Один мой русский друг с большим апломбом уверял меня, что "Рождество - это день, когда был распят Иисус Христос".

Это странная проблема, одновременно и тривиальная, и глубокая. Ибо, хотя распространение Рождества, возможно, не главная проблема для России, оно все же намекает на более глубокий набор неопределенностей. Если русские не могут решить, как им праздновать Рождество в постсоветском мире, не сумеют они решить и того, как им быть русскими в постсоветском мире.

Некоторые воображают, что современная Россия является наследницей царской России, хотя новой России несколько недостает сказочек и гадалок. Другие думают, что Россия, как крупнейшая из постсоветских республик должна наследовать привычки и международную роль старого Советского Союза. Эта группа населения, становящаяся с каждым годом все более громкоголосой, уже принудила российское государство принять старый советский национальный гимн, наряду с другими советскими символами и обычаями.

Третья группа населения, численность которой возрастает, включает тех, кто хочет, чтобы Россия стала частью Запада. Пока что это нередко подразумевает принятие атрибутов западной культуры (рождественских декораций, и рождественских распродаж, и Санта-Клауса) при дефиците понимая тех западных ценностей, которые составляют подоплеку этих явлений.

Иными словами, никому не следует заблуждаться при виде рождественских декораций в центре Москвы или налета самоуверенности, который временами украшает российскую элиту, когда ее представители путешествуют заграницей: кто такие русские, чем станет Россия и какую роль Россия будет играть в XXI-м веке - вот вопросы, которые пока что не нашли ответа. Ущерб, нанесенный Советским Союзом, еще предстоит устранить. Что, однако, не значит, что этого не случится. Здесь я выражаю надежду, что в новом году или в любом из новых лет, которые за ним последуют, русские выработают свой собственный, русский стиль празднования Рождества.

Энн Аппельбаум

25 декабря 2002 г.

Сокращенный перевод: Федотов Виктор, inoСМИ.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования