Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВАЯ.RU": Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит (Хилько): Каноническая автокефалия Украинской Православной Церкви и уния - синонимы...


Тульчин - это не только колбаса, рекламируемая украинским телеканалом сомнительной честности, но и ставка суворовской армии, и сказочной красоты дворец Потоцкого, и величественный собор, на клиросе которого пел тот же Суворов...

А еще Тульчин, это почти приграничная полоса с мятежным Приднестровьем и добираться сюда - в даль от дорог республиканского значения, весьма проблематично из любого другого региона Украины, включая ее столицу.

Тем не менее, в этот уголок Подолья едут не только со всей Украины, но и из самых дальних концов России и других православных стран. Едут жаждущие услышать ответы на самые "душетрепещущие" вопросы, за благословлением и наставлением перед важным жизненным выбором. Едут они к епископу Тульчинскому и Брацлавскому преосвященнейшему Ипполиту. И, хотя понятие "культовый" противно христианской вере, современное его наполнение лучше всего подходит к тому статусу, которым наделил православный люд владыку. Для самых стойких борцов "за Русь Святую и Веру Православную" он является заочным духовником.

Сегодня владыка отмечает четырнадцатую годовщину архиерейского служения, и корреспондент Правой.Ру в Киеве Дмитрий Скворцов удостоился чести быть приглашенным на торжественную службу, посвященную этому событию.

Дмитрий Скворцов, Правая.Ру: - Владыко Преосвященнейший, на сегодняшней литургии вы читали молитву "о нашей богохранимой стране и властях ее". Вместе с тем, большинство православных считают нынешнюю власть богоборческой, ведь многие из ее представителей не скрывают свою принадлежность к раскольническим и сектантским (в т.ч. и харизматическим) религиозным организациям. Так почему же каноническая Церковь молится на Литургии об этой власти?

Владыка Ипполит: - То, что нынешняя власть изображает религиозность, это не более чем проформа. Истинная религиозность там, где однозначность. Мы же видим, как многие властьпридержащие в течение одного дня, принимая таинства в Православной Церкви, сразу же идут в секту или лже-церковь, чтобы "засветиться" перед телекамерами и там. То есть они пытаются использовать религиозные формы поведения в своих политических целях. А это уже двойственность.

Да и властолюбие ведь само по себе - грех. Конечно, некоторым людям Бог дает талант управлять во внешнем (светском) мире, следить за порядком в нем. Но без внутреннего порядка в душе это не удастся. Как говорили древние философы: "Если не победил себя, то не мечтай о никакой другой победе".

Д.С.: - Значит, Церковь молится о том, что бы они победили себя?

вл. Ипполит: - Церковь молится о властях, чтобы Господь их вразумлял. Молиться о народе Божьем - предназначение Церкви. Власть имущие, как и все мы, носят образ Божий. Другое дело, насколько достойно они его носят. Ведь для этого нужно от многого отказаться. А иначе места в сердце не остается для истинной православной духовности. А охватить сразу небесное и земное невозможно - вот и вся коллизия.

Ну и естественно, мы молимся, чтобы Бог запретил им зло творить Церкви Православной.

Д.С.: - Если одновременно охватить небо и землю невозможно, то почему же иерархи идут в депутаты? Можно ли служителям Церкви таким образом участвовать в политической жизни?

вл. Ипполит: - Конечно же, нельзя.... Были такого рода предложения и нашей епархии, но мы отказались. Миссия Церкви - облагодатствование народа Божия и путевождение его в Жизнь вечную. То есть - вести души ко спасению.

Когда светские власти обращаются ко мне с предложениями "помочь им управлять народом", я поясняю, что есть два меча власти: один - светской, другой - духовной. И если светская власть будет стремиться управлять внешней жизнью в соответствии с духовными законами Православия, то эти два меча непременно образуют крест. А с Крестом освящающим другая помощь уже не понадобиться ни той, ни другой власти.

Ну а если власть не будет руководствоваться духовными критериями, то помощи от Церкви она тем более не дождется. После таких ответов, мне всегда "прозрачно" намекают о возможных проблемах. Я же отвечаю, что если они и будут, то только здесь, на земле.

Д.С.: - А в плане предвыборной агитации?

вл. Ипполит: - Безусловно, священник, как частное лицо имеет право высказывать свое мнение о том или ином руководителе. Но, ни в коем случае не с амвона, и ни от имени Церкви, епархии, прихода.

Д.С.: - Но если Церковь занимает такую демонстративно пассивную позицию в политической жизни, то почему ее называют воинствующей?

вл. Ипполит: - Потому что сатана воюет с Богом, а поле боя - сердце человека. И Церковь Христова воинствует против сатаны за каждую живую душу. Сатана "аки лев рыкающий" стремится погубить всякую живую душу, а Церковь, как тело Христово - стремится спасти. Воинствующая - это, если хотите, метод активной защиты душ.

Д.С.: - Вы говорите, что душа - поле боя между Богом и сатаной, но человек сам охотно впускает последнего в душу под видом новых, "более прогрессивных" норм морали, меняющихся понятий о приличии. И "стремительно развивающееся" общество отнюдь не настроено впускать в свою жизнь такую "закостенелую" структуру, как Православная Церковь. Почему Церковь не меняется с обществом? Почему так держится за свои каноны, написанные тысячелетия назад? Возьмем то же отношение к красоте обнаженного женского тела - даже православный мыслитель Достоевский писал, что "красота спасет мир".

вл. Ипполит: - Если красота тела затмевает его Создателя, то она становится идолом. А настоящая красота, это, прежде всего, духовная красота. И мир спасет именно эта красота. Это красота понимания того, кто же Художник этого мира, кто Создатель гармонии. Когда красота внешнего мира становится кумиром, человек гибнет. А когда человек начинает задаваться вопросом: "а кто же ее создатель", он начинает постигать природу этой красоты.

Д.С.: - Владыко, а вот наша высшая представительская власть также выступает в роли творца, когда пытается создать "единую поместную церковь". Мотивируется это тем, что каноническая Церковь на Украине - Российская. Но ведь ее название "Русская Православная Церковь", а не "российская". Или тут нет принципиальной разницы? Должна ли вообще Русская Православная Церковь на Украине добиваться законной с точки зрения канонического права автокефалии?

вл. Ипполит: - Наша земля, это земля Киевской Руси. Святые отцы учили, что спасение миру придет отсюда - из Святой Руси. Врагам надо разделить Святую Русь. Они политически ее кромсают. Пытаются разделить и духовно. Почему-то никто не выступает за разделение римского католицизма, чтобы была американская, венгерская, польская церкви.

Поэтому все эти разговоры об автокефалии - от лукавого. Причем и в самой ограде Православной Церкви. Ведь те, кто ратует за отделение от Русской Православной Церкви, продолжают высокопарно твердить о единстве Церкви. Это лицемерие преднамеренное.

Д.С.: - Действительно, никого из украинских католиков и униатов не коробит прямое подчинение Риму. Почему же тогда некоторые архиереи Украинской Православной Церкви "открещиваются" от "приставки" "Московский Патриархат", оправдываясь тем, что данное сочетание отсутствует в свидетельстве Минюста о регистрации УПЦ.

вл. Ипполит: - Вот поэтому и нам некоторые начальники из облуправления по делам религий начинают заявлять, что "в наш?й област? нема Московського Патр?архату". Мы им отвечаем, что "це у вас нема, а у нас ?". Дело в том, что Украинская Православная Церковь на самом деле не имеет канонически определенного статуса. Канонический статус экзархата устранен в 97-м, а канонического статуса автономии нет. Есть "права широкой автономии", но это не является каноническим статусом.

Да и верующие в своем большинстве - против автокефалии. Конечно, могут исполниться мечты кого-нибудь из митрополитов о патриаршестве. Но Церкви-то, какая польза от этого? Разве что - православные в Западных областях надеются, что автокефалия спасет их от окончательного разгрома униатами. Зря они на это рассчитывают: автокефалия Православной Церкви на Украине и уния с католиками - это синонимы. Утром навяжут отрыв от Русской Православной Церкви, а в обед уже объявят унию. Все!

Д.С.: - Но сейчас храмы захватывают в основном раскольники-филаретовцы при помощи местных органов власти. Как православные могут этому противостоять?

вл. Ипполит: - Там где захватам потворствуют политические структуры, им должен был бы противостоять духовный центр страны - Киевская митрополия...

Д.С.: - Но, создается такое впечатление, что Церковь никак не противостоит и наплыву сектантов. Сегодняшняя Украина, похоже, является рекордсменом всех "времен и народов" по количеству сект "на душу населения". Как противостоять сектантству?

вл. Ипполит: - Исповеданием Веры Истинной. Главное - иметь твердую к этому решимость. И тогда Бог сам укажет, как противостоять сектантству. И это, прежде всего, относится к предстоятелям. Ведь они главные служители, то есть ответственные за народ перед Богом.

Д.С.: - Не секрет, что сегодняшнее Подолье является электоральной "вотчиной" помаранчевой идеологии, известной своей враждебностью каноническому Православию. Не чувствуете ли Вы себя здесь неким миссионером первохристианских времен - объектом всеобщей ненависти? И как Вам удается приводить в этой обстановке людей к Богу?

вл. Ипполит: - Приводит Господь. Наше дело - молиться о том. И служить.

Д.С.: - Тем не менее, вот уже 14 лет Вы являетесь объектом постоянных нападок политических и религиозных деятелей независимой Украины. Молитесь ли Вы о врагах?

вл. Ипполит: - Когда есть силы, молюсь. А когда нет, то просто: "Поможи ?м, Боже, ? мен? тоже". Им - в разум Истины придти, а мне - выстоять в Ней.

P.S. Пока мы стояли в очереди, что бы попасть в рабочий кабинет владыки, то наблюдали с каким почтением и обязательной молитвой переступали его порог священники, монахи и миряне. Подобная "армейская" выправка была для нас неожиданна. Каково же было наше недоумение, когда в ходе интервью через кабинет, то и дело проносились дети разного возраста и пола, не спрашивая никакого разрешения войти, а уж тем более - выйти.

На наш немой вопрос владыка ответил: "На самом деле, это они тут - главные. Они знают, что где лежит. Что готовить к какой службе, чем кормить "ходоков" и т.д. и т.п.

За три дня нашего пребывания в епархии, мы так и не смогли пересчитать всех детей возрастом от дошкольного, до вполне уже "священнического".Это своего рода православная коммуна - дети прихожан сами убирают, готовят, стирают, но и резвятся, "подкалывают" друг-друга, загорают на подворье епархиального управления, а вечером ждут епископского благословения на... вечерние гульки в городе. Вот такое оно, подрастающее воинство Христово.

"ПРАВАЯ.RU"
23 августа 2006 г.



 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования