Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИЗВЕСТИЯ": Живее всех живых - не Ленин, а лама Итигэлов. Спустя 75 лет после похорон из земли извлекли его абсолютно неповрежденное тело, пребывавшее в позе лотоса


Очередь начиналась еще за воротами дацана. Несколько тысяч человек под палящим солнцем стояли, чтобы попасть в главный храм. Дело было 29 июля, в один из 6 великих буддийских праздников, во время которых верующие могут увидеть нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова и поклониться ему. Он возглавлял российских буддистов с 1911 по 1917 год. Потом сложил с себя полномочия, а в 1927-м ушел из жизни. Согласно завещанию Итигэлова, в 2002 году саркофаг с его телом был вскрыт. А накануне эксгумации одному из лам Иволгинского дацана были видения о нетленном теле Итигэлова, который при жизни прославился своими духовными трудами, а также умел ходить по воде и мгновенно перемещаться. Все это зафиксировано в документах, которые собирает директор института Итигэлова - его племянница Янжима Васильева. Спустя 75 лет после похорон из земли извлекли абсолютно неповрежденное тело, пребывавшее в позе лотоса.

Когда Итигэлова откопали, дацан приобрел два мощных холодильника, но выяснилось, что тело прекрасно обходится без них. Теперь в одной из не подключенных в розетку камер и сидит Итигэлов, которого можно рассмотреть во всех деталях через стеклянную дверь. Голова без всяких признаков тлена чуть наклонена вперед, глаза плотно зажмурены. В руках у него шелковые ленты, концы которых пропущены наружу. К ним и прикладываются верующие. Сидящие в центре храма ламы служат молебен.

- Анализ крови не делали, но медики провели спектральный анализ. Так вот: по состоянию белка тело ламы практически не отличается от нашего. Четыре раза в год Итигэлова переодевают по сезону. Его суставы вполне подвижны, - рассказала мне Янжима Васильева. А в самом дацане ламы мне поведали: тело теплое, а иногда даже потеет. Когда атмосфера в храме накаляется. Причем не только от жары, но и в моменты важнейших событий. Известно три вида сохранения останков - мумификация, торфяное дубление и жировоск. Но это не подходит к состоянию тела Итигэлова. Научное объяснение феномена пока не найдено. Скорее всего его следует искать совсем в другой сфере.

Нынешний глава российских буддистов хамбо-лама Дамба Аюшеев на мой вопрос, жив или мертв Итигэлов, сказал: - Никто не возьмет на себя смелость сказать, в чем заключается феномен хамбо-ламы Итигэлова. Все нормальные буддисты об этом думают, но при этом хорошо понимают: путь Итигэлова для нас недоступен. Он другой человек, у него своя карма, своя жизнь. Хамбо-лама Итигэлов - маяк для нас. Его тело, подобно вечно горящей лампадке, притягивает нас, когда мы бываем близки к пониманию философии. Основа буддизма - связь противоположностей. Почему вы услышали про Итигэлова, если он ни одного слова не сказал? Он молчал и сейчас молчит. Почему вы приехали, он же вас не звал? Тысячи людей ходят тут незваными. Почему не могут его забыть?

Самовольно фотографировать или снимать на видео Итигэлова запрещено. И лучше не пробовать - целее будете. Однажды человек сделал это и продал фотографии - доподлинно известно, что нарушитель поплатился за это целым букетом болезней и семейными проблемами.

Люди же, выходившие из храма, говорили, что из них вышло что-то нехорошее, а на душе стало спокойнее. Янжима Васильева уверяет, что чудес и случаев исцеления среди посетителей так много, что даже фиксировать их уже перестали.

Но один факт имеет вполне материальное подтверждение. Хамбо-лама Дамба Аюшеев рассказал, что железный капиталист Анатолий Чубайс в 2003 году побывал в дацане и, увидев тело Итигэлова, решил за счет средств РАО "ЕЭС" освободить монастырь на два года от платы за электричество. Разве не чудо? Настоятель дацана Дагба-лама сообщил "Известиям", что до сих пор вопрос о плате за электроэнергию перед монастырем не стоит. Хотя, напомню, сам Итигэлов электричеством не пользуется...

* * *

Преподобный и нетленный Александр Свирский


Не проводя аналогий, следует отметить, что Русская православная церковь хранит необычные мощи святого преподобного Александра Свирского. Он скончался 30 августа 1533 года. Впервые его мощи были обретены в 1641 году, а после революции изъяты из Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря (Ленинградская область).

В 1998 году после длительных поисков в архивах они были обнаружены в музее Военно-медицинской академии. Во время идентификации ученые обратили внимание, что у преподобного "кожа весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый, с желтовато-янтарным оттенком". Медики, принимавшие участие в обследовании, пришли к выводу, что "состояние плоти прп. Александра - его святых мощей находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма". Особенно поражало нетление лица святого. То, что у обычного человека подвергается тлению в первую очередь, - мягкие ткани губ, носа и ушей - все не тронуто тлением.

После экспертизы мощи были переданы Церкви, и сразу же были зафиксированы факты мироточения. Было замечено, что интенсивность мироточения меняется в зависимости от того, кто служит, как молится народ, заполнен ли храм молящимися или любопытствующими людьми. Мироточение и благоухание были настолько сильными, что на этот запах цветочного меда слетались невесть откуда взявшиеся пчелы, они роились вокруг ступней преподобного, ползали по подоконнику, находящемуся рядом с ракой, и три пчелы даже попали в чашу с причастием - их пришлось спасать. Само миро потоками стекало по ступням преподобного, покрывая их при высыхании очередным блестящим маслянистым слоем. Миро стекает с верхнерасположенной ноги на нижнюю, при этом сама нижняя нога тоже обильно мироточит.

* * *

От чего могут вылечить тибетские лекари


Гунга-лама преподает буддийскую философию в институте при Иволгинском дацане. А еще он лекарь. Тибетскую медицину, которая в нашей стране проходит по разряду народного целительства, Гунга-лама изучал три года. Во время приема пациентов он не только изучает результаты ранее проведенных в официальных клиниках анализов, но может и сам продиагностировать - по пульсу, глазам и ушам. Утверждает, что не раз бывало: обнаруженную тибетским лекарем болезнь официальные медики находили через год-два. Но при этом Гунга-лама сразу говорит: тибетская медицина вовсе не всесильна. В дацане не делают полостных операций, не занимаются переломами.

СПИД, инфекционные, венерические и аллергические заболевания лечению поддаются плохо, и с ними лучше обращаться к официальным врачам. - Очень хорошо лечатся болезни внутренних органов, например, заболевания почек, сердечно-сосудистые заболевания. После инфаркта можем помочь в зарубцевании, - рассказывает Гунга-лама.

Еще, по его словам, тибетская медицина неплохо справляется с мужским простатитом, импотенцией, а также женским бесплодием. Лекарь утверждает, что из 10 обратившихся женщин 5-6 излечиваются. Тибетская медицина может помочь и при гормональных нарушениях, и при спаечных процессах. Онкологические заболевания полностью излечить удается крайне редко, чаще получается продлить больному жизнь на несколько лет.

У каждого тибетского лекаря есть 50-60 постоянных составов лекарств, в которые входят не только травы, но и многие компоненты животного и минерального происхождения. В сложных случаях лекарства готовятся по индивидуальному рецепту. По словам Гунга-ламы, 80% сырья закупается в Китае, а 20% собирают в Бурятии.

В России тибетской медицине обучают только в двух институтах - в Иволгинском и Агинском дацанах. Чтобы распознать самозванцев и шарлатанов, Гунга-лама рекомендует спрашивать у тибетских врачей в крупных городах соответствующие дипломы. Коли возникли сомнения в подлинности документов - обратитесь в один из двух названных дацанов: там обязательно проверят, учился ли у них такой лекарь и может ли он практиковать. По словам Гунга-ламы, дацаны могут проверить и достоверность дипломов, выданных некоторыми иностранными буддийскими учебными заведениями.

Иволгинский дацан - это шесть храмов и здание оранжереи, в которой растет священное дерево Бодхи. Отросток его был привезен в Бурятию в 1970 году. Именно под сенью этого дерева Будда Шакьямуни достиг просветления. Дерево высотой метра два - особая разновидность фикуса, по-научному ficus religiosus. Живут ламы вместе с 4-5 студентами открытого при дацане в 1991 году института в небольших деревенских домиках - очень скромно.

Есть мясо российским буддистам не воспрещается, что ламы объясняют простой житейской истиной: зимой под Улан-Удэ минус 40 градусов, на одних овощах не продержаться.

- Ламам можно жениться, если не был принят обет безбрачия. Человек берет такой обет для себя, - подчеркивает хамбо-лама Аюшеев, - чтобы иметь определенную внутреннюю свободу от многих житейских обязанностей. Чтобы посвятить свою жизнь Учению. Сегодня число таких молодых людей увеличивается, и нас это радует.

* * *

Гороскоп зомбирует граждан?


Полный курс обучения буддийской философии рассчитан на 16 лет. После первых пяти можно начать заниматься астрологией. Без знания философии невозможно понять, для чего вообще нужен гороскоп, в каких случаях с ним надо сверяться. Причем сами ламы заявляют, что гороскопом не пользуются. Объясняют это тем, что жить становится неинтересно.

Глава российских буддистов хамбо-лама Аюшеев сказал мне: "Я сам себе гороскоп не составлял. Если человек делает для себя гороскоп, он становится зомбированным. А это - удел слабых людей".

А через 15 минут добавил: "Мы без гороскопа не можем. Похороны любого человека зависят только от астролога. У нас человека не обязательно хоронят на третий день. Могут и через два дня, и через три, четыре или пять. Это определяют астрологи. Без них никто не женится - они называют день сватовства и свадьбы. Кстати, каждую неделю у буддистов есть день, опасный для жизни - в зависимости от года рождения". Даже день посещения парикмахерской определяет астролог.

Вот такая связь противоречий, которую простым смертным не понять. Втолковать мне сей парадокс хамбо-лама попытался так: знание астрологических предрасположенностей - это проявление бдительности, а не зависимости.

Аюр-лама, астролог Иволгинского дацана, себе гороскоп не составляет. У него такое объяснение: - Ламе он не нужен. Лама идет вперед без страха. И должен принимать превратности судьбы. Если известно, что у человека могут быть неприятности, лама должен помочь. Для этого есть специальные обряды. Астрологический прогноз нельзя считать чем-то неизбежным.

- А вы неприятностей не опасаетесь?
- На мою жизнь звезды не влияют. Когда человек идет по духовному пути, его карма меняется. У меня несколько раз менялись линии на ладонях.
- А можно ли идти по духовному пути без специальных обрядов?
- Можно, но очень трудно.

По словам Аюр-ламы, астрология позволяет предсказать день смерти человека, только ему эту дату никогда не назовут. Ведь такое знание принесет только душевные муки. А задача ламы - избавлять человека от страданий: "Порой вредно знать будущее - человек начинает думать о плохой ситуации, тем самым притягивая ее. Лама же должен уберечь человека от неправильных шагов и помочь принять трудности с легкостью".

Астрологические прогнозы на всю жизнь, как правило, не составляют. Даже составление карты на год требует месяца работы. Обычно в дацан приходят с более конкретными вопросами: покупка-продажа квартиры или машины, смена работы или заключение брака. В последнем случае партнеров проверяют на астрологическую несовместимость. Но если она выявляется, люди сами принимают решение. Бывает, такая проблема возникает у пар, проживших вместе много лет. Тогда ламы проводят специальный обряд и в семье воцаряется согласие. Обряд надо повторять раз в три месяца, а иногда ежемесячно. По ситуации.

К гороскопам, публикуемым в газетах, в дацане относятся осторожно. - Кто эти астрологи? Знают ли они буддийскую философию? Нет, мы к этим гороскопам не прислушиваемся, - замечает хамбо-лама Аюшеев.

* * *

"Сдал стариков в приют - гореть тебе в аду"


Ответы на вечные вопросы от хамбо-ламы Аюшеева для "Известий":

- Счастья нет. В океане страдания нет ни одного счастливого человека. - Карма - это долг. Судьба - это долг. Судьбу можно поменять, если отдашь все долги. Отцу и матери - за то, что дали возможность жить в этом теле; земле, где ты жил, дышал воздухом, ел из этой земли; тем близким, которые помогали при жизни; той школе, где получал образование. Всегда будешь должен той стране, где вырос, народу, где родился. Учение говорит: если сдал отца и мать в дом престарелых, будешь гореть в аду. Если скажешь, что никому не должен, - ты уже давно не буддист.

"ИЗВЕСТИЯ"
11 августа 2006 г.
Фото: www.infpol.ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования