Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"KUWAIT TIMES": Христиане Святой земли в эпицентре конфликта


Вифлеем. 76-летний православный греческий монах избит местными жителями, выращенные им оливковые деревья вырваны с корнем, а  стены маленького монастыря на Западном берегу Иордана измалеваны оскорбительными для монахов граффити. В 2006 году земля, где родился Иисус, стала не самым удобным местом для христиан. Число христиан на Святой Земле, прежде всего, на палестинских территориях, неуклонно сокращается, по мере того как многие из них уезжают в поисках лучшей жизни. Христиане становятся меньшинством среди мусульман и евреев. Традиционно торговое сословие, зависящее от развития туризма, христиане находятся в состоянии затяжного экономического упадка, начавшегося с интифады 2000 года и начала строительства стены, которой израильтяне отгородились от Вифлеема, хотя израильтяне и утверждают, что стена создается исключительно для защиты от бомбистов-самоубийц. Палестинцы же рассматривают строительство стены как захват их земель.

"Христиане страдают как от исламских экстремистов, так и израильских служб безопасности", - говорит каноник Эндрю Уайт, бывший представитель по Ближнему Востоку главы Англиканской Церкви архиепископа Кентерберийского.

Хотя случаи наподобие того, что призошел с престарелым монахом, скорее, исключение, нежели правило, положение христиан на Западном берегу и в секторе Газа стало за последние 10 лет более безнадежным. Оказавшись в эпицентре конфликта, церкви, конечно, стараются помогать своим приходам, но делают это крайне осторожно, не раздражая власти палестинской автономии. Иначе они просто могут быть обвинены в поддержке Израиля. "Мир должен открыть глаза на реальность этого региона, руководствуясь не только политическими соображениями и выступая за ту или другую сторону конфликта. Необходимо понять, что христиане оказались здесь зажатыми между двумя конфликтующими сторонами", - cказал преподобный Уайт в интервью агентству "Рейтер".

В эпоху зарождения ислама в VII веке христиане были на Святой земле большинством. Вплоть до прошлого столетия они составляли 20% местного населения. Миграция христиан, принадлежавших к хорошо образованному среднему классу, началась во времена арабо-израильских войн и активизировалась в последние два десятилетия, параллельно с ростом насилия на этих землях. Сейчас христиан на палестинских землях около  50 000 (полтора процента населения) и еще около 100 000 в Израиле (около двух процентов населения этой страны).

Христиане также страдают от израильской оккупации. Некоторые из них занимают посты в палестинском руководстве, являются членами вооруженных формирований. Многим присуще сильное чувство палестинского национализма. Коррупция и беззаконие, царящее на палестинских землях последние два десятилетия, затронули христиан в большой степени, ибо в силу своей малочисленности христиане не могут эффективно отстаивать свои права. Так, убедившись в полном нежелании палестинской администрации что-либо конкретно делать и разочаровавшись молчанием церковных властей, группа христиан из Вифлеема написала жалобу на захват их земель мусульманами, а также нападение и осквернение со стороны последних церковного имущества. Это письмо было направлено все же церковным властям, поскольку на власти нет никакой надежды.

Сегодня христиане сталкиваются с особо сложной ситуацией, вызванной ростом влиияния пришедшей к власти группировки ХАМАС. Хартия этой организации призывает, как известно, к созданию скорее шариатского, нежели секулярного государства. Эта цель, провозглашаемая ХАМАС, заставляет многих христиан серьезно подумывать об эмиграции. Хотя с момента прихода к власти официальные лица ХАМАС дают понять, что они прислушаются к просьбам христиан, тем самым зароняя в души последних капли надежды на лучшую жизнь при фундаменталистском исламском режиме.

Точных данных по эмиграции христиан нет. Предполагают, что ежегодно родные земли оставляет приблизительно 1000 последователей этого исповедания. "Если так и дальше будет продолжаться, то храм Гроба Господня и вифлеемская базилика Рождества превратятся в пустые и холодные музеи", - полагает Самир Кумейш, палестинский предприниматель-христианин.

Многие эксперты-христиане относительно ситуации на Ближнем Востоке полагают, что будет расти напряженность между христианами и их соседями-мусульманами, которые рассматривают христиан как часть западного мира и, значит, ответственных за конфликт в Ираке и других точках этого региона. Это же подтверждает и каноник Уайт: "Даже если число христиан на Ближнем Востоке будет расти, также будет расти и отношение к ним как представителям  враждебной цивилизации, что сделает местных христиан хорошей мишенью для насилия".

Кроме вышеописанного случая избиения греческого монаха имели место и другие подобные инциденты. Например, в Рамалле два раза поджигали приходскую школу, а в центр изучения Библии поступали угрозы вообще стереть его с лица земли. "Время от времени молодежь из нашего прихода подвергается нападениям мусульман",- сказал корреспонденту "Рейтер" один католический священник.  В прошлом году христиано-мусульманские столкновения имели место в двух палестинских городах, а в одной из галилейских деревень произошел конфликт между друзами и арабами-христианами. Причем в последнем случае роль искры, разжегшей конфликт, играла не религия, а попытка вступиться за честь женщин, принадлежащей к одному из кланов (напомним, что в прошлом году этот конфликт имел место из-за того, что друзы обвинили молодых людей-христиан в том, что последние разместили фото девушек из друзского клана в Интернете в обнаженном виде. - "Портал-Credo.Ru"). Это еще раз показало всю трудность проживания христиан в обществе, где все решает клановая принадлежность.

Любые конфликты на теологической или исторической почве только продолжают дальше снижать влияние христиан. "В глазах мусульман мы христиане, а в глазах израильтян -арабы. В результате наши позиции слабы по обеим этим направлениям", -  заявил некто, пожелавший остаться анонимным. Что же касается избитого старика-монаха, живущего в монастыре в сослужении с двумя монахинями, то насилие по отношению к ним творится уже десятилетие. "Однажды, когда я занимался моими оливами, ко мне подошли и жестоко избили. Эти люди порвали на мне одежду и были готовы меня убить. Затем они расставили вокруг меня проволочную сетку и говорили: "Давайте запустим внутрь свинью и потом убьем ее вместе с монахом. Свиньям не место на этой земле", - рассказывает монах. А после того, как на стенах монастыря были намалеваны оскорбительные для монахинь граффити, Греческая Православная Церковь тут же заявила, что это никак не связано с межсоседским конфликтом из-за земли, хотя анонимный источник в Церкви заявил, что церковные власти из-за банального страха стараются не слишком громко выступать за свои права. Споры о земле - это один из главных источников напряженности в Вифлееме. В блокированном Израилем городе крайне мало свободных земель, а мусульманские семьи растут куда быстрее христианских. Христиане жалуются, что их обращения в палестинский суд, как правило, натыкаются на глухую реакцию судей, ибо в конфликт оказываются вовлечены крупные землевладельцы-мусульмане. "Это не христиано-мусульманский конфликт. Исторически мы всегда жили в мире, - говорит бизнесмен Кумейш. - Просто на христиан активно давят потому, что почувствовали, что они сегодня - слабое звено".

13 апреля 2006 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования