Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕСКУЧНЫЙ САД": Пограничный монастырь. О том, как в древней обители спасаются современные монахи


"Кто упрям - иди на Валаам", "Под бесов плевки - ступай на Соловки". Подробнее о жизни древних монастырей можно узнать из патериков. А о современных книги пока не написаны. В рассказах же паломников часто смешиваются нелепости и сказки.

В свое время вся эмиграция приезжала сюда прикоснуться к России, которую она потеряла. И сейчас едут - как россияне со всех концов страны, так и прибалтийцы.

О том, как в древней обители спасаются современные монахи, рассказывает архимандрит Тихон (СЕКРЕТАРЕВ), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.


Датой основания Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря считается 1473 год. Из-за своего приграничного положения обитель неоднократно подвергалась нападениям и со временем стала мощной крепостью. В ХХ веке монастырь прошел через две войны и был сильно разрушен. Но ни на один день в его стенах не прекращалась молитва. Здесь сохранились древние чудотворные образы Божией Матери "Умиление", "Одигитрия" (принесенная из Смоленска), Казанская икона Божией Матери, а также резной образ Святителя Николая ("Никола Можайский", ХVI в.).

В Михайловском храме в особом ковчеге хранится десница (правая рука) св. мц. Татианы. В обители находятся Святые, или "Богом зданные", пещеры, которые пользуются особым почитанием. В семи подземных галереях, где температура воздуха не поднимается выше +5 Сo, похоронено более десяти тысяч человек. В "братских" галереях - иноки обители, в других - те, кто защищал монастырь, а также представители славных родов России.

Главное сокровище монастыря - мощи подвижников, хранящиеся в известковых пещерах

- Отец Тихон, говорят, жизнь в миру состоит из одних проблем. А у монахов они бывают?

- Конечно. Главная в том, что в монастырь приходят невоцерковленные люди - без опыта духовной жизни в семье. Такая же проблема и у прихожан, но радует, что 50 процентов из них - молодые люди до 35 лет, а значит, все поправимо.

Что касается жизни в обители, то есть такая народная поговорка: "Не все в монастыре спасаются, не все в миру погибают". Условия здесь, конечно, более благоприятные, чем в миру: можно молиться, трудиться, ходить в храм, читать святых отцов, у каждого есть свой духовник, но это не означает, что у всех все получается. Люди остаются людьми, и только тот, кто прилагает максимум усилий, выходит на нужную дорогу.

Если в монастыре человека наставляет духовник, то в миру его учат обстоятельства жизни, поэтому школа есть везде и она по сути одинакова. Но в обители, конечно, особые условия. Святой Амвросий Оптинский как-то подвел послушника к клумбе с цветами и сказал: "Смотри, вокруг клумбы все вытоптано, а внутри красиво".

- Какова мотивация молодых людей, желающих стать монахами? Бывают ли случаи, когда из монастыря уходят?

- В монастырь приходят те, кто верит во Христа, в бессмертие души. Это один вид мотивации - религиозный. Другой мотив - проверить себя. Такие люди тоже попадаются, но их мало. В любом случае тем, кто приходит в монастырь, дается время, чтобы понять, твое это или не твое, и принять окончательное решение. Испытательный срок составляет три года.

Случаи, когда иноки уходят из монастыря, хоть и редко, но бывают. Не нужно забывать о том, что земля - не рай и раем никогда не будет. Ведь рядом со Христом был Иуда, а рядом с апостолами появлялись еретики. Это жизнь, где человек постоянно борется с самим собой, и он всегда свободен в своем выборе. Людей, которые уходят, очень жалко - это человеческая трагедия. Мы молимся о том, чтобы они вернулись в монастырь, и некоторые возвращаются.

- Не секрет, что монахам в монастыре приходится трудиться. Насколько тяжел этот труд?

- Послушание - это не самоцель, и дается оно каждому в зависимости от его сил и возможностей для того, чтобы не быть праздным. Считается, что труд и молитва должны чередоваться. Когда Антоний Великий стал сомневаться в правильности того, что он делает для собственного спасения, ему явился ангел и сказал: "Делай, как я: поплети корзиночку, потом передохни, помолись и опять начинай плести".

Человек хотел бы сразу в рай вознестись, а он должен на земле еще и курами заниматься, и на поле пахать - это смиряет. Ведь через труд укрепляется не только дух, но и плоть. Так что труд и молитва как два крыла, которые помогают приблизиться к Богу.

- Должны ли монахи следить за жизнью в стране? Нужен ли им интернет и электронные СМИ?

- Один монах как-то спросил старца Силуана Афонского: "Нужно ли мне читать газеты для того, чтобы знать о том, что происходит в мире?" На что старец ему ответил: "Надо Духом Святым знать, что происходит в мире". Достигнуть такой степени святости удается немногим. Мы пользуемся интернетом - главным образом для того, чтобы размещать на нашем сайте информацию и монастырские новости, а также отвечать на вопросы посетителей сайта. Использует интернет и издательский отдел: они готовят макеты для наших книг.

Помимо этого мы выписываем 39 газет и журналов. Все, кто желает, могут читать их в нашей библиотеке.

- Отец Тихон, а что за люди приезжают в монастырь сегодня?

- Самые разные люди. В XX веке, например, в монастыре побывали философ Ильин, писатели Шмелев, Бунин, Горький и много кто еще. До 40-го года монастырь находился на эстонской территории, это было некое "окно в Европу", и вся волна эмиграции ехала в обитель помолиться и прикоснуться к той Руси, которую они потеряли. Сегодня к нам едут люди со всей России. Охотно общаемся мы и с прибалтийцами, поскольку монастырь географически близок к Прибалтике. Очень любят наш монастырь старообрядцы, которые говорят, что он дониконовский.

- Паломники приезжали к вам многие годы и для встречи со старцами. Недавно отец Иоанн Крестьянкин ото-шел ко Господу. Сохранится ли старчество в России?

- Отец Иоанн был одним из немногих, кому Господь открывал Свою волю о грядущих событиях в Церкви и в мире и о конкретных людях. Но я думаю, что старчество не исчезнет, только сокроется от людей, чтобы они этим не злоупотребляли.

Простые вещи, конечно, нужно решать самому. Старчество - это в первую очередь наставление духовное: например, как заниматься Иисусовой молитвой или как выстроить отношения в семье, когда один верующий, а другой неверующий.

- А может ли духовник ошибаться? И нужно ли исполнять все, что он говорит?

- Если человек, который спра-шивает совета, молится и просит Господа открыть ему Его волю, то совет духовника нужно обязательно выполнить. Но от ошибок никто не застрахован, ошибались даже святые, если в этот момент у них не было молитвенного состояния. Но это исключение из правил, такое бывает очень редко. Когда я задавал отцу Иоанну (Крестьянкину) какой-нибудь вопрос, обычно наступала пауза, во время которой старец молился, чтобы Господь открыл ему Свою волю. А когда я шел к отцу Иоанну, то молился так: "Господи, открой мне Свою волю через духовника". Такой совет всегда был безошибочным. Только не надо выбирать из советов духовника лишь то, что нравится, как сейчас многие делают.

- Отец Тихон, как вы относитесь к людям с иными религиозными убеждениями - например, к католикам?

- Доброжелательно, предполагая, что люди могут заблуждаться. Ведь двух истин не бывает - истина одна, и содержится она в Православии. Но человек свободен, именно поэтому он может эту истину не принять.

Наша задача в том, чтобы рассказать об истине, показать ее в реальной жизни и помолиться об обращении тех, кто эту истину еще не обрел. Но в вопросах социального служения и милосердия мы не обращаем внимания на вероисповедание человека. В делах благотворительности мы открыты для всех и готовы к сотрудничеству.

- Отец Тихон, а всегда ли Бог хранит верующего?

- Человек видит речку, через которую проложен неустойчивый мостик, и думает так: "Ладно, пойду - все равно Господь меня сохранит". Если он пойдет и утонет - он будет считаться самоубийцей в очах Божьих. Из этого следует вывод, что "береженого Бог бережет", иными словами, "не искушай Господа Бога твоего" (Лк. 4, 12).

- Получается, что в увлечении молодежью экстремальными видами спорта нет ничего хорошего?

- Молодежь действительно ищет экстремальных ситуаций, и мне думается, что здесь кроется духовная ошибка. В каждом человеке заложено стремление к чему-то неординарному. Нас поражает, когда молодой человек, например, съезжает с горы на велосипеде, но преодоление собственных недостатков мы почему-то не считаем необычным.

К сожалению, молодым сегодня ближе не вечные ценности, а ценности человеческие, оттого они и стремятся к экстремальным прыжкам, опасным путешествиям и многому другому.

- Есть ли в Православии понятие судьбы?

- Судьбы как таковой не существует - каждый человек свободен. Даже если Господь по предвидению Своему и открывает, что этот человек может погибнуть за свои дела, выбор все равно человек делает сам. И тут происходит путаница: многие думают, что судьбы уже не избежать. Это неправда - Господь каждого человека до последнего момента призывает к добру, нам дается возможность сделать добровольный выбор, но и отвечать за этот выбор каждый из нас будет сам. Что мы выбираем при жизни, то мы и получим после смерти. Святые отцы говорят, что момент смерти, по Божьему замыслу, должен быть вершиной духовности того или иного человека.

- Психологи утверждают, что многие люди испытывают сейчас уныние и депрессию. Как из этого выбраться?

- Не надо лишний раз "засуживать себя", вводить в уныние мыслями: "Я плохой, у меня ничего не получится" - бери себя в руки и потихонечку выравнивай ситуацию. Нужно думать о себе скромно, но не унывать. Не такие мы плохие на самом деле, как нам иногда кажется.

Борьбу со своими недостатками святые отцы советуют начинать с приобретения смирения. Для этого совсем необязательно ходить в черном платке, просто нужно осознавать, что Бог - наш Творец и все доброе идет от Него, но при наших максимальных усилиях.

Амвросий Оптинский советовал придерживаться мудрого правила: не присваивать себе Царствия Божия - то есть не считать, что ты обязательно спасешься, и в то же время не впадать в уныние от собственного несовершенства. Надо работать над собой, пребывая между страхом и надеждой. А еще нужно чаще благодарить Бога за все.

- Как вы сами приняли решение стать монахом?

- Я никогда не сомневался в том, что Бог есть. Мой папа был священником, а мама родила и воспитала десятерых детей. Оба моих деда тоже были священниками, их репрессировали в 37-м году. Иерей Василий Тетерин, мамин папа, был расстрелян на праздник Успения, а Петр Секретарев, папин папа, умер в лагерях в 44-м году. Они оба мученически пострадали и были реабилитированы.

Так получилось, что моя жизнь была связана с Псково-Печерской обителью с самого детства: первый раз я приехал с родителями в монастырь, когда мне было 13 лет, с тех пор мы каждый год приезжали сюда на все лето. Я хорошо помню день, когда на паперти Михайловского собора я вдруг неожиданно понял, что все земное рано или поздно закончится. В тот день, мне было тогда 15 лет, я и решил, что буду монахом. Вся дальнейшая жизнь была связана с этим решением. В институте, где я тогда учился, в обязательную программу обучения ввели научный атеизм. Мне было неприятно все это слушать, и я пошел в армию. А по возвращении ушел в монастырь, Московскую духовную семинарию окончил заочно. Постриг я принял в 21 год. И ни разу не пожалел.

- Вы недавно защитили диссертацию. О чем она?

- Дело в том, что монастырь и в первую очередь его настоятель игумен Павел (Горшков) были обвинены в свое время в антисоветской деятельности и пособничестве фашистам. Несмотря на то что игумен был официально реабилитирован в 1997 году, я хотел понять, каким образом он был осужден на 15 лет. Мне удалось найти документы, которые свидетельствуют о том, что больного 77-летнего игумена многократно допрашивали по 12 часов подряд и вынудили подписать признательные показания, а потом отправили в Сибирь, где он и умер.

На самом же деле монастырь в годы Великой Отечественной войны сделал много благих дел: он собирал продовольствие для пленных, укрывал в монастырских пещерах партизан, а игумен Павел предоставил свой дом для эстонской школы, помещение которой было занято немцами под госпиталь. Среди монахов обители были и непосредственные участники войны, награжденные за боевые заслуги орденами и медалями.

- В чем, по-вашему, основная задача наместника?

- Самому научиться трудиться ради Христа и научить этому других. Для чего необходимо терпение. В Евангелии говорится: "...терпением вашим спасайте души ваши" (Лк. 21, 19). Это значит, что, если мы выбрали путь ко Христу, нужно идти по нему и не сворачивать.

Помимо терпения хочется приобрести любовь христианскую. До меня дошло наставление отца Алипия, предыдущего наместника, которое он дал одному офицеру. Он говорил: "По возрасту офицеры тебе как братья - ты и относись к ним как к братьям; а солдаты тебе как дети - ты и относись к ним соответственно". Как наместник, я тоже стараюсь применять это правило: относиться к отцам как к братьям, а к послушникам - как к детям, которых нужно вести за руку и помогать.

Беседовали Валерия Колбикова и Мария Владимирова
"НЕСКУЧНЫЙ САД"
7 августа 2006 г.
Фото Константина Шапкина


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования