Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"ВРЕМЯ МН": Новая религиозная политика. Спецвыпуск. Окончание. У государства и Церкви много общих задач


 

На сегодняшний день существует несколько вариантов конфессиональной политики. О том, какими представляются взаимоотношения государства с конфессиями, рассказывает министр по национальной политике РФ ВЛАДИМИР ЗОРИН.

— Владимир Юрьевич, на совместном семинаре Русской православной церкви и Российской академии госслужбы вы заметили, что нашему государству необходимо создать концепцию отношений с конфессиями. На каких принципах она должна строиться? Чем обусловлена необходимость?

 
— Сегодня государство и церковь (в широком смысле слова) переживают новый этап отношений, уникальный для российской истории. До 1917 года государство подминало под себя церковь, контролировало внутреннюю церковную жизнь, при советском режиме отношения власти с конфессиями были остроконфликтными. Нынешний этап можно охарактеризовать как сотрудничество государства и религиозных организаций в решении общих задач. Чтобы формализовать эти отношения, очень полезно иметь государственную концепцию по взаимодействию с религиозными объединениями и организациями. В нашей стране уже были приняты концепции по развитию спорта, реформе образования, национальной политике, а в сфере взаимодействия с конфессиями — пробел. Что касается принципов, основ такого документа, он должен быть продуктом согласия, отражать общий взгляд, сложившийся у различных общественных сил на этот вопрос. На сегодняшний момент существует несколько проектов концепции, в первую очередь — Российской академии госслужбы.

— Должна ли проводиться в новом документе идея предоставления государством определенных преимуществ так называемым традиционным конфессиям?

— Да, в некоторых из уже существующих проектах концепции действительно предложено отделять традиционные конфессии от недавно возникших. Понятие "традиционные конфессии" содержится и в действующем законе "О свободе совести и религиозных объединениях". Я думаю, что государство действительно должно проводить углубленное сотрудничество с представителями традиционных для России конфессий, впрочем, не ущемляя при этом прав других религиозных объединений.

— Вам принадлежит идея создания госкомитета по взаимодействию с религиозными организациями. И какими должны быть его функции?

— Идея создания такого ведомства не моя, она была выдвинута в ходе подготовки к заседанию Государственного совета, на котором планируется обсудить вопрос противодействия проявлениям экстремистской деятельности. Я допускаю возможность обсуждения этого вопроса, но только при согласии исполнительной власти и конфессий. У нас существует Комиссия по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ. Это эффективный орган, но он призван решать только очень конкретные, практические задачи — возвращение конфессиям зданий, исторических памятников, налогообложение и пр. Новое ведомство могло бы заниматься стратегическими аспектами взаимодействия государства и конфессий. Сразу подчеркну — речь не идет о создании организации, подобной Совету по делам религий времен СССР, контролировавшего деятельность религиозных организаций. Это, к счастью, в прошлом. Я противник любого контроля со стороны государства за духовной жизнью людей, и в этом плане совершенно согласен с представителями Русской православной церкви, считающими, что нужен не контроль, а взаимодействие, мониторинг, анализ деятельности религиозных организаций, защита от тоталитарных сект.

Но в любом случае решение по этому вопросу может быть принято только с учетом мнения представителей конфессий, а у них нет единой позиции. Например, мусульмане активно поддерживают идею комитета, так как он, в частности, мог бы решить ежегодно возникающую проблему хаджа. Некоторые другие конфессии относятся к предложению настороженно. Думаю, вопрос о комитете обсуждать преждевременно, речь может идти лишь о возможном развитии этой темы.

— Насколько эффективно государственно-церковные отношения регулируются существующим законодательством, в частности, законом "О свободе совести и религиозных объединениях"?

— Недостаточно эффективно. Закон "О свободе совести" один, а проблем в этой сфере много, поэтому и законодательство нуждается в очень серьезном совершенствовании. Например, в законе не прописано, как наше государство должно осуществлять налогообложение учебных заведений религиозных объединений. Следует законодательно закрепить запрет на использование в деятельности религиозных общин методик, включающих гипнотическое воздействие на личность или применение наркотических и фармакологических препаратов. А как строить отношения с незарегистрированными религиозными объединениями? Они существуют, значит, тоже должны быть учтены в законодательстве.

Закон "О свободе совести" был принят пять лет назад, и жизнь за это время продвинулась вперед. После 1997 года отмечен бурный рост только официально зарегистрированных религиозных объединений: иудаистских — на 105%, протестантских — на 55%, православных (РПЦ) — на 26%. Это очень хорошо по своей сути, но требует осмысления со стороны государства в форме принятия новых нормативных актов и изменения существующих. Недостаток законодательной базы проявляется и в сфере религиозного образования. Смотрите, какую дискуссию вызвала инициатива Министерства образования о введении в школьную программу предмета "Основы православной культуры". Речь идет не только о православии. Например, в Поволжье надо знать и мусульманскую культуру, но в любом случае будет полезно введение таких курсов в школах в качестве факультатива, потому что именно религиозное невежество порождает экстремизм и радикализм. Если концепция государственно-церковных отношений будет принята, то в ней обязательно должен быть пункт о развитии религиозного об разования населения.

— В каких областях могут сотрудничать государство и конфессии?

— Общих задач предостаточно. Религиозное просвещение населения, гуманитарная помощь социально незащищенным слоям населения: детям-инвалидам, больным СПИДом и др. Крайне необходима совместная деятельность государства и религиозных организаций в противодействии различного рода экстремизму. Безусловно, заметно усилилась роль Русской православной церкви и других традиционных конфессий в деле духовного воспитания граждан, в решении гуманитарных задач, противодействии экстремистской деятельности, межконфессионального диалога. Все это очень положительные и нужные явления, которые будут безусловно содействовать развитию демократии, гражданского общества, защиты прав человека и в целом стабильности и развитию нашей страны.

Владислав Кшиштановский

газета "Время МН" от 11 декабря 2002 года


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования