Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ROCKY MOUNTAIN NEWS": Семейная пара, посвятившая жизнь Туринской Плащанице. Для нас самое важное – Плащаница», -- говорит Ребекка Джексон


 Он поседел. Она похудела. Их дети выросли, а их офис стал значительно меньше.

Единственная константа в жизни Джона и Ребекки Джексон – загадочный кусок льняной ткани, известный как Туринская Плащаница.

"У нас не хватает времени на друзей, на развлечения. Для нас самое важное – Плащаница", -- говорит Ребекка Джексон.

Выйдя замуж за Джона в 1993 году, эта дерзкая, но очень милая уроженка Бруклина связала свою судьбу с мужчиной, вся жизнь которого – своеобразная одиссея. В противоположность ее остроумию, муж Ребекки – спокойный и тихий человек. В то же время он считается одним из ведущих специалистов мира по Плащанице – 4-метровому полотну, которое паломники в течение веков почитают как погребальную пелену самого Иисуса Христа.

Вера Джексона не позволяет ему усомниться в аутентичности Плащаницы. В то же время, у Джексона-ученого свои задачи: "Я хочу, чтобы Плащаница заговорила с нами языком науки. Я борюсь именно за это", -- говорит он.

Возможно ли, что Плащаница действительно отображает момент воскресения Иисуса – может ли она быть материальным свидетельством о самой первой христианской Пасхе? Как и все подобные путешествия, одиссея Джона Джексона, начавшаяся в 1974 году, стала для него одновременно очень трудной миссией. Его задача – разрешить тайну, пожалуй, самой известной и в то же время самой спорной иконы в мире.

До начала 80-х годов Джексон работал врачом в академии военно-воздушного флота США в Колорадо-Спрингс. Названный одним из своих коллег-синдонологов "Малышкой Рут в исследованиях Плащаницы", в 1978 году он возглавил группу ученых, которые провели одно из первых научных исследований туринской реликвии.

Сегодня он – профессор физики в университете штата Колорадо – по-прежнему пытается дать ответ на вопрос: может ли он, используя научные методы, доказать, что в Туринскую Плащаницу в момент воскресения было завернуто тело Христа? Его оппоненты тоже не теряют надежды теми же научными способами доказать, что Плащаница – подделка средневековых живописцев. До сих пор ни одна из сторон не смогла полностью доказать свою правоту.

Битва ученых из-за Плащаницы началась еще в 1898 году, когда святыню впервые сфотографировали. На негативе снимка стало видно поразительно четкое и анатомически точное изображение мужчины с бородой и множественными ранами и кровоподтеками.

Что – или кто – это было? В 70-е годы XX века технологии продвинулись далеко вперед, и миру были представлены радиоуглеродный метод, краска из оксида железа и спектрография.

В центре исследований был Джексон, который вместе с коллегами в 1978 году пришел к выводу, что рисунок на Плащанице состоит из крови и разложившейся целлюлозы. С другой стороны был химик из Чикаго Уолтер МакКРоун, который заявил, что Плащаница – искусная работа художника, выполненная оксидом железа.

В своем интервью от 1998 года, когда отмечалось 100-летие первых фотографий Плащаницы, чета Джексонов воплотила в себе весь спор веры и науки, который окружал туринскую святыню в XX веке. Эта пара очень легко выдвигала теории и уверенно опровергала заявления оппонентов, таких как МакКроун.

Однако время и обстоятельства – иногда болезненные – сделали эту семью мягче и поставили на новый – более одинокий путь.

Из-за Плащаницы они потеряли некоторых друзей. Они потеряли и своего главного врага – МакКроуна – в 2002 году этот ученый умер в возрасте 82 лет, а Чикагский университет прекратил заниматься исследованиями Плащаницы.

Их Центр Туринской Плащаницы в Колорадо стало меньше – теперь он занимает съемный офис в пригороде. Еще восемь лет назад Центр помещался во многих комнатах с большим количеством компьютеров, копиями артефактов I века и огромными изображениями распятия. В 2002 году в экономике США наметился спад, и интерес к Плащанице также снизился, что заставило Джексона "ужать" деятельность Центра вдвое. Все исследования по-прежнему спонсирует благотворитель, имя которого Джексоны отказываются назвать.

Сегодня, по словам четы, интерес к Туринской Плащанице вновь начинает расти – теперь узнать побольше об этой реликвии хотят не только католики, но и протестанты.

"Это добровольная страсть", -- со свойственной ему скромностью рассказывает Джексон о недавней встрече с делегацией методистов. Обычно во время таких встреч он излагает слушателям свои теории, демонстрируя изображения распятия Христа в натуральную величину. Он не говорит о своем личном опыте, о том, как в детстве его дразнили "Джонни-католиком", или о том, как он начал свои исследования: после того, как чуть не погиб во время несчастного случая – тогда он пообещал Богу, что посвятит свой талант ученого исследованиям Плащаницы.

Ребекка приветствует толпу посетителей веселым монологом. "Я как будто играю на разогреве у Джона", -- объясняет она позже. Она рассказывает о почти непрерывных поездках по миру, о встречах и обменах мнениями с коллегами в России, Испании и Мексике.

"Я просто молчаливый физик – всеми поездками руководит она", -- говорит посетителям ее муж.

Помимо этого, Ребекка – его главный защитник: относящиеся к Плащанице теории по-прежнему вызывают жаркие споры, а иногда даже прямые оскорбления в реальной жизни и в Интернете.

Для себя он решил не участвовать в этих дискуссиях. "У нас просто нет времени, чтобы опровергать всю их галиматью, -- говорит Джон с неожиданной живостью. – Я живу в мире идей. А если вы живете не так, я просто отодвину вас в сторону".

Это приходилось делать часто. Загадка Плащаницы привлекает самых разных людей. В конце 90-х одним из самых лучших волонтеров их Центра был католический священник-энтузиаст. Затем этот клирик покинул Церковь, женился, и стал рассказывать о Плащанице "психоделические истории в духе нью-эйдж, -- говорит Ребекка. -- Нам это неприятно, ведь он нам очень нравился".

Еще более болезненным был разрыв с коллегами-синдонологами. "Мы практически выпали из сообщества из-за политики, соревнования между учеными и их нежелания работать в команде", -- говорит Ребекка, которая считает, что отчасти это вызвано ее происхождением – ее предки были ортодоксальными иудеями.

"В сообществе синдонологов очень силен антисемитизм, -- рассказывает женщина. – Они не хотят признавать, что у Плащаницы есть и еврейский аспект, не хотят иметь с ним дела".

По иронии судьбы, именно еврейское происхождение и свело Ребекку с ее будущим мужем. В 1988 году Ребекка Варзагер была матерью-одиночкой и служила в армии в форте Карсон. Она перешла из иудаизма в протестантизм. Она вспоминает, как впервые увидела лицо "Человека Плащаницы" по телевизору. "Он похож на моего дедушку"! – сказал тогда Ребекка.

После просмотра фильма она позвонила одному из участвовавших в съемках экспертов – Джону Джексону, чтобы обсудить с ним еврейские черты "Человека Плащаницы". Они подружились. (В то время они оба были разведены, от первого брака у Джона было двое детей, а у Ребекки – один). Она стала католичкой, а Джон добился аннулирования своего первого брака, и в 1993 году они поженились.

У Ребекки – своя собственная программа исследований Плащаницы – она изучает ее с еврейской точки зрения. Она также исследует вопрос о том, могла ли Плащаница, как гласят некоторые легенды – быть скатертью, накрывавшей стол во время Тайной Вечери. Деятельность Ребекки вызвала гнев многих ученых, которые решили, что она встревает в их сферу компетенции.

"Все это началось вскоре после нашей женитьбы, вспоминает Ребекка. – Меня называли необразованной дурой, они просто пытались уничтожить меня. Лично я думаю, что они хотели расстроить наш брак".

Эта ситуация ввергла женщину в депрессию, она поправилась на 55 фунтов. После этого она решила отразить упреки в свой адрес и получила образование – сегодня она имеет степень магистра в области бизнеса и глобального развития. "Пусть теперь называют меня тупой. Я все равно никуда не уйду".

И в этом не возникает сомнений. Джексоны говорят, что сейчас у них в планах – книга и фильм. Они также приняли участие в передаче телеканала "History". Передача была показана в декабре, но разочаровала Джексонов – так происходит почти всегда, когда за рассказ истории Плащаницы берутся люди неверующие.

Ребекка вспоминает, что ей пришлось заставлять мужа согласиться на участие в проекте. "Он отказывался, говорил: Я не хочу этого делать", а я говорила ему, что он должен, просто чтобы сказать миру: "Я все еще здесь"!

Джон Джексон предпочитает одиночество своих утренних прогулок, во время которых он может погрузиться в размышления об отметинах на складках Плащаницы, о "гипотезе коллапса" и об ускользающих результатах радиоуглеродного анализа.

Но как он может работать без подобающей лаборатории? Джексон ничего не отвечает, говоря только, что его идеи и теории проходят экспериментальные исследования у целого ряда коллег. Но он признает, что деньги – серьезная проблема. "Это не кабинетная наука", -- говорит Джексон о своих исследованиях.

Они идут по жизни вместе – у них нет отпусков, нет хобби ("Никаких тебе походов в боулинг"! – шутит Ребекка), и какой-то минимальной защиты, чтобы не "сгореть" на работе.

Джексон подбирает слова осторожно. "Это больше, чем просто научный проект. Это вещь куда более глубокая. Если перед нами – ткань, в которую было обернуто тело Иисуса в тот самый момент, когда родилось христианство, значит, у нас есть археологическое подтверждение этого самого рождения. А если так, то кто же может не заинтересоваться тем, о чем может поведать Плащаница"?

Иногда Джексон признает существование препятствия, которое не может преодолеть даже его вера: "Я чувствую, что мне не хватает времени. Я старею, и не знаю, -- даже если я буду работать так же, как всегда – смогу ли я закончить начатое?"

Джин Торкельсон 
"Rocky Mountain News"
Опубликовано на сайте 
"Благовест-инфо"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования