Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ВЕДОМОСТИ": Почем звонит колокол


  У фирмы "Италмас" в г. Тутаеве Ярославской области, пожалуй, самые долгие сроки выполнения заказов на небольшом, но специфическом рынке церковных колоколов. Да и эти сроки нередко срываются. Несмотря на явные недостатки обслуживания, "Италмас" не успевает справляться с потоком клиентов. И хотя ситуация на рынке не очень благополучная, объемы производства фирмы растут ежегодно вдвое. Свою продукцию она даже экспортирует в Югославию и Германию.

За последние пять лет спрос на церковные колокола вырос примерно в 1,5 - 2 раза. Ежегодно в России покупается колоколов общим весом 200 000 т - в 10 раз меньше, чем до 1917 г. , говорит Андрей Дьячков, звонарь Школы архангельских звонарей, занимающийся также консультациями по купле-продаже колоколов. Этот товар можно заказать, в частности, на его сайте www.kolokola.ru .

Производством церковных колоколов занимаются у нас в стране всего пять компаний. В том числе московский завод ЗиЛ и НИИ неорганических материалов им. А. А. Бочвара. По словам Александра Шустова, начальника выставочной группы НИИ, в последнее время заказов все меньше и меньше. "Рынок литья находился на подъеме лет пять назад, когда по всей стране активно восстанавливались храмы", - объясняет он.

Литье колоколов - вообще неприбыльный бизнес, считает Шустов. "Его нельзя поставить на поток, колокол всегда льется под конкретный заказ", - говорит он. Однако именно это позволяет "Италмасу" конкурировать с более крупными производителями. "Они берут количеством, а мы - звуком", - говорит основатель "Италмаса" Николай Шувалов. По его мнению, потребитель такой продукции изменился по сравнению с 90-ми, когда "хватали все подряд" и часто колокол покупали ради внешнего вида. Теперь к такому приобретению относятся более серьезно, и каждому клиенту часто нужно изготовить колокол по индивидуальному заказу. Шувалов делает колокола, звучащие на определенной ноте: одному храму нужно соль-диез, другому - ля минор.

Его бизнес начинался как хобби. Знакомый священник попросил помочь найти колокола для местного Воскресенского собора. Но производители, к которым обращался Шувалов, отказывались. Тогда он решил попробовать сам. Устроил во дворе своего дома конструкцию из самодельной печи, тигелька, а также обычного пылесоса - для обдува огня. Конструкция взорвалась, окатив весь двор расплавленной медью.

Долгое время Шувалов не относился к отливу колоколов как к бизнесу: деньги он зарабатывал мелкооптовой торговлей овощами и фруктами. Но потом понял, что к торговле у него "душа не лежит". В 1998 г. он взял в аренду более 300 кв. м производственных помещений на Тутаевской льняной мануфактуре, купил б/у оборудование: токарные станки, кузнечный молот, сварочное оборудование. На 40 колоколов, которые он отлил в первый год, клиентов было найти нелегко. Убедить заказчиков старались наглядно: ездили по храмам с маленьким, весом 50 кг, колоколом и давали его слушать.

К тому моменту, как увлечение превратилось в бизнес, предпринимателем уже были перепробованы разные технологии производства. Пытались работать по современной технологии, по которой форму для литья делают из плотного картона или алюминия, экспериментировали с разными смесями, добавляли для вязкости сплава навоз. Но священнослужители были недовольны звучанием колокола.

Тогда Шувалов решил перейти на технологию, самую неудобную с точки зрения промышленного производства, увеличивавшую срок изготовления одного колокола до двух месяцев. Этот метод он почерпнул из книги Н. И. Оловянишникова. 90% всех сохранившихся с дореволюционных времен колоколов было произведено на его предприятиях.

По Оловянишникову, форма для колокола изготавливается из нескольких слоев глины. Вылепив основу и дав ей просохнуть, мастер кистью наносит еще до 30 слоев, каждый из которых должен высохнуть в естественных условиях. Таким образом достигается почти идеальная гладкость поверхности. Орнамент и текст наносятся воском и покрываются несколькими слоями специальной краски. Готовая форма разбирается на три части-круга, чтобы устранить недостатки. Потом ее вновь собирают - уже в литейной яме в земле. Трамбуют специальной горелой землей и заливают чугун. После заливки глиняную форму "выбивают". В результате такой многослойности на производство колокола весом 1,5 т уходит два месяца. У промышленных производителей - недели.

На второй год фирма Шувалова произвела уже 100 колоколов, и предприниматель вернул вложенные в бизнес 50 000 руб. В прошлом году "Италмас" выпустила 250 колоколов. В этом году объем продаж, по расчетам Шувалова, должен увеличиться вдвое - до 5,5 млн руб. Предприниматель выкупил арендованные цеха и собирается поставить новую печь. Время от времени компания выполняет заказы для зарубежных православных церквей.

Цена колокола определяется, исходя из массы. 1 кг сплава (на 80% состоит из меди и на 20% из олова) стоит от $11 до $14. В этом году Шувалов продал два 5-тонных колокола. Один купил храм Сергиева-Посада, а второй - Магаданская епархия. По словам Дьячкова из Школы архангельских звонарей, колокол весом 5 т стоит около $60 000. Но такие заказы редкость. "В основном идут небольшие заказы для сельских приходов. Инициатором выступает обычно какой-нибудь благотворитель, желающий преподнести подарок своей местной церкви", - говорит Дьячков.

Внутренние порядки в "Италмасе" также не очень современны. График работы, например, не такой, как у всей страны. Праздники вроде Дня Конституции и 9 Мая игнорируются - для сотрудников "Италмаса", которых всего 15 человек, это рабочие дни. Весь распорядок складывается в соответствии с церковным календарем. "Праздников получается много, но мы же еще и по субботам работаем", - оправдывается Шувалов.

Весь бизнес поделен между тремя братьями. Никакого особого распределения должностей нет - все занимаются всем. Но Николай как старший брат осуществляет основное руководство. Он считает, что никаких особенных принципов управления у него нет. "По-моему, мои требования самые демократичные, - говорит он. - Главное требование к работникам - чтобы не пили и были трудолюбивыми".

Моральных проблем по поводу того, что ему приходится продавать церквям, тоже нет. "Я считаю, что деньги - это мерило труда. Можно, конечно, и просто так давать, но тогда придется закрыть производство", - рассуждает он.

Анатолий Чернов,

Анна Людковская

газета "Ведомости" от 16 декабря 2002 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования