Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

ПРЕСС-АРХИВ: Встреча (Православная Русь. №15, 1947)


 

Встреча

На днях я встретил у знакомых настоятеля одного из приходов Свободной Русской Православной Церкви. Еще сравнительно молодой батюшка, переживший за последние годы много тяжелых испытаний, произвел на меня глубокое впечатление своей горячей верой, твердым стоянием в истине и непосредственностью.

В разговоре мы естественно коснулись волнующих всех русских православных людей церковных разделений, разлагающей деятельности "советских иерархов" и их последователей, из числа зарубежного духовенства и мирян, и того, как все эти неурядицы отзываются на приходской жизни.

"Поверьте, сказал мне батюшка, что положение было бы совершенно иным, если бы было больше единства и понимания ответственности среди нас членов Свободной Русской Церкви, если бы наша позиция по отношению к "советским церковникам" было бы более твердой, четкой и определенной. Да, вот возьмите к примеру положение в приходе соседнем с моим. Там, среди лиц посещающих храм (не назову их прихожанами, ибо своих религиозных обязательств они не выполняют), оказалось несколько "советских патриотов", раньше совершенно игнорировавших церковь, а за последние годы проникнувшихся необычайной церковной ревностью. Правда, что "ревность" эта выразилась в выполнении "социального заказа" - собирании подписей под клеветническими "резолюциями", направленными против наших иерархов и требующими немедленного признания советской патриархии. Потерпев неудачу в этом благом начинании, новоявленные церковные ревнители на этом не успокоились, а, пользуясь прибытием в приход почитаемого всеми архиерея, всячески грубо подчеркивали свое враждебное к нему отношение, демонстративно покидая храм при начале его проповедей и отказываясь подходить к кресту, предлагаемому им верующим по окончании литургии.

"И вот, представьте себе, несмотря на такое оскорбительное отношение к архиерею и на явно нецерковное поведение этих "защитников единства русской церкви", не только рядовые члены прихода, но и некоторые члены приходского совета и даже сам староста церковный продолжали и продолжают доселе поддерживать с ними общение и даже дружески-близкие отношения. Это свое по меньше мере, странное поведение эти "церковные деятели" пытаются оправдать "нежеланием отталкивать заблудшихся от церкви", но на самом деле эта "терпимость" объясняется чисто жизненно-оппортунистическими соображениями: нежеланием "ссориться из-за политических расхождений" (нечего сказать, хороши политические расхождения), старой дружбой, а самое главное нежеланием лишиться возможности приятно провести время, хорошо поесть и выпить у гостеприимных и состоятельных "ревнителей православия".

"Казалось бы, что эти, в общем хорошие, люди должны были бы понять недопустимость такого двурушничества и невозможность служить Богу и мамоне. Так нет же, они этого либо не понимают, либо, что вернее, не хотят понять и продолжают лавировать между правдой и жизненно-удобной кривдой".

"Вы спросите: а какова же во всем этом роль настоятеля? Надо, к сожалению, признать, что и наша братия – пастыри не всегда достаточно четко отделяют христианскую терпимость от человеческого попустительства. В наш век духовного шатания священнику мало быть строгим к себе, он должен также не переходить границ снисходительности в отношении к пастве".

"А вот еще прискорбный пример, о котором сообщала "Православная Русь". Почтенный русский ученый-богослов Арсеньев, открыто заявляющий, что правильной в церковном вопросе является позиция занятая митроп. Анастасием, сам в Париже читает лекции в "Православном Деле", состоящем в юрисдикции советской патриархии и руководимом "советским патриотом" Пьяновым. Если бы Арсеньев сам собрал большевиков и безбожников, чтобы проповедовать им слово Божие это следовало бы только приветствовать, но выступать в организации советских патриотов, значит своим именем покрывать соблазн "советской церкви".

Вот и получается, что успех разлагающей работы "советских церковников" объясняется не убедительностью их доводов, а слабостью, оппортунизмом, попустительством, потворством и, я бы даже сказал, беспринципностью многих из тех, кто почитает себя деятелями и защитниками Свободной Русской Православной Церкви, а на самом деле мало чем отличается от своих друзей – "ревнителей советской церкви".

"Таких "деятелей" нам следует опасаться. Конечно, правда Свободной Русской Православной Церкви восторжествует, ибо это есть Правда, но нам нужно проявлять больше твердости, больше стойкости и лучшее понимание лежащей на нас всех, клире и мирянах, ответственности", закончил мой собеседник.

Православная Русь,  №15, 1947 г.

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования