Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЧАС": Епископ Александр: "Кому много вверено, с того больше взыщут". Латвийская православная церковь обрела нового епископа Даугавпилсского...


В эти дни православные верующие Латвии переживают одно из величайших по своей значимости духовных событий: Латвийская православная церковь обрела нового епископа Даугавпилсского. Свое первое интервью епископ Александр (Матренин) дал нашей газете.

Строки из биографии

- Прежде всего позвольте поздравить вас, Владыка, с архиерейской хиротонией и пожелать от имени коллектива "Часа" и наших читателей многая лета, духовного и телесного здоровья, стойкости и мудрости в предстоящем вам нелегком архипастырском служении!

- Сердечно благодарю вас за эти теплые слова и добрые пожелания.

- Владыка, непривычно пока еще вас так называть, хотя именно с этим словом нужно обращаться к священнослужителю в епископском сане. За долгие годы все мы привыкли так именовать только архипастыря Латвийской православной церкви Высокопреосвященнейшего Александра, Митрополита Рижского и всея Латвии. Вас же православные верующие и латвийская общественность знали как священника, потом игумена, а затем и архимандрита Александра. Не сочтите за праздное любопытство, но событие такой важности, как назначение в Латвию еще одного епископа, вызывает огромный интерес в обществе, а потому, Владыко, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

- Родился я в Риге в сентябре 1973 года в православной семье. Получил среднее образование и профессию электромеханика, однако еще во время учебы ясно для себя осознал, что не мыслю своей жизни без служения Богу, Церкви и людям. Думал поступить послушником в монастырь, но у нас в Латвии его не было. Пришел за благословением к нынешнему митрополиту. Владыка благословил ходить в кафедральный собор и прислуживать иподиаконом. Постепенно он стал давать мне различные послушания. Так я трудился и помощником секретаря, и письмоводителем, и референтом, и личным секретарем.

В 1997 году я наконец сделал свой первый серьезный шаг к служению Богу - Его Высокопреосвященство Владыка митрополит постриг меня в иночество. В марте 1998 года Владыкой был рукоположен во диакона, а в сентябре - во священника, а в 1999 году принял монашеский постриг. В 2000 году окончил Рижскую духовную семинарию, а в этом году поступил в Московскую духовную академию.

Во время своего служения в сане священника участвовал в работе всех церковных комиссий. Принимал участие в визите официальной делегации президента латвийского государства в Республику Греция. Неоднократно сопровождал в канонических визитах Высокопреосвященнейшего Митрополита Александра. Сослужил Его Высокопреосвященству на богослужениях как в русских, так и в латышских приходах на латышском языке.

- Думали ли Вы или мечтали о том, что станете епископом?

- Не думал и не мечтал. Потому что мечтать - это вообще грех. Первый мечтатель - это враг рода человеческого, возмечтавший стать выше Бога. Чем это закончилось, все мы знаем из Святого Писания. А думать можно сколько угодно, но без воли Божьей и Его Всеблагого Промысла о Церкви ничего не бывает.

О епископе и его служении

- Владыка, какое место в церковной иерархии занимает епископ?

- Одним из важнейших признаков Церкви, созданной самим Спасителем, о которой Он сказал: "Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее", есть наличие богоустановленной трехчинной иерархии. Такая иерархия имеет преемственность от Самого Христа и святых апостолов. Вот эти три степени священства: диакон, пресвитер и епископ. Последняя степень - епископ - высшая.

Подтверждения тому, что эта иерархия берет свое происхождение с апостольских времен, имеются в Священном Писании (Деяниях святых апостолов) и других источниках. Так, свидетельства о епископе мы можем найти у одного из первых христианских писателей I века Игнатия Богоносца в его послании к магнезийцам. В этом послании святой Игнатий наставляет своих чад во всем повиноваться власти. Власти эти епископы - наместники Божьи, пресвитеры - сословие апостолов и диаконы, которым вверено служение Иисуса Христа. А святитель Киприан Карфагенский прямо говорит: "Без епископа нет Церкви".

- В чем же состоит служение епископа?

- Обязанность епископа - служение, управление Церковью и поставление священнослужителей. Одной из наиглавнейших обязанностей епископа является наблюдение за соблюдением канонов и постановлений святой Церкви как самими священнослужителями, так и мирянами.

Из всей трехчинной иерархии только епископам дано право на совершение всех семи таинств, установленных в православной церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак (венчание), елеосвящение (соборование) и священство (рукоположение)). Но, по слову Писания, кому много вверено, с того больше взыщут, а 39-е апостольское правило говорит: "Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их".

Непростой титул

- Ваш титул, Владыка, правильно звучит так: Его Преосвященство, Преосвященнейший Александр, епископ Даугавпилсский, викарий Латвийской православной церкви. Давайте попробуем разобраться в смысле этого титула и в значении каждой из его составляющих. К примеру, что означает "викарий" или "викарный епископ"?

- Викарий ( vicarius ) в переводе с латинского - наместник, заместитель, то есть помощник в сане епископа при кафедре правящего архиерея. Следовательно, викарный епископ хотя и имеет всю полноту преемства Апостольской благодати, но во всех делах Церкви подчиняется правящему архиерею, в нашем случае - Высокопреосвященнейшему Митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру.

- А почему вы именуетесь епископом Даугавпилсским, а не, скажем, Резекненским?

- Так сложилось исторически. В Латвийской православной церкви уже существовали викарные епископы. В 30-е годы прошлого столетия наша Церковь имела двух викариев - это епископы Иаков (Карп) и Александр (Витолс). Первый был викарием с титулом Елгавский, второй - Ерсикский с кафедрой в Даугавпилсе, в даугавпилсском величественном и благолепном соборе святых страстотерпцев Бориса и Глеба, который вмещает до четырех тысяч молящихся. Кстати, это самый крупный из православных соборов в Латвии. И, наконец, в 1989 году викарием в Рижской епархии был рукоположен епископ Александр (Кудряшов), наш нынешний Высокопреосвященнейший Митрополит Рижский и всея Латвии Александр.

Так как Даугавпилс - это второй город после Риги по количеству православных и, следовательно, требует к себе большего внимания, то и решено было наречь меня епископом Даугавпилсским. Однако титул викарному епископу дается номинально, ибо епископ без оного не может быть. Титул не предполагает постоянного пребывания в назначенном городе, ведь, повторюсь, викарий состоит в непосредственном ведении правящего архиерея, а значит, может и должен находиться там, где он нужнее.

- Повышает ли наличие викария статус Церкви?

- Несомненно. Но назначение епископа Даугавпилсского произошло не по причине желания повысить статус Латвийской православной церкви, он и так высок, а по реальной необходимости.

Восстанавливаются храмы Божьи, увеличивается и расширяется представительство православной церкви в латвийском государстве, а ведь это предполагает открытие новых приходов и расширение их географического положения. Уже сегодня затруднительно за год посетить все наши приходы, совершить там Божественную литургию и преподать верующим духовное наставление. Нужно учитывать, что литургия, совершаемая православным архиереем, оставляет огромное впечатление и дает духовный подъем. Недаром на архиерейские богослужения стекается множество людей. Для каждого верующего визит архиерея является большим событием. Где епископ, там вся полнота Церкви. И потом мы не должны забывать, что находимся уже в Европе и наша Латвийская православная церковь в ней одна из самых больших, а в Балтийских странах - самая большая.

- Вы еще только ждете своей первой встречи с даугавпилсской паствой. Что бы Вы могли ей пожелать?

- Я призываю на паству свою благословение Божие и Покров Пресвятой Владычицы Богородицы. Всей душой желаю скорейшей нашей встречи, мира и любви, ибо, по слову святителя Иоанна Златоуста, "такова искренняя любовь: она не уступает ни времени, ни месту, ни дальности расстояния". Милость Божия да хранит вас всех.

Биография епископа Александра

Епископ Александр (в миру Сергей Игоревич Матренин) родился 6 сентября 1973 года в Риге.

По окончании восьми классов рижской средней школы ¹ 75 в 1988 году поступил в железнодорожное училище.

В 1989 - 1990 годах обучался живописи и графике в частной студии, принимал участие в реставрации рижского храма во имя Всех Святых, где был пономарем.

С 1991 года стал иподиаконом Владыки Александра (Кудряшова), нес послушание помощника секретаря епархиального управления, исполнял обязанности референта.

20 апреля 1997 года пострижен в иночество с наречением имени Александр во имя преп. Александра Свирского.

22 марта 1998 года рукоположен во диакона, а 6 сентября 1998 года - во священника.

16 октября 1998 года стал настоятелем домовой Крестовой церкви во имя преп. Серафима Саровского и штатным клириком рижского Свято-Троицкого собора.

20 марта 1999 года пострижен в монашество с именем Александр во имя св. благоверного князя Александра Невского и назначен на послушания письмоводителя и личного секретаря.

В 1999 году удостоен права ношения наперсного креста.

В 2001 году возведен в сан игумена.

В 2000 году окончил Рижскую духовную семинарию.

В 2002 году работал в комиссии по подготовке к прославлению священномученика Иоанна Рижского.

В 2003 году удостоен права ношения палицы.

В 2003 году работал в комиссии по обретению мощей священномученика Иоанна Рижского, за что награжден Архиерейской благословенной грамотой.

В 2004 году работал в комиссии по встрече в Риге Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы и мощей святых преподобномучениц Елизаветы и инокини Варвары.

В 2005 году удостоен права ношения креста с украшениями.

В течение нескольких лет нес послушание ответственного по церковной газете "Виноградная лоза" (издание ЛПЦ) и официальному интернет-сайту ЛПЦ, одновременно являясь редактором сайта и членом пресс-службы Латвийской православной церкви.

В декабре 2005 года избран секретарем Церковного суда Латвийской православной церкви.

В январе 2006 года назначен вторым священником рижского Кафедрального собора Рождества Христова.

В 2006 году работал в составе комиссии по приему в Латвии Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

21 июля 2006 года возведен в сан архимандрита.

В 2006 году поступил на заочный сектор Московской духовной академии.

19 августа 2006 года в храме Христа Спасителя в Москве рукоположен во епископа Даугавпилсского, викария Латвийской православной церкви.

Оксана Дементьева
"ЧАС"
25 августа 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования