Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА": Обитель черного монаха


Алтай - единственное  в Сибири место,  где строились и до сего времени сохранились подземные монастыри. В мире есть всего несколько пещерных монастырей: на современных территориях Израиля, Турции и Украины. В России подобные сооружения имеются только в верховьях Дона, у самой границы с Эстонией и на Алтае.

Строительство подземных храмов, в которых черные монахи, давшие обет безбрачия, целиком посвятившие себя подвигу служения Богу, укрепляли свою веру, - яркая примета первых десятилетий XX века. Естественно, что к людям, сосредоточенным на духовности и требовательности к себе, простые смертные относились с большим почтением. А монастыри, тем более подземные, обустроенные иноками, называли святыми местами.

Отец Даниил, основатель и строитель одного из таких подземных храмов, скорее всего, пришел на Алтай из Киево-Печерской лавры. Во всяком случае так считает Вячеслав Кокшенев, методист центра детско-юношеского творчества Железнодорожного района Барнаула, более двадцати лет отдавший исследованию местных рукотворных лабиринтов. Мирское имя священника выяснить пока не удалось. Не известен и его сан, и даже название возведенной им величественной подземной церкви, что, видимо, было для него монашеским обетом, тайным подвигом.

По мнению Вячеслава Кокшенева, одинокий монах приступил к сооружению лабиринтов под землей в глиняном холме близ берега реки Чумыш в 1907 году. Через несколько лет к нему присоединился местный послушник Иван. Проживали они в полуземлянке, построенной у входа в пещеру. Холм, изрытый лабиринтами пещерной церкви, венчала часовня, в которой, скорее всего, и был центральный вход в подземное святилище, - общая длина рукотворных ходов превышала двести пятьдесят метров. Из глины, извлеченной ими на поверхность, Даниил и Иван изготавливали гончарные изделия и кирпичи.

Известен на Алтае и еще один подземный храм, расположенный в предгорьях Салаира, в нескольких десятках километров от Даниилова. Он назывался Александро-Невским скитом, или братством. Документы о возникновении монашеского братства и судьбе насельников обнаружены в архивах барнаульским священником - отцом Георгием Крейдуном.

1901 годом помечен в церковно-приходском журнале местной церкви случай исцеления от слепоты: крестьянин Александр Балаканов после омовения водой чудодейственного родника, расположенного близ будущего монашеского монастыря, прозрел и стал "благодетелем" Пустыньки (или Пустыни). К 1910 году близ ключа уже была построена часовня. Ее основателями принято считать крестьян Федора Разбойникова и Александра Балаканова.

В 1911 году в монастырском комплексе наряду с часовней в честь святого Александра Невского числилось уже четыре дома. Епископ Иннокентий, начальник Алтайской духовной миссии, посетивший скит, писал: "Душа тут невольно располагается к молитве, воодушевляется благоговейною молитвою, предстоящие вступают в благодатное общение с Господом. Умиленная душа готова бывает тут излить перед Господом все, что только тяготит ее".

Перед революцией, по некоторым данным, здесь жили несколько иноков. Они были незнатного происхождения, домашнего или школьного образования. Но это не умаляло духа обители. Богослужебный церковный чин ими строго выполнялся. При монастыре была открыта и воскресная школа для местных ребят.

Старожилы близлежащих сел утверждают, что обитатели скитов вели активную хозяйственную деятельность. Монахи возводили постройки, вырабатывали кирпич, рубили лес, брали фундаментный камень, рыли погреба, косили траву, ухаживали за скотом. Небольшие скиты оказывают большое благотворное религиозно-нравственное влияние на целый округ. Сюда стекались искатели Божьего благословения, верующие с расстояния до 500 верст. В 1916 году Александро-Невский монастырский комплекс посетили 10 тысяч человек. Однако душа монаха требовала уединенной молитвы, отрешенности от мира. Следуя древним подвижническим традициям, насельники Пустыни принялись рыть себе кельи, куда и стали на время удаляться для личного общения с Богом.

Судьба всех или по крайней мере абсолютного большинства монахов была трагической. Они приняли мученическую смерть в годы революционной смуты. Старики говорят, что отец Даниил был уничтожен двумя братьями - известными в районе участниками Гражданской войны. Акт "революционной законности" по отношению к авторитетнейшему в округе человеку был совершен, скорее всего, не из политических, а из корыстных побуждений. Рассчитывая поживиться сокровищами, от отца Даниила требовали указать, где спрятано церковное золото. Драгоценностей не обнаружили, а жизнь подвижника загубили.

А вот послушник Иван, возможно, избежал страшной участи. Версии его счастливого спасения расходятся: одни говорят, что он скрылся от грабителей через тайный ход, якобы существовавший в подземной церкви, другие - что его пощадили как местного жителя. Рассказывают, что Иван сумел даже забрать наиболее ценные иконы и исчезнуть из района. Последний раз его видели здесь в 30-х годах.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что обитатели Александро-Невского скита также погибли от рук лихих людей. Они были порублены или застрелены в 1919-м или 1920 году. Кто и почему поднял руку на монахов? Отец Георгий Крейдун уверен в том, что к ним были немилосердны борцы за новую власть. Он нашел в архиве записку начальника скита, имеющую такое содержание: "Прибывающая с фронта солдатня грозит нам расправою". Вячеслав же Кокшенев считает, что они были близки с известным командиром алтайского партизанского отряда Григорием Роговым и даже снабжали его оружием. Вот за это якобы и приняли смерть от рук карателей-белогвардейцев, прибывших в село для расправы над партизанами, скрывшимися в тайге. Старожилы рассказывали исследователю, что большая часть подземных пещер была взорвана военными.

Какое-то время после уничтожения монахов прихожане еще посещали осиротевшие, разграбленные монастыри. В середине 20-х годов были уничтожены и надземные сооружения. На месте керамических печей отца Даниила в период нэпа промышленная артель пыталась выжигать кирпичи и известь.

По свидетельству очевидцев, внутренний интерьер, а также подземная архитектура Даниилова монастыря представляли собой подобие Киево-Печерской лавры как по конфигурации ходов, галерей и лабиринтов, так и по технике создания куполообразных помещений и выработки грунта. Самым большим его подземным помещением была алтарная комната - почти прямоугольной формы, размером пять на четыре метра, с куполообразным потолком. Здесь можно было свободно стоять в полный рост. В центре помещения находилось прямоугольное земляное возвышение, по-видимому престол, украшенный иконами в виде барельефа. Центральная часть комплекса представляла собой сложный лабиринт с системой тупиков и соединительных коридоров, по которым можно с трудом, но передвигаться и сейчас. Достопримечательность этой части храма - пересечение коридоров в виде креста, длинные, дугообразные галереи и одинокое монашеское кресло - уединенное место общения монаха с Богом.

Интересные находки принесла экспедиция по изучению Александро-Невского монастырского комплекса, осуществленная в августе 2002 года слушателями школы краеведения и туризма, руководимой Вячеславом Кокшеневым. Ее участники определили границы земельных угодий скита, провели обмеры на месте корпусов жилых строений. Отыскали месторасположение часовни, двух амбаров, бань, сарая с погребом, скотного двора, коровника, конюшни, что свидетельствует о значительной хозяйственной деятельности иноческого братства.

Среди интересных находок экспедиции также две серебряные подвески для икон, монеты как царского, так и советского периодов и оригинальная пуговица от облачения священника. Что касается рукотворных пещер, то исследователи утвердились во мнении, что они были действительно взорваны. Сохранилась малая их часть - келейная - около десятка метров. Удалось установить, что их число равнялось семи. Вход в одну из келий оказался двух-этажным - возможно, именно там молился начальник скита.

К слову сказать, Даниилова лавра сохранялась почти в неизменном виде до конца 80-х годов прошлого века. Сюда приходили в большие церковные праздники верующие старушки, чтобы помолиться за загубленные души монахов, совершить крестный ход и набрать святой водицы, сохранявшей свои целебные качества "от Троицы до Троицы". Но воспитанные в безверии вандалы в последние десятилетия безнаказанно разрушают уникальные сооружения: обрушивают входы и отдушины пещер, оскверняют святые обители.

Нынче, вновь оказавшись в Данииловом монастыре, я ужаснулся: доски прохода сгнили, свод обрушился, вход в пещерную церковь оказался заваленным землей, в лабиринтах было сыро, под ногами хлюпала вода. Специалисты единодушно считают - уникальные памятники подземного зодчества на Алтае находятся в критическом состоянии. По мнению исследователей, необходимо срочно организовать вокруг подземных храмов заповедные зоны. Имеются предложения о воссоздании Даниилова и Александро-Невского монашеских монастырей, восстановлении часовен и реставрации подземных сооружений. Надо бы присвоить монастырям статус памятников истории, что, безусловно, способствовало бы их сохранению и чего Вячеслав Кокшенев безуспешно добивается все последние годы. Пока же храмы бесхозны, а идея их воссоздания никак не может получить поддержки местных властей и влиятельных общественных организаций.

Анатолий Муравлев

"Парламентская газета"

# 1119 за 20 декабря 2002 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования