Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Старинные письмена и новые версии


 Новые археологические находки вызвали новые вопросы по поводу общепринятого мнения о том, что руины древнего поселения Кумран как-то связаны со свитками Мертвого моря, найденными в пещерах возле поселения. То было одно из самых значимых археологических открытий ХХ века.

Тогда ученые решили, что здесь был монастырь иудейской секты ессеев, члены которой и написали свитки в конце прошлой - начале новой эры. Многие тексты описывают религиозные обряды и догмы древнего Израиля.

Но два израильских археолога, которые в течение десяти лет периодически проводят здесь раскопки, утверждают, что Кумран не имеет ничего общего ни с ессеями, ни с монастырем, ни со свитками. Здесь была гончарная мастерская.

Археологи Управления охраны памятников старины Израиля Ицхак Маген и Юваль Пелег написали книгу и статью в журнал, в которых сообщают, что нашли в раскопках гончарные печи, целые сосуды, выбракованный товар и тысячи фрагментов гончарных изделий. На стенах емкостей для воды было много гончарной глины.

Д-р Маген и д-р Пелег считают, что сложная водоводная система была нужна для подачи содержащей глину воды для гончарного производства. В регионе не найдено ни одной подобной системы.

Ученые считают, что к 68 году нашей эры, когда римляне, подавляя восстание иудеев, разрушили Кумран, поселение уже существовало как центр гончарного производства по меньшей мере столетие. До этого, по-видимому, здесь был один из форпостов восточной границы Израиля.

"Мнение о связи между Кумраном, пещерами и свитками археологически не обосновано", - пишет д-р Маген в статье, опубликованной в "Библейском археологическом обозрении".

Вместе с д-ром Пелегом он более подробно представил результаты исследований в работе "Свитки Мертвого моря.

Археологические толкования и дебаты", опубликованной в этом году. Книгу редактировали Катарина Габор из Университета Брауна на Лонг-Айленде и Юрген Цанденберг из немецкого университета Вупперталя.

Норман Голб, преподаватель ближневосточных языков и культуры из Чикагского университета, который давно критикует мнение о связи свитков с ессеями, говорит, что новые находки и интерпретация, предполагающая наличие гончарного производства, произвели на него впечатление.

"Маген очень выдержанный археолог и исследователь, многие его взгляды убедительны, - сказал д-р Голб в телефонном интервью. – Гончарное производство? Вполне возможно".

По словам д-ра Голба, Кумран мог быть и монастырем, и центром гончарного промысла. "Но нет ни малейшего доказательства, что там был монастырь. Мы видим светское поселение, а не поселение с выраженной религиозной ориентацией", - говорит он.

Годами д-р Голб утверждает, что разнообразие религиозных идей и обрядов иудеев, описанных в свитках, говорит о том, что вряд ли все они были написаны одной сектой, например ессеями.

Он отмечает, что лишь немногие тексты касаются особых традиций ессеев. Ни в одном из них не говорится об обете безбрачия, которого они придерживались.

Д-р Голб предполагает, что найденные в пещерах свитки были написаны представителями многих разных групп, а сюда из Иерусалимской библиотеки их принесли иудеи, бежавшие от римлян.

Пробираясь на восток, беженцы могли спрятать свитки в пещерах у Кумрана.

Новые исследования подтверждают эту точку зрения. По словам д-ра Магена, в те времена Кумран стоял на перекрестке путей в Иерусалим и из него, а также вдоль берега Мертвого моря.

Подобные свитки найдены южнее Кумрана, в Масаде, где иудеи насмерть бились с римлянами.

В своей статье д-р Маген пишет, что сосуды, в которых было найдено большинство свитков, возможно, были изготовлены гончарами Кумрана. Ели так, то это единственная связь между поселением и свитками.

Несмотря на поднимающуюся волну ревизионизма, многие исследователи свитков Мертвого моря продолжают защищать "ессейскую" гипотезу, хотя и с некоторыми изменениями и меньшей убежденностью.

Джон Нобл Уилфорд
Публикуется с разрешения The New York Times News Service and Syndicate Co.
"ИЗВЕСТИЯ"
Фото:  "Известия"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования