Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ": Путешествие по Австралии с православной иконой


Сегодня в рубрике "Большой мир" мы предлагаем вниманию читателей заметки об Австралии. Они принадлежат Михаилу Осипенко, сыну известного иконописца (тоже Михаила Осипенко). Он сопровождал икону Божией Матери "Порт-Артурская" (или "Торжество Богородицы"), которую написал его отец, в ее путешествии по православным приходам удивительного материка.

Из России в Австралию. Первое знакомство

Из Москвы до Мельбурна добираться почти сутки. Сначала я долетел до столицы Объединенных Арабских Эмиратов - города Дубаи. После трехчасовой остановки - семичасовой перелет до Сингапура. И вот, наконец, приземление в Мельбурне. Была поздняя ночь 21 декабря 2005 года.

Первый человек, встретившийся мне в Австралии, была девушка-таможенник. Она подробно расспрашивала о цели визита, интересовалась тем, где и как будет проходить 41-й Съезд русской православной молодежи, где тоже ждали икону. Досмотр я прошел без проблем - к моим документам была приложена фотография образа.

Меня должен был встретить в аэропорту сотрудник Русского благотворительного общества имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, Леонид Михайлович, поэтому я долго искал глазами человека, похожего на православного священника - почему-то мне казалось, что иначе и быть не могло. Столкнулись мы с Леонидом Михайловичем неожиданно - около справочного центра. Человек на вид лет шестидесяти, в белой майке и шортах приветливо улыбался мне.

Вместе с Леонидом Михайловичем мы садимся в микроавтобус с яркой надписью на фоне российского триколора: "Русское благотворительное общество имени святого Иоанна Кронштадтского". Выше надписи изображена маковка купола храма. Кажется, что я еще в России... Но стоило выехать на трассу, сразу осознал - я в Австралии! Движение на дорогах здесь левостороннее.

Грузовой терминал, к которому мы поехали сначала, немного задержал икону. Как оказалось, в Австралию запрещено ввозить дерево. Австралийцы опасаются, что таким образом к ним попадут вредоносные жучки, которые легко могут прижиться в местной природной среде. После некоторой заминки мне объявили, что сейчас икону нам не отдадут - она проходит экспертизу. Австралийские таможенники часто случайным образом выбирают контейнеры с грузом, которые просматривают с помощью рентгена.

Данденонг

Вот я в Данденонге, пригороде Мельбурна,- в гостях у протоиерея Михаила Протопопова, благочинного штата Виктория и Тасмания, Западной и Южной Австралии, настоятеля храма в честь Успения Божией Матери.

Отец Михаил управляет данденонгским домом престарелых, некоторые из проживающих здесь настолько немощны, что не могут передвигаться без посторонней помощи. Но всех стариков и старушек окружает забота. Здесь царят потрясающая чистота и покой. Все очень любят отца Михаила.

Этот дом престарелых - учреждение Русского благотворительного общества имени святого Иоанна Кронштадтского.

* * *

На ночлег меня определили к Леониду Михайловичу. Он живет в Австралии уже очень давно. У него замечательная жена, выпускница Санкт-Петербургского университета. Недавно супруги стали бабушкой и дедушкой - у них родился внук.

К их дому мы ехали на стареньком (но в прекрасном состоянии!) "Мерседесе". Оказалось, супруга Леонида Михайловича так же, как и муж, любит водить машину. И однажды на юбилей свадьбы Леонид приобрел "Мерседес" 60-х годов, отремонтировал его, выкрасил в ослепительно-красный цвет и отполировал до блеска.

Утром Леонид Михайлович приготовил типичный австралийский завтрак. В него обязательно входит вкусное и очень сытное блюдо из бобов, перемешанных с яйцом. Еще австралийцы уважают натуральные соки и пьют их в большом количестве. Никогда в жизни я не пил столько соков, как в эту поездку! А русские австралийцы не могут жить без клюквенного морса, который продают в местных магазинах.

* * *

Позавтракав, я пошел прогуляться по улочкам Данденонга, дойти до побережья.

Здесь редко встретишь прохожих. Но часто рядом с домами видны транспаранты с надписью "For Sale" ("Продается"). Многие австралийцы не могут постоянно жить на одном месте и, чтобы сменить окружающую обстановку, продают старые и покупают новые дома.

Я добрел до железнодорожного переезда. Здесь у платформы стоит... автомат, продающий билеты. Рядом небольшая пристройка, где человек может укрыться от дождя и солнца, недалеко стенд с расписанием. И все! Пассажиры добросовестно покупают билеты в автомате, не стоя в очередях, не ругаясь с кассиром и... не обманывая контролеров. Недалеко от переезда - торговая улочка, на которой расположены китайские павильончики с необходимыми в пути мелочами.

Когда я спустился к океану, пляж был совершенно безлюдным. Только волны с шорохом набегали на песчаный берег, а над ними летали белые чайки. Вдруг я заметил, как ко мне приближается нечто, похожее то ли на трактор, то ли на комбайн: едет по берегу, чуть касаясь воды. Оказалось, что это грузовик, собирающий мусор и морские водоросли, выброшенные ночью на берег. Из кабины раздалось: "Hi! How are you?" ("Привет! Как дела?"), затем выглянул улыбающийся водитель. "Fine, it's all right" ("Хорошо, все в порядке"),- ответил я. И мы разминулись.

Свято-Преображенский монастырь в Бомбале

23 декабря я побывал на открытии 41-го съезда православной молодежи, который проводится в Австралии ежегодно. Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион отслужил молебен перед Порт-Артурской иконой. Отец Михаил Протопопов прочитал лекцию, посвященную истории образа.

* * *

На Новый год меня пригласили в православный мужской монастырь в Бомбале. От Мельбурна до Бомбалы примерно 500 километров в глубь континента. На машине этот путь преодолевается за 7-8 часов.

Свято-Преображенский монастырь находится в буше, в эвкалиптовых зарослях, здесь очень жарко и влажно. Его настоятель - архимандрит Алексий (Розентул), гигантский человек с русой бородой. Он основал обитель в 1984 году. С ним вместе подвизаются четыре монаха и два послушника, все разных национальностей.

В монастыре есть храм в честь Преображения Господня, расписанный в греческом стиле. Работал над росписью сам настоятель. Вообще, отец Алексий всесторонне образован, очень любит музыку, особенно классическую. Недалеко от монастыря есть небольшой домик, в нем стоит пианино. Временами настоятель любит удаляться сюда и играть произведения Баха и Бетховена.

На территории монастыря располагаются также братский корпус, трапезная с кухней, отдельно от храма стоит колокольня с целым ансамблем колоколов. Также в Преображенской обители есть своя библиотека, располагающая довольно большим собранием книг.

Гостиница для паломников отстоит от монастыря на двести метров. К ней нужно идти по узкой тропе и через мост над речкой, омывающей уступы взгорья, на котором расположена обитель.

Кстати, в Свято-Преображенском монастыре нет электричества, здесь все на газу - даже холодильник.

Путешествие с иконой начинается

2 января началось путешествие с Порт-Артурской иконой по православным приходам Австралии. Утром микроавтобус, в салоне которого находится образ, выехал из Мельбурна. Дорога лежала среди бескрайних прерий. Изредка попадались одинокие эвкалипты, высохшие от зноя. Виднелись отары пасущихся овец. Посчастливилось увидеть мне и семейство кенгуру.

К вечеру мы приехали в Кентлин, пригород Сиднея. Первая остановка - в местной Казанской женской обители. Настоятельница ее - игумения Евпраксия. Под колокольный звон икону вынесли из машины и установили в храме монастыря. Во время службы его насельницы украсили образ венком из свежих цветов.

Монахини кентлинской обители как святыню хранят чудом оказавшуюся здесь книжную закладку царевен Романовых - их последний подарок перед арестом дворцовой прислуге.

* * *

После службы мы отправились в епархиальную резиденцию к архиепископу Австралийско-Новозеландскому Илариону.

Владыка Иларион родился в США в семье эмигрантов с Украины. В 70-х годах он закончил Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле и стал послушником в Свято-Троицком монастыре, затем - иеромонахом. Главным его послушанием была работа в типографии наборщиком. Спустя 17 лет иеромонах Иларион был возведен в сан епископа Манхэттенского - викарного епископа митрополита Нью-Йоркского. В 1996 году он стал правящим архиереем в Австралии.

Владыка встретил нас очень тепло. У него добрый, ласковый взгляд. По-русски он говорит хорошо, с едва заметным акцентом. Все его очень любят. При резиденции архиепископа есть храм, в котором хранятся святыни: облачение святителя Иоанна (Максимовича), список Ахтырской иконы Божией Матери, редкий образ Спасителя в отроческом возрасте.

3 января мы отправились дальше, в Свято-Покровский храм в Кабрамматте. Расписывал его отец Алексий (Розентул).

От Сиднея до Брисбена

4 января икона посетила Владимирский храм в Сиднее. В этом храме хранится редкая икона "Собор святых новомучеников Китайских".

Затем мы заехали в благотворительный дом имени преподобного Сергия Радонежского. Это дом одноименного русского благотворительного общества, которое существует уже около пятидесяти лет. Оно оказывает помощь престарелым, одиноким и немощным людям, в основном русского происхождения. Священник Борис Игнатьевский, настоятель сиднейского Покровского храма, отслужил краткий молебен перед Порт-Артурским образом. Пожилые люди, кто сидя на скамейках, кто - в инвалидных колясках, горячо молились перед иконой. После окончания молебна на память старикам и старушкам были вручены небольшие копии образа и книжечки с акафистом.

После этого отец Борис показал нам древний список Абалацкой иконы Божией Матери, находящийся в Покровском храме, и рассказал о чуде, явленном от этого образа. У архимандрита Алексия (Розентула) родственница умирала от рака. Он оставил на несколько дней икону рядом с больной, чтобы она могла молиться Божией Матери об исцелении. Женщина быстро пошла на поправку и прожила после этого более двадцати лет.

В этот же день мы отправились на кладбище Ботани в Сиднее, самое крупное русское кладбище в Южном полушарии. Здесь, в часовне, перед Порт-Артурским образом была отслужена панихида обо всех русских людях, похороненных за пределами России.

* * *

В рождественское утро, 7 января, Порт-Артурская икона Божией Матери уже находилась в Петропавловском кафедральном соборе Сиднея. Перед ней была отслужена Божественная литургия, которую возглавил архиепископ Иларион. Людей было столько, что многие молились на улице.

Вечером икона была перевезена во Владимирский храм в Эшвилде, где служит священник Александр Корженевский. В храме стояла украшенная рождественская елка.

На следующий день мы двинулись в сторону Брисбена. Это один из самых крупных городов на востоке солнечной Австралии. От Сиднея до Брисбена предстояло преодолеть более 700 километров пути вдоль юго-восточного побережья.

* * *

9 января мы прибыли в Николаевский храм в Файрфилде. Дорожка, по которой образ переносили из машины в церковь, была устлана лепестками цветов. Настоятель храма протоиерей Никита Чемодаков произнес замечательную проповедь об истории Порт-Артурской иконы. Несвоевременность доставки этого образа в осажденную крепость Порт-Артур он сравнил с невыполнением военными завета Божией Матери - принести Песчанскую икону Божией Матери в расположение русских войск в Первую мировую войну.

Следующая остановка - Ньюкасл, Богоявленский храм Московского Патриархата. На другой день мы приехали в Рокли, пригород Брисбена. В храме в честь Владимирской иконы Божией Матери был прочитан акафист Порт-Артурской иконе. Затем настоятель, священник Петр Фомин, объявил с амвона, что желающие принять образ у себя дом а могут оставить свои адреса. На следующий день мы смогли посетить семь семей.

Два Николая

Еще когда мы были в Брисбене, однажды после службы к нам подошел пожилой человек. Оказалось, что он - сын моряка, служившего на "Авроре" до революции и эмигрировавшего после. Он оставил нам адрес, и на следующий день мы поехали к нему в гости.

Николай (так он назвался) провел нас в небольшую комнатку. Она вся уставлена полками с книгами, посвященными искусству фотографии и истории России, завешана картинами русских художников. Показал нам свою коллекцию дворянских кортиков и оружия. Некоторое время назад в Австралии была полоса беспорядков, и Николай начал по разрешению полиции закупать оружие. Он увлекается стрельбой из лука.

Николай любит плести казацкие плетки - научился по старым, дореволюционным книгам. Также хранится у него бело-сине-красный стяг царской России, напечатанный на ткани целиком в отличие от современных флагов, сшитых по кусочкам. В советское время Николая спрашивали: "Этот флаг давно умер. Для чего вы его держите?". Он отвечал: "Он не умер, он просто записан в историю и снова вернется". Так и получилось.

* * *

Когда мы уже планировали пуститься в обратный путь, нам позвонил православный серб, представился братом Николаем и попросил приехать с Порт-Артурской иконой к его семье. Мы приехали на ночлег ближе к ночи, прибытие образа Божией Матери все ждали с замиранием сердца. Около двадцати сербов в благоговейном молчании долго стояли перед иконой, а потом всю ночь молились перед образом Царицы Небесной.

За завтраком брат Николай рассказал, что всю жизнь искал Бога. Жил в буддийских монастырях, изучал Коран и каббалу. Но истину обрел в православной вере.

Конец пути

На обратном пути мы заехали к Владыке Илариону, где по просьбе журналиста русского радио Австралии дали интервью о нашем туре с иконой.

* * *

13 января Порт-Артурская икона Божией Матери вернулась в храм в честь Успения Божией Матери в Данденонге. Через два дня ей смогли поклониться верующие Мельбурна - в стенах бывшего костела перед образом была совершена литургия. Скоро в Мельбурне богослужения будут проходить в недавно отстроенном грандиозном пятикупольном Покровском кафедральном соборе.

* * *

В день Крещения Господня, во время молебна, который под открытым небом служил отец Михаил, было так жарко, что над ним держали зонт, чтобы защитить от палящего солнца. Все мечтали о русском снеге. И я тоже по нему соскучился.

19 января из аэропорта в Мельбурне взлетел самолет. Я возвращался домой, в Россию.

Справка

Порт-Артурская икона Божией Матери

На этой иконе мы видим Пресвятую Богородицу, Которая держит в руках плат с Нерукотворным образом Спасителя. Божия Матерь стоит на фоне скалистого дальневосточного берега и бескрайнего моря, Своими стопами попирая два обнаженных меча. Над Ней с правой стороны изображен Архистратиг Божий Михаил с огненным мечом, с левой - Архангел Гавриил с цветущей ветвью в руках, по центру - изображение Бога-Отца.

История иконы такова. За два месяца до начала Русско-японской войны в Киево-Печерскую Лавру на богомолье пришел старик-матрос, участник обороны Севастополя. Ему во сне было видение: стоящая спиной к морскому заливу Пресвятая Богородица (так, как Она изображена на Порт-Артурской иконе). Она поведала матросу, что вскоре начнется война, в которой Россию ожидают тяжелые потери и испытания. При этом Она повелела написать образ, точно передающий видение, и отправить икону в Порт-Артурскую крепость, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству тотчас по прибытии иконы в указанное место.

Когда пришло первое известие о начале Русско-японской войны, десять тысяч паломников буквально по пятачку собрали сумму, необходимую для написания иконы. Но иконописец и мастера, работавшие над иконой, за свой труд ничего не взяли. Образ был изготовлен п о описанию матроса. На полях иконы вязью по эмали были начертаны слова: "В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей". Образ переслали в Петербург на адрес Адмиралтейства для отправки по назначению.

Но только в августе, через полгода после начала войны, икона была доставлена во Владивосток. Начальник Тихоокеанской эскадры распорядился оставить икону в кафедральном соборе города, объяснив это отсутствием свободных кораблей, на которых можно было бы безопасно доставить образ в осажденный Порт-Артур. За время пребывания иконы во Владивостоке с нее было снято несколько копий, которые верующие моряки пытались различными путями доставить в Порт-Артур. Ни одна из попыток не увенчалась успехом. Время шло, положение на фронте ухудшалось. Завет Пресвятой Богородицы не исполнялся. Наконец, в Петербурге объявился доброволец, из газет узнавший о судьбе Порт-Артурской иконы и решивший с благословения своего духовника, отца Иоанна Кронштадтского, доставить ее в Порт-Артур. Но сделать это не удалось - крепость была сдана. Икона была отправлена в действующую армию. Дальнейшая судьба ее неизвестна.

6 мая 1998 года группа паломников из Владивостокской епархии обрела Порт-Артурскую икону в одном из антикварных магазинов Иерусалима, узнав этот образ по сохранившимся описаниям.

Список с этой иконы и путешествовал по Австралии.

Православие в Австралии

Первые русские православные церкви в Австралии стали строить с началом русской эмиграции после Октябрьской революции. На протяжении всего XX века они не только были местом богослужений, но и становились центрами русских общин. Церковно-приходские школы долгое время оставались единственным местом, где обучали русскому языку.

Сегодня русские православные храмы есть в Сиднее, Брисбене, Канберре, Мельбурне, Аделаиде, Перте, Ньюкасле, Данденонге, Джилонге. Есть и два монастыря - женский в Кентлине, под Сиднеем, и мужской монастырь в Бомбале возле Кумы, в штате Новый Южный Уэльс. Ежегодно в разных городах Австралии проводится съезд русской православной молодежи.

Большинство православных храмов в Австралии находится в подчинении Епархиального управления Русской Православной Церкви Заграницей во главе с архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским. Приходов, относящихся к юрисдикции Московского Патриархата, два - в Сиднее и Мельбурне.

Михаил Осипенко
"ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ"
4 августа 2006 г.
Фото: Православие и современность


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования