Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ": Трудно быть с Богом. Предпасхальное интервью протоиерея Михаила Ардова


 Священник Михаил Ардов — сын писателя Виктора Ардова и актрисы Нины Ольшевской. Будущий протоиерей вырос на "Легендарной Ордынке", как ее окрестила Анна Ахматова, которая, приезжая в Москву, всегда останавливалась у Ардовых. В этом хлебосольном писательском доме бывали Борис Пастернак, Лидия Русланова, Фаина Раневская, Дмитрий Шостакович, Михаил Зощенко. В начале 60-х годов Анна Ахматова снисходительно одобрила первые прозаичные опыты Михаила Ардова. И прямо как в воду глядела. Публицистический дар выпускника факультета журналистики МГУ, ныне священника, по-прежнему воплощается в прозе, но теперь с церковным уклоном. У этого батюшки анекдотов и баек о жизни священства хватит на все случаи жизни: будь то смех или грех. С таким острым на язык, ироничным и нетипичным батюшкой в канун Пасхи встретился репортер "МК".

— Отец Михаил, ваши братья — единоутробный (по матери) Алексей Баталов и родной, Борис Ардов, — актеры. Они даже вместе снимались в фильме "Три толстяка". А что же вы? Представляете, актерская троица…

— К сожалению, с точки зрения христианства худшей профессии, чем актер, нет и быть не может. В древности актеров даже не хоронили на христианских кладбищах. Перед каждым христианином в течение всей его жизни стоят задачи очистить свою душу, свое сердце и свой ум от греха, стать, что называется, самим собой. Актер же в течение всей своей жизни примеряет чужие личины. И такая деятельность абсолютно противоположна тому, что приписывает нам церковь. Но мы всегда с братьями были дружны, хотя я не скрывал своего отношения к их выбору.

— Я знаю, что вы и в советское время всей семьей отмечали Пасху. Анна Ахматова, дружная с вашей семьей и особенно матушкой, принимала участие в празднике?

— Наша мама пекла знатные куличи и изготавливала неповторимую творожную пасху. В доме всегда было много гостей. Анна Андреевна, пока были силы, ходила на крестный ход. А потом мы все вместе приходили к нам "разговляться". Сама Ахматова, разумеется, ничего не готовила к праздничному столу: кулинария и стряпня были не ее уделом. В 60-е годы у меня появился первый транзисторный приемник. И в пасхальную ночь мы все вместе на Ордынке слушали праздничное богослужение радиостанции Би-би-си из Лондона. Это было очень умилительно. До сих пор помню слезы на глазах Ахматовой…

— В представлении обывателя традиции Пасхи — это крашеные яйца да куличи. А есть ли обычаи, связанные с Пасхой, которые несправедливо утрачены?

— Пасху недаром называют праздником праздников, торжеством из торжеств. Ведь для православной церкви в отличие от католической и протестантской это самый главный праздник в году. Полностью утрачен сегодня в России обычай навещать в пасхальные дни узников. Раньше всех заключенных в эти дни кормили и щедро угощали. Эта традиция утрачена по двум причинам. С одной стороны, на государственном уровне: попробуй сегодня проникнуть в СИЗО или тюрьму. А с другой — за 70 лет советской власти людей туда и самих не тянет. Забыли о "милости к падшим", как писал Пушкин, и сочувствии. С христианской точки зрения, преступники — глубоко несчастные люди. Боюсь, что при общей аморальности, ожесточенности навряд ли мы вернем эту традицию.

— Отец Михаил, праздник Пасхи светлый и радостный. Я знаю, что у вас коллекция анекдотов. А к этому празднику найдется?

— А как же!

АНЕКДОТ ОТ ОТЦА МИХАИЛА
Причем подлинный, восемнадцатого века. На Страстной неделе (последняя перед Пасхой) некий проповедник оговорился и сказал, что Иуда продал Христа не за 30 сребреников, а за 40… Стоящий купец наклонился к своему приятелю и промолвил: "Это, стало быть, по нынешнему курсу…"


— А не богохульство ли это — подшучивать над верой и всем, что связано с Богом?
— Одни из самых известных русских архиереев отличались остроумием и находчивостью. Примеров в истории много. Приведу лишь знаменитого митрополита Московского Платона. Одну из своих проповедей он произнес в Петропавловском соборе в присутствии Екатерины II по случаю победы российского флота над турецким. Проповедник вдруг подошел к гробнице Петра I и воззвал: "Восстань теперь, великий Монарх, восстань и насладись плодами трудов своих…" Присутствующий при этом граф К.Гр.Разумовский, украинец, потихоньку сказал кому-то из придворных: "Чего вин его кличе? Як встане, то всем достанется".
— Раньше яйца красили исключительно луковой шелухой, сегодня продают всевозможные наклейки вплоть до изображений святых. С модным яйцом и к Богу ближе?
— По преданию, Мария Магдалина пришла к императору Тиверию и преподнесла ему крашеное яйцо со словами: "Христос воскрес!" С тех пор оно стало символом Воскресения Христова. На Пасху можно расписать яйца и краской, украсить наклейками, но только желательно они должны быть без изображений святых. Ведь яйцо съедается, а потом скорлупа выбрасывается.
Кстати, когда я был в Америке, то заметил, что у них на пасхальных картинках (в том числе и на яйцах) цыплята и кролики. Меня это очень развеселило. Теперь мы шутим: "Что такое Пасха в США? Это когда цыпленок по секрету сообщил кролику, что Христос воскрес!"
— На Пасху принято биться яйцами. Есть ли какой-то церковный смысл в этом ритуале?
— Это народная традиция: Пасха — еще и праздник обильных угощений: в этот день заканчивается пост. Разбивание крашеных яиц — всего лишь развлечение, поэтому не стоит огорчаться, если яйцо оказалось недостаточно крепким.
— Есть ли еще какие-нибудь народные поверья, которые не имеют к Пасхе никакого отношения?
— Самое главное заблуждение (на грани богохульства) — посещать на Пасху кладбище. Несметными толпами народ, подобно язычникам, пирует и пьянствует "на гробах". Этот чудовищный обычай с точки зрения церкви утвердился в 60-е годы, когда власти запретили священникам ходить на кладбища и совершать там панихиды.
Но церковь не совершает поминовения усопших на Пасху — это праздник Воскресения Христова. Это делается только на Радоницу, которая будет в этом году 2 мая.
— А как тогда церковь относится к русскому обычаю помянуть покойника, выпить рюмочку и пожелать, чтобы земля была пухом?
— Это дикость — оставлять мертвому бутерброды и наливать водку, я бы даже сказал, это оскорбительно для усопшего. Ему нужна свеча и молитва. Хотите помянуть — делайте это дома, как цивилизованные люди. Вороны и крысы настолько умные животные, что каждый год даже ожидают Пасху, дежурят на могилах. Кстати, крысы любят выпить, да что там говорить — склонны к алкоголизму. Мой диакон сам был свидетелем, как крыса попивала водку из полной рюмки на могиле, жмурилась от солнышка, закусывала куличом и продолжала прикладываться к рюмочке. Хорошо бы было снять подобную сценку и показывать по телевизору перед Пасхой, чтобы отучить людей от глупостей.
— Раз уж заговорили о покойниках… Я знаю, что вы собрали целую коллекцию курьезных поминальных записок.
— Прихожане нынче встречаются на редкость творческие. Особенно запомнилось письмо на тот свет: "За упокой Евгения. Царство тебе небесное… Низкий тебе поклон. Придет мой час — приходи за мной. Твоя Тамара". Бывает, люди настолько далеки от церкви, что не понимают смысл слов, которые употребляют. Так, вместо "новопреставленная (недавно умершая) раба такая-то" прихожанка написала: "ногу приставленную". И смех и грех.
— А с вами пасхальные "приключения" случались?
— Служил я в сельской кладбищенской церкви в Егорьевском районе. Как-то на Пасху ко мне в дом буквально ломились посетители кладбища, которые после обильных возлияний непременно хотели поболтать с попом. Причем едва одна толпа уходила, тут же ломилась другая. Я попросил своих помощников закрыть дверь снаружи и повесить амбарный замок, чтобы все думали, что меня нет дома.
— Есть поверье, что умершие на Пасху сразу попадают в рай?
— Сразу никто в рай не попадает. О дне и часе смерти знает только Господь, но, действительно, считается, что умереть в большой церковный праздник, а уж особенно в Пасху, — милость Божия, надежда на прощение грехов. Полагаю, что отходить к праотцам под радостные пасхальные песнопения гораздо веселее.
— Многие верующие в этот день наблюдают, как играет солнце, как будто светило переливается всеми цветами радуги. Это — знак свыше или природное явление?
— Я сам наблюдал подобное раза три в жизни. В последний раз на Пятницкой улице, прямо за зданием метро, вокруг солнца были сверкающие круги. Никогда не встречал исследований этого явления, но полагаю, что природа сорадуется нам.
— Сразу после Пасхи в московских загсах наблюдается бум на браки. Все думают, что свадьбы на Красную горку самые удачливые.
— Все приметы и поверья придумывают темные люди. Красная горка — первое воскресенье пасхальной недели, когда разрешается совершать венчание. А счастливым или несчастливым будет брак не зависит от времени его заключения! А более всего от характера обоих супругов.
— С какими самыми нелепыми заблуждениями верующих вам приходилось сталкиваться?
— Мой друг служил на Кубани. В первую же неделю на станичном приходе он совершил множество "заочных отпеваний", т.е. когда гроб в церковь не приносят. И почти все покойники были мужчины. Документов о смерти там никаких не спрашивали, а батюшка отпевал себе и отпевал. Но вот однажды он по простоте душевной обратился к женщине, которая заказала "заочное отпевание": "А давно он у вас умер?" "Как умер? — удивилась та. — Он живой. Ничего ему, подлецу, не делается!" И тут выяснилось, что в тех местах существовало суеверие: если заочно отпеть неверного мужа, он непременно вернется в семью. Словом, батюшка, сам того не ведая, за несколько недель отпел всех распутных мужиков округи.
— На пасхальной службе можно наблюдать, что за ночь священники много раз меняют облачения. Прямо как в театре...
— Это старинный обычай. Кстати, московские священники переодеваются аж 8 раз за ночь, чаще, чем во всех других епархиях. Например, в Питере и Киеве ограничиваются 1—2 переоблачениями.
— Столичный выпендреж?
— Коренной москвич, покойный архиепископ Киприан (Зернов), в свое время объяснил мне, как это зародилось. В старое время, если умирал состоятельный человек или кто-то из его близких родственников, покупался большой кусок драгоценной парчи, которой покрывался гроб, пока он стоял в церкви. Затем гроб уносили, а парча оставалась в храме, и из нее за счет родственников умершего шили два облачения — для священника и для диакона. А когда приближалась Пасха, многие именитые прихожане обращались к настоятелю с одной и той же просьбой: "На Пасху послужите в наших облачениях…" Чтобы не обидеть никого из благоукрасителей храма, хитроумные московские попы и ввели обычай переоблачаться в Святую ночь множество раз…
— В советское время первые лица государства за три версты обходили церкви. А теперь дурным тоном стало не отстоять службу…
— Я считаю, что показывать наших чиновников, которые, как правило, в мирской жизни не отличаются праведностью, с зажженными свечками — это антирелигиозная пропаганда. Я не так давно перечитывал Гоголя и нашел к этому явлению прекрасную иллюстрацию. Такая показуха напоминает описание Николаем Васильевичем 17-летней красавицы, которую "недавно настиг ужасный разврат. …Эта улыбка была исполнена какой-то жалкой наглости: она была странна и так же шла к ее лицу, как идет выражение набожности роже взяточника…" Увы! Именно такими картинками нас угощает экран, когда чиновники присутствуют на богослужении.
— Но они ведь тоже постились в думских и кремлевской столовых, разве праздника не заслужили?
— Думаю, что кое-кому из этих людей уже никакой пост не поможет.
— Возможно, большинство чиновников и не лучший пример добропорядочного христианина. Однако и сами батюшки грешат сребролюбием. Уверяют верующих, что не в доме на Рублевке счастье и не в "сатанинских" "Мерседесах". А сами-то живут с комфортом…
— Как верно подметил Лесков: священнику необходимо "купить себе хибару и возрастить тыкву, тогда спокойнее можно о строении дела Божия думать". Священник должен иметь квартиру или дом, может иметь автомобиль, но он не должен жить с вызывающей роскошью: ездить на дорогой машине и занимать хоромы. Иначе тем самым он вводит прихожан в соблазн. А Евангелие нам говорит: "Горе тому, через кого соблазн приходит…" А впрочем, как говорила моя старая псаломщица: "Что нам попов судить? На то черти есть!"
— Приходится слышать: мол, я хоть и в церковь не хожу, но у меня есть Бог в душе. Можно ли быть верующим и не ходить в храм?
— Как писал священномученик Киприан Карфагенский: "Кому церковь не мать, тому Бог не отец!" Мало ли кто у кого в душе? Если человек так говорит, значит, находится в духовном заблуждении. У человека грешного, живущего в мирской жизни, Бог никак в душу не заглянет, это лишь самообман.
— Существуют ли противоречия между наукой и религией?
— Наука и религия существуют параллельно. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов говорил: "Назовите мне ту науку, которую должен изучить образованный, верующий человек, чтобы потерять веру в Бога!" Ему же принадлежит замечательная метафора: "Выдвигать в качестве аргумента против существования Бога то, что его не видели космонавты, то же самое, как если бы некто бегал бы с ложкой по берегу океана, черпал бы из него воду и кричал: "Видите! Китов в океане нет!"
— Отец Михаил, с наступающим вас праздником! Посоветуйте нашим читателям, каким концом лучше разбивать яйца: тупым или острым?
— Эту проблему исследовал Джонатан Свифт в своем знаменитом сочинении "Приключениях Гулливера", и исход войны между тупоконечниками и остроконечниками уже известен. Всех любопытствующих отсылаю к этой книге.

СПРАВКА "МК"
Михаил Викторович Ардов родился в 1937 году в Москве. В 1960-м окончил факультет журналистики МГУ. Был профессиональным литератором. В 1980 году принял священнический сан в Ярославской епархии, впоследствии служил в Подмосковье. Летом 1993 года перешел в Русскую зарубежную православную церковь. В настоящее время о. Михаил Ардов настоятель первого в России храма во имя Царя Мученика Николая II, что на Головинском кладбище в Москве.

"Московский комсомолец",

22 апреля 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования