Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВДА СТАРОЙ ВЕРЫ": Путеводитель в глубь веков. История русского старообрядчества


 История русского старообрядчества подобна таинственному пушкинскому Лукоморью, где на "неведомых дорожках" исследователя поджидают неведомые следы, оставленные людьми, безымянно и безвестно исчезнувшими в веках. Потому редкие путеводители по этим "дорожкам" ценны, поскольку помогают не только историкам, но и самим староверам разбираться в хитросплетениях духовной жизни прошлых веков.

В путешествие по малоизученным тропам старообрядческой истории приглашает своей книгой "Ветковский патерик" известный церковный историк и публицист Дмитрий Александрович Урушев. Читатель "НГ-Религии" хорошо знаком с его публикациями, посвященными преимущественно истории Древней Руси и староверия – всегда яркими, со множеством деталей и акцентом на отдельных эпизодах.

На этот раз перед нами полотно, тщательно сотканное из иноческих житий. Староверы до недавнего времени не имели книги, позволяющей одним взглядом охватить суровую, полную испытаний и подвигов судьбу старообрядческого монашества. И вот – свершилось!

Название книги определяет и характер повествования. Агиография (писание житий святых), избранная автором для воплощения своих задумок, весьма непроста. Известный литературовед прошлого А.П. Кадлубовский так определил жанр патериков: "Главное содержание этих памятников – краткие повествования о достопамятных с точки зрения религиозной происшествиях, связанных более или менее с данною иноческою средой".

"Данная среда" книги Д.А Урушева – местность близ реки Ветка в современной Гомельской области Белоруссии. В XVII веке это были польские земли и сюда, спасаясь от преследований царских властей, устремились тысячи христиан, сохранивших после трагического церковного раскола верность "древлему православию". С конца XVII по середину XIX века Ветка считалась одним из основных духовных центров Старообрядческой Церкви. Особую славу принесли ей монастыри, известные строгой подвижнической жизнью своих насельников. Историк М.И. Лилеев писал: "Из отдаленных великорусских областей шли на Ветку люди только затем, чтобы: "повидать тамошнего монастыря и монашеского жития", так сильно было влияние Ветки".

Именно преподобным отцам посвящен "Ветковский патерик" – их борьбе за истину, за целомудрие, за свободу своей веры, за людей, бесстрашно последовавших в чуждые, доселе им неведомые земли. В Предуведомлении к книге автор пишет, что эти старцы "подобно неисчислимым звездам украшали Церковь Христову, служа верными путеводителями для всех, жаждущих спасения, составляя славу Ветки и похвалу древлего православия".

Современному читателю может показаться, что жанр жития уже отошел в историю, а подобные повествования сегодня встретишь лишь на пыльной библиотечной полке. Как ошибочно это мнение! Автору удалось воссоздать не только жанр патерика, казалось бы, навсегда утраченный современной литературой, но и старомосковский книжный язык. Книга написана уникальным стилем, будто бы полученным в средневековой монастырской школе. Автор воссоздает и ту атмосферу духовного бытия, некогда царившего на Ветке, освященного "правилом веры и образом кротости" людей, посвятивших себя служению Богу.

Тем, кто впервые соприкоснется с этой книгой, можно только позавидовать: им предстоит преодолеть путь из современности в далекое прошлое, полное загадок и тайн, хранящихся в его неистощимых кладовых, и преклониться благоговейно перед памятью ветковских праведников. Но читателя ожидает не только поучительный рассказ.

"Ветковский патерик" - это кропотливый труд сразу нескольких людей. Нельзя обойти вниманием труды московского священника Алексия Лопатина, - именно благодаря трудам его общины, читатель может держать в руках это удивительное во всех смыслах издание. Особо следует отметить оформление книги, прекрасно изданной на плотной мелованной бумаге. Не менее текста ценны и интересны великолепные иллюстрации, созданные старообрядческим иконописцем иноком Алимпием (Вербицким) в стиле русского книжного рисунка начала ХХ века (например, в духе художника И.Я. Билибина).

Автор прослеживает судьбы подвижников, какими бы короткими они не были – подлинный подвиг духа способен воплотиться и в нескольких строках, основанных на реальных фактах. В компактности изложения иноческих житий нет авторской недоработки, напротив, это говорит о кропотливом труде по сбору скудного исторического материала. И не удивительно, почему до Д.А. Урушева никто не брался за эту, на первый взгляд, обреченную на неудачу исследовательскую работу.

Но бесконечно прав А.С. Пушкин, сетовавший: "Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны". Таков русский менталитет. Долгая память – не наш удел и сердце быстро забывает своих досточтимых предков… Однако у читателя нет повода сомневаться в исторических деталях "Патерика" - многочисленные ссылки подтвердят правоту автора, который откровенно говорит, что многое навсегда утрачено в веках.

Создавая памятник всем "прежде отшедшим отцам и братиям нашим", автор наводит нас на мысль о важности сохранения исторической памяти и своим примером – обращением к столь деликатной тематике – заставляет по-другому взглянуть на малоисследованные страницы русской религиозной истории. Несомненно, прав автор в том, что читатели собранных житий преподобных отцов могут живо представить себе то возвышенное состояние духа, в котором, несмотря ни на какие гонения, находилось старообрядчество, и с грустью сравнить будничное настоящее со славным прошлым...

Авторские размышления, предваряющие житийную часть книги, дают повод задуматься об одном из насущных вопросов современного состояния Русской Православной Старообрядческой Церкви. Способен ли в условиях новой жизни воскреснуть великий дух подвижничества, который вдохновит человека обратить свой взор на чистоту и свет веры, и возродится ли иночество, процветшее на Ветке "яко шипок благоуханен"? Восстановятся ли скиты и монастыри, некогда славные своими строгими уставами и чистым житием подвижников? С долей сожаления, но и с надеждой, которая теплится в душе одинокой лампадой, отвечает на эти вопросы Д.А. Урушев: "Одному Богу известно…"

Максим Гусев

"ПРАВДА СТАРОЙ ВЕРЫ"

22 мая 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования