Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"КАРАВАН РОС",
ЯРОСЛАВЛЬ: C Богом, поехали!


В тутаевском городском учебно-техническом центре, где обучаются основам вождения будущие водители, появилась необычная ученица. Она всегда одета одинаково — длинное, до пят, платье и черный платок, открывающий лишь лицо. Серафима — инокиня из женского монастыря, что в 30 километрах от Тутаева, приехала в город обучаться вождению по благословению священника отца Николая.

На первый взгляд, монастырь, да к тому же еще и женский, и автотехника — вещи несовместимые, однако молодую инокиню не смущает такое сугубо мирское занятие.
"У нас все делается по благословению. Раз батюшка благословил, значит, нужно учиться. В монастыре ведь не только духовная жизнь. Пока мы живем на этой земле, нам приходится заботиться и о теле, о пропитании. А в хозяйстве без машины сейчас никак", — рассуждает инокиня. 

 В скиту, где живет матушка Серафима, она пока единственная монахиня. Остальные — послушницы. Жизнь у насельниц скита (а их всего восемь человек, в числе которых трое детей 12 — 13 лет) нелегкая — ближайший магазин за десять километров. Чтобы как-то прожить, приходится держать скотину, обрабатывать огород. Машина здесь просто необходима — продукты подвезти, корма для скотины, свечи для службы из города привезти, да мало ли нужд!

Вот и пообещал протоиерей Николай Лихоманов, который помогает монастырю, похлопотать насчет машины для скита. Учиться на водителя благословили Серафиму. Она в монастырской жизни не новичок — уже больше десяти лет как она покинула мир, а вот в автоделе пока делает лишь первые шаги.

"Особенно вначале было тяжело, — признается монашка. — Я привыкла к тишине, к молитвенной жизни, а тут суета, народ, уроки. Но постепенно втягиваюсь, уже состоялась моя первая поездка на автомобиле. Самое трудное — это задний ход. А вперед уже хорошо получается..."

Серафима очень благодарна всем сотрудникам автошколы, которые окружили ее заботой и вниманием. Впрочем, для директора учебного центра Александра Багрова обучать вождению православных матушек — дело уже не новое. Почти все окрестные попадьи брали у него уроки вождения.

"Началось все с супруги отца Николая, матушки Анны, — рассказывает Александр Сергеевич Багров, — потом к нам пришла учиться их дочь Елена. У нее обнаружились прекрасные способности к вождению. Ей самой очень нравилось учиться, и отъездила она гораздо больше положенных по программе часов. Вслед за городскими матушками потянулись и сельские. Супруга отца Геннадия из Ильинского, матушка Ксения не так давно права получила. Так что современная попадья — это женщина на колесах".

Но самая экзотическая ученица тутаевского центра — это монахиня Амвросия из греческого монастыря. Пятидесятилетняя монашка приехала в Тутаев из Греции, где она несколько лет жила в женском монастыре. "В Греции все монашки водят машину. Там это обычное дело, — рассказывает матушка. — Это богатая страна, и очень много старых машин жертвуют монастырям. Монашки лихо гоняют по городу, и частенько бывает, что и бьют машины. Монашки все-таки водители не очень опытные, а движение довольно интенсивное, вот и попадают в ДТП. Но мне в Греции водить машину не пришлось, а вот в России на 52-м году жизни оказалась на курсах по вождению".

Когда матушка Амвросия в монашеском облачении появилась в автоцентре и заявила о своем желании учиться на права, руководство школы изумилось и решило устроить монахине испытание — посадили за руль и отправили с инструктором по городу. Но монашка, хоть до этого ни разу баранку в руках не держала, испытание выдержала. Ее зачислили на курсы, и через два месяца она получила права.

"Я решила тренироваться по ночам, — рассказывает матушка Амвросия, — приехала к храму после вечерней службы, батюшка мне освятил машину, и когда все разошлись, я стала гонять кругами вокруг церковной ограды. Вдруг из-за угла вывернули гаишники с мигалками и рванули ко мне: "Ваши документы!" Видимо, моя езда кругами показалась им подозрительной. А я им говорю: "Вспомнить бы еще, где эти документы!" Но все-таки нашла. На следующую ночь опять поехала кататься, гоняла уже по всему городу, а не только вокруг церкви. Переезжаю через железнодорожные пути, а там меня уже милиционеры поджидают. Оказывается, я правила нарушила — нужно было остановиться перед путями, а я проехала без остановки.

А на днях опять с ГИБДД инцидент приключился. Я решила потренироваться ездить на гололеде, выехала на центральную площадь города и давай разгоняться и тормозить. Через некоторое время смотрю — опять машина с мигалкой несется. Выбегают из нее милиционеры, увидели меня и смеются: "Мы думали, пьяный хулиган тут круги нарезает, а это опять монашка учится! Сюда, говорят, въезд запрещен — в другой раз вас наказывать будем!" А я им говорю: "Вы мне лучше список составьте всех сотрудников ГИБДД, я за вас молиться буду!" Я вообще-то к сотрудникам ГИБДД очень хорошо отношусь — ведь они охраняют нашу жизнь и здоровье, следят, чтобы водители правила не нарушали, чтобы порядок на улицах был", — рассуждает матушка Амвросия.

Сотрудники ГИБДД черноризцев, как правило, не штрафуют. Впрочем, матушки довольно быстро осваивают технику вождения. Александр Багров рассказывает, что часто встречает на дорогах свою ученицу — супругу отца Николая матушку Анну. Редкий день, когда она не садится за руль своей "Оки". "Носится как метеор, — улыбается Александр Сергеевич. — Увидит, со свистом развернется и рукой помашет. Виртуозный водитель!"

Обучаются в тутаевской автошколе не только матушки. В числе выпускников центра несколько православных священников и даже один пастор церкви "Новое поколение".
"Мне нравится их стиль вождения, — признается Багров, — батюшки, как правило, ездят осторожно, спокойно. На дорогах и других водителей уважают, но и себя чувствуют уверенно".

— Может, у православных свои секреты вождения? — интересуемся мы у матушки Серафимы.

— Секретов особых нет, — пожимает плечами монахиня, — а вот правила определенные существуют. Во-первых, машину после покупки необходимо освятить. Для этого есть специальный чин "на освящение колесницы". Священник читает особые молитвы и кропит всю машину внутри и снаружи святой водой. Во-вторых, в машине обязательно должны быть иконы. Покровителем путешественников у православных считается святитель Николай, а также икона Божией Матери "Одигитрия" (то есть Путеводительница). Эти иконы и вешаются обычно над рулем. Для водителей написана отдельная молитва, в которой в числе прочего есть прошения избавить шофера от "злого духа лихачества, нечистой силы, пьянства" и "с чистой совестью дожить до глубокой старости без бремени убитых и искалеченных людей". Ну и, конечно же, перед каждой поездкой необходимо перекрестить руль и дорогу и попросить благословения у Господа на путь.

В общем, вопреки сложившемуся мнению, Православная церковь не только вполне терпимо относится к последним достижениям современной техники, но и не запрещает своим прихожанам приобщаться к благам цивилизации. "Машины ведь тоже созданы Богом для человека, для удобства, так что пользоваться ими не возбраняется, — говорят монахини, — главное только — делать это разумно, чтобы шло на пользу, а не во вред. А молиться можно везде, в том числе и за рулем автомобиля".

Елена Батуева, Тутаева

газета "Караван РОС", Ярославль

# 50 (378) от 11 декабря 2002 года

фото газеты "Караван РОС"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования