Исламский экстремизм - "фантом", используемым российскими политиками, считает руководитель Христианского правового центра Казани Анатолий Погасий. "Со стороны Ислама не существует никакой угрозы", - сказал он Кестонской Службе Новостей 27 мая. С ним согласен Илдус Фаизов, возглавляющий Отдел пропаганды и молодежи Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМТ). "Местные власти не боятся, поскольку здесь нет экстремизма и Татарстан стабилен", - пояснил он Кестону 29 мая, "но Москва боится национализма". Фаизов предположил, что российские федеральные власти используют проблему экстремизма для того, чтобы оказать давление на республику, слывущую одной из самых националистических в России. 17 мая, сообщила газета "Известия", московская делегация, в составе которой входили секретарь Совета безопасности России Владимира Рушайло, министр по делам национальностей Владимир Зорин и спикер Думы Геннадий Селезнев, посетила Казань, чтобы определить вероятность возрастания экстремизма в регионе. Согласно данным источников "Известий" "Москву сильно беспокоят недавние экстремистские манифестации" в Поволжском регионе, куда входит Татарстан, "источник особого беспокойства". Как говорит Фаизов, представители местных религиозных организаций убеждали делегацию, что исламский экстремизм в Татарстане ничтожен. "Но они (члены делегации) сказали: "тем не менее, мы полагаем, что проблема существует". Они хотят, чтобы существовало определенное напряжение". В интервью, размещенном на странице www.polit.ru прошлой осенью, Зорина спросили об основных проблемах религиозных организаций, волнующих Поволжский регион сегодня. Их множество, ответил он, и привел в качестве примера "появление ваххабизма в мусульманской умме". Вероятно, наиболее известный пример так называемого исламского экстремизма в Татарстане - медресе "Йолдуз" (Звезда) в городе Набережные Челны, потерявший регистрацию после 31 мая 2001 года - срока, установленного местным судом для получения местной лицензии. 1 июня 2001 года "Известия" подробно рассказали о том, как в 1999 году была аннулирована первоначальная лицензия медресе, после того как один из студентов, Денис Сайтаков, попал под подозрение в причастности к взрывам многоэтажных домов в Москве в том же году. "Многочисленные проверки медресе показали, что арабская страна, потратившая огромную сумму денег на снабжение "Йолдыз" литературой, оборудованием и техническими средствами, через учителей пыталась насадить среди учеников стандарты, чуждые традиционному Исламу", - продолжают "Известия", - "приехавшие учителя тайно организовали в медресе что-то, напоминающее курсы ваххабизма". 28 мая председатель Совета по делам религий Татарстана Ренат Набиев пояснил Кестону, что ситуация с Йолдыз впервые возникла из-за "радикально настроенных" лиц из-за рубежа, но что с тех пор как они уехали, проблемы больше не существует. В интервью Кестону 29 мая казанский исламовед Рафик Мухаметшин, впрочем, заявил, что ситуация вокруг Йолдыз остается неразрешенной. Еще перед закрытием медресе местный имам Исхак Лотфулла предупредил, что такой шаг приведет к противоположному результату. "Если чиновники увлекутся закрытием действующих медресе", - сказал он в интервью в марте 2001 года газете "Звезда Поволжья", издаваемой в Татарстане, - "тогда появятся подпольные религиозные школы. Как и в коммунистические времена между государством и мусульманами возникнут проблемы, только теперь они будут острее". Фаизов полностью отрицает причастность Йолдыз к террористической деятельности. Хотя Сайтаков действительно был принят как студент в медресе, сказал он Кестону, он был плохим студентом и его выгнали через несколько месяцев. Кроме того, добавил он, "все убийцы и уголовники когда-то учились в школе". В интервью "Звезде Поволжья" Лотфулла высказал предположение, что вместо закрытия Йолдыз мог бы быть поставлен под государственный контроль: "Мы нисколько не против этого. С религией нужно сотрудничать, а не бороться". Как превентивную меру в отношении радикализма татарские власти, видимо, действительно поддерживают местный Ислам в виде структур, находящихся в сфере их влияния, таких, как Российский Исламский Университет (см отдельную статью КСН). По мнению Мухаметшина, местные мусульмане не возражают против такой политики: "Татарский Ислам всегда был умеренным – это не Кавказ". Согласно Фаизову, особый характер татарского Ислама действительно очень важен для ослабления радикализма в республике. Поскольку в Поволжском регионе, доказывал он, Ислам пришел на смену монотеистическому Тенгрианству, а не язычеству, он никогда не впитывал явно неисламские элементы, которые могли бы дать почву для требования радикалами реформ, таких, как молитвы на кладбищах: "Мы не боремся за чистоту Ислама как арабы". Фаизов назвал толерантность национальной чертой татар. Он напомнил Кестону о территориальных ограничениях в Казани, исторически закрепленных за русскими: "На воротах были надписи, гласившие: "Нет входа татарам или собакам", - он отметил, что сегодня татары не помнят таких вещей. "Мы не мстительный народ". Бывший актер, ведущий исламскую программу на местном радио, Фаизов сам играет ключевую роль в пропаганде позиции умеренности, ведь его идеи транслируются на весь Татарстан. "Экстремисты хотят силой объединить общество вокруг одной идеи, которую они ставят выше Ислама", - сказал он Кестону. "Но мы должны искать понимания Ислама, а не ставить наши собственные идеи выше него. Когда люди сами принимают Ислам, исламское государство появится само собой". Хотя Талибан не отделился от Ислама, по его мнению: "нельзя ничего делать силой –даже заставить наркомана бросить наркотики. Коммунисты тоже хотели силой насадить людям свои идеи, и это так же было глупо". Мухаметшин прокомментировал Кестону, что хотя татарские власти настаивают на том, что в республике нет исламского экстремизма, все же в некоторой степени конспиративно он существует. Однако, сказал он, "если вы захотите найти его, вы можете сделать это повсюду в мире". Фаизов с ним согласен: "Бен Ладен, в конце концов, продукт Америки", - сказал он Кестону. Джералдин Фейган, Кестонская служба новостей |