Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Соборные голоса. Для Русской зарубежной церкви воссоединение с Церковью на Родине - единственный путь


Великая княгиня Мария Владимировна РОМАНОВА специально для "МН"

Всезарубежный собор показал готовность к восстановлению церковного единства, и я убеждена, что в скором времени раскол, вызванный трагическими событиями ХХ века, будет преодолен.

В свое время, когда Церковь на Родине подвергалась жестоким гонениям богоборческого коммунистического режима и оказалась лишенной даже видимости свободы, существование Русской зарубежной церкви было не только оправданно, но и необходимо. Однако вспомним, что Зарубежная церковь не отделяла себя от Церкви-Матери, всегда считалась лишь ее свободной частью, на которую Господь возложил миссию хранить традиции русского православия и свидетельствовать об истинном положении Церкви в СССР. После падения коммунистического режима, после того, как православная Церковь на Родине освободилась от гнета, исчезли и прежние основания для отдельного существования Русской зарубежной церкви.

В 1990-е годы воссоединению мешали личные интересы и фанатизм ряда эмигрантских иерархов. Ныне ситуация меняется в лучшую сторону. И я надеюсь, что евхаристическое общение и каноническое единство под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II будут восстановлены в ближайшее время, при сохранении самоуправления зарубежной части единой Русской православной церкви.

Должна сказать, что Российский императорский Дом в течение всего периода пребывания в изгнании стремился к уврачеванию церковных расколов. Наши добрые отношения с Архиерейским Синодом РПЦЗ изменились после того, как мой отец в 1991 году посетил Россию и встретился со Святейшим Патриархом Алексием II. Дошло до того, что, когда отец скончался в Майами в 1992 году, духовенство Зарубежной церкви отказалось совершить над ним чин положения во гроб. При этом мы, разумеется, ни в коей мере не перенесли какого-либо отрицательного чувства на пастырей и чад Зарубежной церкви, среди которых большинство не поддерживает таких крайностей и есть много верных Нашему Дому людей, с которыми мы поддерживаем связи по всему миру.

Российский императорский Дом по определению не мог и не может относиться к какой-то из юрисдикций.

Что касается подозрений в нецерковном характере предпосылок к воссоединению Зарубежной церкви с Матерью-Церковью на Родине - это глубоко несправедливо. Даже если субъективно кто-то и ставит перед собой в данном деле политические, имущественные и прочие материалистические цели, все это ничто по сравнению с величием главного: восстанавливается евхаристическое и молитвенное общение православных людей. Добро всегда в конечном итоге сильнее зла. В истории человечества очень часто Господь устраивает так, что даже руками гонителей, помимо их воли, утверждаются Вера и Истина. Бывает и так, что люди, вначале враждебные Церкви или просто видящие в ней инструмент для решения корыстных задач, впоследствии преображаются духовно. Ведь даже иные из распинателей Спасителя стали затем христианскими мучениками, а ненавистник христиан Савл превратился в первоверховного апостола Павла...

Для Русской зарубежной церкви воссоединение с Церковью на Родине - есть единственный путь. В противном случае она неизбежно окончательно утратит свою "русскость", а отсутствие канонических оснований для самостоятельного бытия приведет к вырождению и исчезновению. Дай Бог, чтобы этого не случилось, чтобы победу одержали христианские мудрость, взаимопонимание и, самое главное, любовь.

Протоиерей Михаил АРДОВ

Российское телевидение и газеты в минувший уик-энд возвестило, что в Русской церкви преодолен раскол, который продолжался 80 лет. Триумфу церковного единства предшествовала многолетняя борьба. Временами казалось, что победа "объединителей" близка, что "зарубежники" капитулировали. Но всякий раз "в последний момент" объединение срывалось - финишная прямая оказывалась очередным витком исторической гонки...

У большевистского режима не было более последовательного и идейного врага, нежели Русская зарубежная церковь. Первый всезарубежный собор в 1921 году обратился к Генуэзской международной конференции: "Народы Европы! Народы мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против ваших детей и внуков!"

"Народы мира", точнее, их правительства, этот призыв игнорировали. Но к нему с полным вниманием отнеслись в "красной" Москве. С того самого времени уничтожение или полное подчинение себе Зарубежной церкви стало для идеологов "новой России" первостепенной задачей на "церковном" фронте.

В послевоенные годы Москва одержала на этом фронте значительные победы. Была разгромлена Зарубежная церковь в Китае, в Центральной Европе, а правительство Израиля отблагодарило Сталина за помощь в международном признании этого государства, передав Советскому Союзу все имущество Зарубежной церкви, которое находилось на его территории. Однако РПЦЗ до середины восьмидесятых противостояла "красной" Москве, у кормила Церкви стояли люди доблестные - митрополит Филарет (Вознесенский) и его ближайший помощник епископ Григорий (граф Граббе).

В 1985-м св. Филарет умер, и первоиерархом РПЦЗ стал митрополит Виталий (Устинов) - человек честный, но лишенный административных способностей. Новый возглавитель отправил на покой епископа Григория. В 2001 году собратья-епископы лишили должности самого митрополита Виталия, и это привело к расколу - немалая часть приходов Зарубежья сохранила верность смещенному первоиерарху. А дальше все пошло как по маслу - начались контакты и переговоры с Московской патриархией, все заговорили о воссоединении.

Однако завершившийся в Сан-Франциско собор решения о самоликвидации Зарубежной церкви не принял. И все же достигнут немалый успех: враг обезоружен, расколот, деморализован и в дальнейшем опасности не представляет.

Священник Михаил ЛЮБОЩИНСКИЙ (Канада), делегат Всезарубежного собора

Авторитет церкви и авторитет государства взаимосвязаны. Их взаимная поддержка естественны и необходимы. Государство необходимо Церкви для защиты от внешних врагов, а Церковь необходима государству для внутренней стабильности, для создания внутренней атмосферы любви и творчества. Чем больше в обществе любви, тем мощнее государство и безопаснее для окружающих!

Единство Русской церкви было нарушено не революцией, не большевиками, а совокупностью неправильных действий митрополита Сергия, не только его Декларацией.

Прославление новомучеников и исповедников российских несовместимо с утверждением, что митрополит Сергий "спасал" церковь, т.к. тогда оказывается, что действия "непоминающих", направленные против митрополита Сергия, были направлены против Церкви! Последние законные предстоятели Русской церкви (а не РПЦЗ) единодушно осудили деятельность митрополита Сергия. Это исторический факт. Они своей мученической кровью доказали, что в своей оценке событий, в своих действиях они руководствовались только любовью к Богу и Его Церкви, а не приказами власти. РПЦЗ, будучи свободной частью Русской церкви, только напоминает об этом!

Осуждение превращения Церкви в инструмент власти для прикрытия преступных действий государства и его функционеров необходимо прежде всего не РПЦЗ, а самой РПЦ в России для восстановления нравственного авторитета церкви.

Продолжающееся оправдание "сергианства" - это попытка утвердить новый догмат "допустимости вынужденного греха для спасения Церкви", противоречащего самой сути христианства. Невозможно бороться с сатаной с помощью зла.

Эта концепция "допустимости вынужденного греха" основана на идее достаточности только внутренней веры человека для спасения. Господь Бог, видя, что я внутренне верю в него и отрицаю, противлюсь греху, простит мне этот грех. Таким образом, начинает казаться, что "вынужденный" грех - не грех. При этом совершенно забываются слова апостола Иакова: "Вера без дел мертва". Нам дана свобода воли, и мы, таким образом, в действительности, всегда свободны не совершить греха! Вера же наша показывается Богу только делами веры, т.е внешними действиями, являющимися результатом внутренней веры. Дело веры - не согрешить ни под каким давлением, даже под угрозой смерти! Именно так и поступали мученики во все времена! Согрешив "под давлением", мы не погибаем окончательно, мы еще можем спастись, но только как апостол Петр - покаявшись. Концепция допустимости "вынужденного" греха приводит к тому, что человек не видит, не понимает, в чем ему каяться, и гибнет без покаяния.

"Сергианство" - не новое явление. Это извращение функций Церкви в обществе, использование Церкви для оправдания, поддержания зла, что приводит к падению авторитета Церкви, а значит к разрушению Церкви, к росту уровня зла в обществе и, как следствие, к разрушению государства. Пока мы, русский народ, этого не поймем, пока не направим все свои силы на борьбу со злом в себе и на любовь друг к другу - не будет возрождения России!

Именно для соборного осмысления наших проблем и нахождения путей их решения необходим созыв Поместного собора.

Профессор протопресвитер Борис БОБРИНСКИЙ

Важно уже то, что Всезарубежный собор состоялся - это первый большой шаг на пути к примирению и сближению двух Церквей. Причем шаг, который был сделан одновременно обеими сторонами.

Стремление к объединению с обеих сторон было честным и искренним, но пока достигнут лишь временный результат. Конечно, были разногласия. Но ведь и в России не все обстоит благополучно.

Будет ли канонично, если приходы, ныне окормляемые из Нью-Йорка, попадут под единое священноначалие РПЦ? Ведь дело не только в имущественном вопросе, который, быть может, поднимается наиболее часто, но в проблеме, связанной с самим пониманием природы Церкви. Я имею в виду отношение к "Декларации" митрополита Сергия. Да, тут требуется учитывать историческую обстановку, соответствие "Декларации" историческому моменту, в который она была написана, но мы должны понимать и другое - что для тех русских православных, которые оказались в эмиграции, она стала незаживающей раной.

Состоится ли вообще объединение и когда? Я могу сказать лишь то, что я думаю. Рано или поздно это случится, не может не случиться, потому что речь идет о преодолении раскола, а это дело Божие. И времена, и сроки тут не имеют значения.

Мария Владимировна Романова

Михаил Ардов

Михаил Любощинский

Борис Бобринский

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ"

19 мая 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования