Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ПРАВДА.РУ": О почитании икон в штате Массачуcеттс


 

Снег шел с полудня, и к вечеру город Гарднер погрузился в тяжкое месиво, упрямо разминаемое колесами ползущих по дорогам машин.  На усталость после рабочего дня наслаивалась усталость от черепашьей езды с поминутными остановками, от буксующих на подъеме колес, от снега, слепящего глаза в свете фар.  Впрочем, погода довольно привычная для здешних мест.

Его я заметил буквально в полутора метрах: он стоял на обочине за сугробом и неуверенно протягивал руку.  Остановиться не составило большого труда.

– Куда вам?

– В поликлинику Хэйвуд.

– Садитесь.

Отряхнувшись, как мог, от снега, он сел в машину и поблагодарил за любезность. Он был немолод и нездоров на вид.  Я включил печку на полный обогрев, и он весь подался вперед, навстречу потоку горячего воздуха.  Хотелось бы знать, сколько он ждал на обочине. 

Дорожный разговор никак не завязывался.  Кивнув на маленькую икону над приборной доской, он спросил полу-утвердительно:

– Вы католик?

– Нет, – ответил я. Любое "богослужебное изображение" здесь связывается с Римом, так что православные в подобных случаях часто отвечают: "Католик, но не римо-католик" (Catholic, от греч. katholikos, – соборный), и продолжают беседу о соборности и отпадении римского престола от Церкви.  У меня, однако, не было энергии для серьезного разговора.

Он, между тем, назвал свое вероисповедание, которое я толком не разобрал – только "основных" протестантских групп, не считая сект и культов, в Америке куда больше, чем сортов колбасы, – и повел рассказ.  В рассказе фигурировали какие-то лица различных конфессий, как они говорили одно, делали другое, и как изо всего этого ничего хорошего не вышло.  В нужных местах я кивал и поддакивал, но, сказать по правде, пафос его проповеди от меня ускользнул.  Причиной тому, помимо моей усталости и рассеянности, был холод, который свел челюсти моего пассажира и лишил остатков внятности его и без того не слишком внятную речь.

Рассказ окончился почти одновременно с нашим маршрутом, но по логике вещей за мной оставалось последнее слово. Он вежливо молчал и ждал, пока я пробьюсь сквозь сугробы к подъезду поликлиники.  Я выключил мотор.  Надо было что-то сказать ему в ответ.  Я посмотрел на икону.

– Знаете Санта-Клауса?

– Санта-Клауса?  Кто ж его не знает…

– Да нет, не рекламного, не того клоуна в красном колпаке.  Настоящего.

– То есть как настоящего?…

– Вот этого, на иконе.  Святой Николай, по латыни – Санктус Николаус, отсюда Санта-Клаус. Он был епископом в городе Миры в Малой Азии, где теперь Турция, больше полутора тысяч лет назад.  Его доброта, милосердие, бескорыстие настолько твердо отпечатались в памяти людей, что по всей христианской Европе имя архиепископа Николая через сотни лет стали связывать с рождественскими подарками, с помощью обездоленным и попавшим в беду.  Но когда речь шла об истине, о защите Христовой веры от самозванцев и лгунов, он был совсем другим…  Благодаря ему и таким, как он, у нас сегодня есть неповрежденное, истинное христианство.  Потому мы и называем их святыми, помним их, держим с ними связь.

Он сосредоточенно глядел на икону.  Я включил свет в машине.

– Можно посмотреть поближе?… – спросил он неуверенно.

Я снял икону с приборного щитка. 

– Берите.  Она ваша, подарок вам к Рождеству.

Открывая дверь, он стал благодарить и прощаться.  Снаружи было темно, но я успел заметить, что, прежде чем спрятать икону во внутренний карман, он тихонько приложил ее к губам.

Иеродиакон Макарий, 23 декабря 2002 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования