Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЗЕРКАЛО": Ислам все больше овладевает умами рядовых азербайджанцев. Россия просчитались, недооценив религиозного фактора в Азербайджане


После провозглашения независимости Азербайджан столкнулся с большим количеством проблем, и если кто-то думает, что идеологическая основа для строительства и укрепления государственности, необходимая любой молодой стране, мелькает где-то на заднем плане, то, по крайней мере, заблуждается, если жестоко не ошибается.

Известно, что изначально тюркизм, особенно во времена правления Народного фронта, был не столько выбранной идеологией, сколько своего рода прикрытием для насаждения в стране западных ценностей. Но, увы, все это осталось на уровне лозунгов, впрочем, к этому мы еще вернемся.

"Исламский фактор" пришел не вчера и не сегодня. В той или иной форме он всегда влиял на ситуацию в республике. Но в новейшей истории он дал о себе знать во всю мощь после событий 20 января 1990 года, когда советские войска устроили в Баку кровавую бойню. После полного краха тогдашнего руководителя Азербайджана Абдуррахмана Везирова, широкомасштабной атаки на народное движение, демонстративных похорон многочисленных жертв январской трагедии религиозные организации показали, что в условиях политического хаоса могут взять на себя управление обществом.

Для многих людей, привыкших к жесткому регулированию со стороны государства, то есть к пресловутой "железной руке", это стало настоящим откровением. Ислам же все решительнее вторгался в политику. Более того, глава Духовного управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде стал неформальным народным лидером. Правда, его исламско-политический олимп пошатнулся очень быстро: духовного лидера хватило только на несколько дней. Сложно сказать, сам ли он предпочел роль "свадебного генерала" при дворцовых мероприятиях или ему не хватило воли, необходимой для лидера любого масштаба и ранга. А может, эти два фактора связаны между собой?

Но как бы то ни было, Аллахшукюр Пашазаде ушел в тень, правда, заставив при этом своей недолгой политической активностью любые политические власти чаще оглядываться на исламский фактор. И Аяз Муталибов, пришедший на смену Везирову, начал рассматривать некоторые организационные структуры ислама, находившиеся пока в зачаточном состоянии, в качестве своеобразной политической базы для укрепления политической власти и ее авторитета. Но первый президент действовал осторожно, поэтому в период его правления в Азербайджане так и не были созданы мощные независимые исламские организации, а те, что плясали под дудку президента, являлись не более чем пародией на ислам.

В качестве примера можно привести организацию "Гардашлыг" под руководством одиозной фигуры Ага Ахундова. Эта структура не была чисто религиозной, но ратовала за усиление роли ислама в общественно-политической жизни страны и параллельно укрепляла власть Муталибова.

Или другой пример. Во время избирательной кампании и памятной однодневной реставрации президентства после отречения Муталибова от своего поста организация "Товба" осуществляла свою деятельность как типичное духовное движение, направленное на искоренение наркомании и алкоголизма среди молодежи путем ее приобщения к вере. Однако очень скоро лидер организации, трагикомическая личность гаджи Абдул, сделал политическую карьеру и на некоторое время оказался в центре интриг, связанных с борьбой за власть. Потом для него наступило забвение.

Опытный политик Гейдар Алиев пришел к власти в тот период, когда Азербайджан, сделав отчаянную попытку вырваться из-под опеки России, понес катастрофические потери в войне с Арменией. Запад и Турция практически самоустранились, и Россия получила возможность свалить неугодный ей политический режим в Азербайджане. Однако привести к власти своего ставленника и надолго привязать Азербайджан к России Москве не удалось.

Власть Г.Алиева не вызывала у Москвы положительных эмоций. Его режим пытались низвергнуть, организуя путчи, заговоры, сепаратистские движения и покушения, однако политический опыт позволил президенту не только сохранить власть, но и укрепить ее таким образом, что сегодня практически можно говорить о переходе от авторитаризма к абсолютизму, к былой патриархальности.

Вступив в СНГ, Азербайджан, хотя и не смог решить своего территориального спора с Арменией, все же заручился определенной поддержкой Москвы в вопросе легитимизации новой власти Баку. Подписание нефтяного контракта с западными компаниями способствовало окончательному укреплению власти Г.Алиева и одновременно укреплению в Азербайджане интересов Запада. Но Азербайджан так и не смог с помощью нефтяных контрактов и СНГ вернуть Карабах под свою юрисдикцию.

Надежды азербайджанских демократов так и остались надеждами, а "Дядя Сэм" не изменил своим нефтяным интересам. Объявив западные ценности своим приоритетом, Азербайджан так и не смог избавиться от коррупции и тоталитарного правления и образа мышления. Американцы "справедливо" рассудили, что демократия хороша только для них; это сугубо их прерогатива. А что же среднестатистический азербайджанец? Для него сойдет и ближневосточная модель "демократии". Да и сами американцы быстро осваивали у нас азы местной "демократии". Бывший посол США в Азербайджане, ныне успешный коммерсант Эскудеро - яркий тому пример.

Более того, фактически присвоив природные ресурсы Азербайджана, Запад, тем не менее, открыто защищает интересы Армении. Надо сказать, что это не только результат активной деятельности "всемогущего" армянского лобби и нашего бессилия перед ним. Здесь не обошлось и без элементов антиисламского мышления западных идеологов.

Последние же парламентские выборы в Азербайджане привели к полному разоблачению политики двойных стандартов Запада в отношении нашей республики.

Теперь стало ясно, что представляет собой внешнеполитический курс Дж.Буша: очередной "крестовый поход", явное неуважение к представителям исламского мира, представление их в роли "злодеев и террористов" и тому подобное. Это неминуемо должно было привести к эффекту бумеранга. И привело.

Потеряв всякие надежды на Запад и давно уже на "северного соседа", немалая часть азербайджанской общественности вспомнила слова лидера исламской революции в Иране Хомейни: "Ни Запад, ни Восток, только ислам!".

Причем в последние годы интеллектуальный уровень азербайджанских исламистов заметно возрос. Полуграмотных мулл в грязных одеждах, так называемых "прихлебателей смерти", постепенно заменяют молодые религиозные деятели и философы, получившие образование в зарубежных странах. Да и проповеди их отличаются от тех "страшных сказок", которыми постоянно пугает верующих старое поколение мулл.

Новые исламские философы доказывают, что ислам не является религией мертвецов; это живой мир с людьми, которым ничто человеческое не чуждо. Это - образ жизни современного человека, наука, философия, медицина, культура и т.д. При этом отличительной чертой новых духовных лидеров являются патриотизм, верность канонам истинного ислама, глубокие знания основ мироздания и текущих на планете процессов. Какие же они, "черносотенцы", "небритые злодеи" или "террористы"? Нет, они работают на благо страны, будучи истинными патриотами родины.

Стоит обратить внимание еще на один немаловажный нюанс. Если несколько лет назад мечети пустовали, а про ислам мы вспоминали только на траурных мероприятиях, то сегодня ситуация в корне изменилась. Для немалой части азербайджанской общественности ислам стал нормой жизни. Вообще нас всегда отличала миролюбивость, а ведь ислам - это религия, которая выступает против всякого рода насилия. Поэтому он находит здесь для себя благодатную почву. Особенно, когда общественность страны разочаровывается в либеральных, социалистических, национальных идеях.

Ясно, что некоторым силам как внутри страны, так и за ее пределами такая перспектива не по душе. Вот поэтому они и пытаются вывести азербайджанских исламистов из состояния равновесия и гармонии с внешним миром. Уже раздаются голоса, что, мол, в Азербайджане исламисты готовят госпереворот. Такую глупость даже не хочется комментировать, но, тем не менее, заметим, что для исламской революции необходим широкий электорат. В Иране с людьми проблем не было, а у нас?

Впрочем, достаточно побывать на улицах Баку и наглядно убедиться в том, что никакой исламской революцией здесь не пахнет. Да и сами исламисты, во всяком случае, из числа современных, вовсе не враждебно настроены к проявлениям иного образа жизни. В религии нет места насильственному насаждению своих принципов. Так считает нынешняя исламская элита Азербайджана. К тому же у нее пока нет ярко выраженного единого лидера, который смог бы объединить различные исламистские группы под одним знаменем.

Правда, в Азербайджане есть молодые, харизматические и весьма перспективные религиозные деятели, против которых невозможно вести политику, подобную политике, проводимой в 1937 году.

Сегодня и среди демократов немало исламистов. Они входят в различные оппозиционные блоки. Сегодня практически нет ни одной организации, в руководстве которой не был бы представлен исламист.

Словом, "Дядя Сэм" и "Русский медведь" просчитались. Общественность Азербайджана отвернулась от обоих. И хотя ислам в Азербайджане пока не стал направляющей политической силой, для миллионов граждан он стал образом жизни. Из этого следует, что в ближайшей перспективе те политики, которые будут относиться к канонам ислама неуважительно, рискуют потерять доверие и симпатии избирателей. Но это уже тема для другого разговора...

А.  Рашидоглу
15 апреля 2006
"Зеркало" (Баку)
Опубликовано на сайте "Благовест-Инфо"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования