Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ТРУД": Николай Бурляев: Тарковский укрепил меня в вере. Почему известный актер отказался играть негодяев


 Завтра народному артисту России, актеру и режиссеру Николаю Бурляеву исполняется 60 лет. Мы знаем его по фильмам "Иваново детство", "Герой нашего времени", "Андрей Рублев", "Игрок", "Маленькие трагедии", "Военно-полевой роман"... В начале 90-х Бурляев создал международный кинофорум "Золотой витязь", работающий под девизом "За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека!"

Мы сидим на лавочке в монастыре Давидова пустынь близ подмосковного Серпухова. Солнце играет в золоте церковных куполов...

- Смотрите, чудо какое, - начинает разговор Бурляев, крестится сам, крестит диктофон, - ну, с Богом...

- Николай Петрович, в вашей судьбе актерская профессия - что-то неотвратимое или у вас был выбор?

- Выбор есть всегда. Я с детства хотел быть поэтом и писателем, всю жизнь писал. А первую книгу издал только в 56 лет. В том, что я начал сниматься в кино, отчасти виноват Андрон Михалков-Кончаловский, который пригласил меня в 1960 году в свою студенческую короткометражку "Мальчик и голубь". Но, наверное, это все равно бы случилось - в моих жилах течет актерская кровь. Бабушка и дедушка по отцовской линии были актерами, снимался в кино мой старший брат. Я часто заходил к нему на съемочную площадку, пробовался на роли. Меня все как бы подталкивало к этому.

- Сыграв у Андрея Тарковского в 14 лет юного разведчика Ивана в экранизации одноименного рассказа Владимира Богомолова, а в 18 - сына колокольных дел мастера Бориску в "Андрее Рублеве", вы получили международное признание. Ранняя слава вам сильно вскружила голову?

- Всякое бывало. Мой первый бокал спиртного мне налил Володя Высоцкий. Мы вместе возвращались со студии после кинопроб на "Иваново детство", зашли в кафе сада "Эрмитаж", он купил бутылку шампанского. С этого момента пошла-поехала богемная жизнь с ее бесконечными застольями. Что меня удержало от участи пьяницы? Каждому из людей Бог дает волю. Надо это использовать, а не плыть по течению. Тело - храм для души, и храм этот должен оставаться чистым. Значит, надо отвергать все, что убивает, калечит твое физическое здоровье. Я, например, не курю и давно забыл вкус алкоголя.

- Как и многих людей послевоенного поколения, вас крестили в детстве тайком. А первый крестик вам одел на шею Андрей Тарковский на съемках "Андрея Рублева". Это был киношный реквизит. Как вы пришли к вере по-настоящему?

- В детстве мама и бабушка, случалось, брали меня с собою в церковь. Так что православные обряды были мне знакомы, и православие воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Общение с Тарковским способствовало еще большему укреплению в вере. Я уже осознанно стал задумываться о Боге, о судьбе России. На сегодняшний день я все еще не пришел к вере. Я в пути. Это очень долгая дорога, по которой многие идут всю жизнь.

- Вы верите в силу молитвы?

- Конечно. Да вы сами попробуйте выйти за круг суеты и помолиться. Вы почувствуете, как силы к вам приходят, как душа очищается, как помыслы устремляются к истине. Серафим Саровский говорил: "Спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся тоже".

- А вам самому удается исполнять христианские заповеди?

 - Не всегда. Я человек грешный: имею глаза и вольный разум. Но надо держать себя в узде. И я стараюсь это делать.

- Вас не задевает, что в артистических кругах вас с оттенком сарказма называют "славянофилом"?

- Отчего же? Я не вижу ничего зазорного в любви к собственной нации. Да, я люблю славян, преклоняюсь пред ними и надеюсь на них. А к людям прозападной ориентации отношусь скептически. Лермонтов говорил: "Сколько можно тянуться за Европой? Пора жить своей жизнью и привнести в общечеловеческую копилку ценностей свое, русское, самобытное". Любой здравомыслящий человек, живущий в нашем Отечестве, понимает, что от целостности России, ее могущества напрямую зависит и его благополучие. Понятие "россиянин" включает в себя многие этносы. Недаром патриотами России были потомок эфиопов Пушкин, шотландцев - Лермонтов, немцев - Блок, татар - Тютчев...

- 15 лет назад вы основали Международный кинофорум "Золотой витязь". Витязь - это воин. С кем или с чем он борется?

- Мы ни с кем не боремся, просто пытаемся показать, что искусство может и должно быть нравственным. Тертуллиан говорил: "Каждая душа по природе своей христианка". Когда я задумывал "Золотой витязь", то приехал за благословением в Троице-Сергиеву Лавру к одному из старцев. Он меня выслушал и поддержал. Наш форум появился, когда российская культура и кинематограф достигли, кажется, дна падения. Идеи патриотизма, нравственности, православия, славянства демонстративно попирались. Танки расстреливали парламент, русские убивали русских. Вот тогда и поднялся "Золотой витязь" с теми идеями, которые сейчас стали актуальными. И уже президент России принимает указы о развитии и поддержке патриотизма и нравственных начал в обществе. Очень нам помогает наш почетный попечитель Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он верит в нас и в то, что деятели кино и театра, собранные под знаменами "Золотого витязя", станут духовным авангардом народа.

- Еще будучи подростком, вы начали играть в театре имени Моссовета, где вашими партнерами были Мордвинов, Марецкая, Плятт, Раневская. Почему оставили театральные подмостки?

- Я начал удаляться от театра, когда там стали искажать русскую классику, оголяться, пошлеть, бездумно эпатировать зрителя. Это мне не интересно. Но сейчас я вижу там светлые души. Мы уже который год проводим театральный фестиваль "Золотой витязь", чтобы посодействовать очищению духовной атмосферы на сцене.

- За что так ругали ваш фильм "Лермонтов", где вы не только сыграли главную роль, но и были режиссером-постановщиком?

- По духу это русский фильм, а во времена перестройки, если помните, наше национальное самосознание всячески уничижали: дескать, весь мир живет по уму, одни русские - Иваны-дураки. Мне тогда не дали сделать фильм о Пушкине. О том, что он был убит не из-за красавицы жены, а потому, что имел влияние на императора, был допущен к тайным архивам. Также подло лишили жизни и Лермонтова. Дуэль с Мартыновым была лишь ширмой, пуля вошла в грудь поэта под углом 38 градусов. Если бы стрелял Мартынов, ранение было бы прямым...

- Все ваши герои - положительные. Вам зазорно играть негодяев?

- Многие мои коллеги удивляются, почему я отказываюсь от иных ролей. Но мне не интересен, скажем, образ генерала КГБ, продающего свою Родину. Да, это деньги. Я понимаю актера, который взялся за эту работу: жить-то на что-то надо. Но мне хочется тянуться душою ввысь, а не опускаться в творчестве до подонков. Кроме того, есть ответственность за свое имя.

- На роль Иешуа Га-Ноцри в еще не вышедшем на экраны фильме Юрия Кары "Мастер и Маргарита" вы согласились только после церковного благословения. Не страшно было браться за библейский сюжет?

- Хотя я и считаю, что это лучшее из сделанного мной в кино, но сейчас я не решился бы на такой поступок. А в 1994 году, в гордыне своей, я счел возможным побороться с Воландом. Более того, я предлагал режиссеру вариант, при котором один актер играет и Иешуа, и Мастера. Юрий Кара отказался. И, наверное, правильно сделал.

- А Воланда сыграть могли бы?

- Никогда в жизни, избави Бог. Кстати, я не принял прошедший по ТВ сериал "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко. Слишком уж много в нем бесовщины, заложенной в булгаковском тексте. В свое время этот роман ошеломил меня. Фигура Христа в художественной литературе казалась настоящим открытием. С тех пор я все время пытался подступиться к этому образу. На пробах к разным ролям просил гримеров приближать мой облик к иконописным образцам. Юрий Кара поначалу предложил мне сыграть поэта Ивана Бездомного. Но я убедил его, что справлюсь с ролью Иешуа. И мне отрадно, что у тех немногих зрителей, которым удалось посмотреть фильм, он вызывает светлые чувства в отличие от скрупулезной экранизации Владимира Бортко. Очевидно, это тот редкий случай, когда купюры идут во благо произведению.

- Вы дружите с Павлом Глобой, а ведь астрология - страшный грех...

- С Пашей мы сдружились задолго до того, как он прославился благодаря астрологии. Он принял эти знания от деда и применяет их во благо. Еще 20 лет назад Глоба предрекал России возрождение. Я его спрашивал: "Кому же возрождать страну, ведь идет сильнейшая деградация на всех уровнях, народ спивается?" И Паша привел такой пример. Ученые производили опыты на животных, воздействовали на их гены в сторону ухудшения всех качеств. Но через три поколения все опять приходило в норму. Очевидно, природа сама себя регенерирует, все жизнеспособное восстанавливается несмотря ни на что.

- Сейчас ваш сын Иван вместе со своей мамой Натальей Бондарчук работает над фильмом "Последняя дуэль Пушкина", а также судится с дядей Федором Бондарчуком из-за музыки к блокбастеру "9 рота". Вы в их дела не вмешиваетесь?

- Федя - талантливый человек. Когда он начинал снимать "9 роту", то привлек Ивана в качестве композитора. Мой сын взялся за сочинение музыки, создал главную тему, которая потом вошла в готовый фильм. Свою работу он отдал дяде без договора, как принято сейчас говорить, их производственные отношения не были скреплены никакими официальными документами. В итоге имя моего сына в титрах не значится. Вот такие наступили времена, что уже внутри семьи нельзя полагаться на слово родственника.

Кстати, перед началом съемок я советовал Федору избегать пошлости, ругани, мата на экране. "Твой отец тоже делал фильмы о войне, - говорил ему я. - Русские солдаты, конечно, ругались в сражениях и 1812 года, и в 1941-м, но ни у Льва Толстого, ни у Михаила Шолохова в книгах нет скверных словечек. Федя, сделай такой фильм, чтобы я мог показать его своим младшим детям". Кстати, гений Сергея Бондарчука еще по-настоящему не оценен. В самые мрачные годы атеизма он не боялся говорить о душе православного человека. Все его фильмы по сути своей христианские, хотя он был коммунистом. Я знаю, его просто заставили вступить в партию. Он - один из апостолов нашей культуры.

- Николай Петрович, судя по слухам, вы официально были женаты четыре раза и два раза венчаны, а о вашем донжуанском списке вообще ходят легенды...

 - Как о Пушкине, что ли? Надо же, какой чести удостоился. Я, конечно, грешный, но не до такой же степени... Скажу только, что у меня 5 прекрасных детей, и всеми ими я горжусь...

Анатолий Стародубец

"ТРУД"

2 августа 2006 г.

Фото: "Труд"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования