Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ": Сводима ли Пасха к зайцам и яйцам? Если кто-то не знает, как католики празднуют Воскресение Христово - спросите у веб-портала "Интерфакс-религия"


Помнится, в одном из анекдотов школьные учителя опасались задавать вопросы ученику Вовочке, поскольку у него все ответы сводились к одному...
Так вот, если кто-то не знает, как католики празднуют Воскресение Христово - спросите у веб-портала "Интерфакс-религия". Ответ у него уже готов: статья статья "Христиане Запада встречают Пасху" размещена на самом видном месте по адресу www.interfax-religion.ru. К сожалению, как и в случае с Вовочкой, ответ на поставленный вопрос сводится в основном к одному. Вернее - к двум: к зайцам и яйцам.

Вот, собственно, текст:

http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=183

Христиане Запада встречают Пасху

Москва. 14 апреля. ИНТЕРФАКС - Вслед за иудеями Пасху начинают отмечать католики и протестанты. По своей торжественности этот праздник уступает лишь Рождеству. Отличительными атрибутами торжеств являются пасхальные кролики и крашеные яйца, которые с некоторых пор могут быть шоколадными с сюрпризом внутри.

Традиция обмениваться крашеными яйцами и поздравлять друг друга с праздником Пасхи основана на церковном предании, повествующем о том, что святая равноапостольная Мария Магдалина начала свою проповедь в Риме, преподнеся императору Тиберию яйцо и сказав при этом "Христос воскрес!" Окрашенное в красный цвет яйцо символизирует начало новой жизни, омытой от грехов кровью Спасителя.
Кроме общего для всех христиан обычая, у каждого европейского народа существуют свои оригинальные традиции.

Итальянцы, к примеру, славятся пасхальными пирогами и другими вкусностями, выпекаемыми по особым семейным рецептам. Кулинарные секреты передаются из поколения в поколение и считаются фамильной гордостью.

В Чехии детям дарят пряники в виде барашка, а взрослое население прочно поселяется в различных ресторанах и погребках, где дегустирует гуляш с пивом. Молодые люди, напротив, выходят на улицу и стараются подстегнуть зазевавшуюся красотку специальными вербовыми прутиками - помлазками. Считается, что это весьма полезно для женской красоты и здоровья. Девушки могут избежать настойчивой "заботы" самозваных врачей одарив их сувенирами. Наиболее же шустрые попросту обливают парней водой и убегают. Однако если такая девушка будет поймана, то весь год будет отличаться отменным здоровьем и считаться первой красавицей.

Истинные же ценители "водных процедур" живут в Польше. На следующий день после спокойного пасхального застолья в кругу семьи поляки выходят на улицу и с завидным старанием начинают обливать друг друга водой. Остаться сухим в "мокрый понедельник" считается плохой приметой.

Британцы пасхальное время посвящают детям. Двухнедельные каникулы и куча сладостей от родителей и знакомых - вот общая картина простого детского счастья, которая дополняется различными праздничными соревнованиями. Обычно участники состязаний ищут пасхальные яйца, спрятанные по всему дому. Наиболее удачливый получает приз.

Как вы видите, текст живой и познавательный. Ярко написано про крашеные яйца, шоколадных зайцев, мокрых девиц. Но вопросы по поводу того, как "христиане Запада встречают Пасху", все-таки остаются. Например, посещают ли они в этом время храмы (об этом - ни слова)? Постятся ли, исповедуются ли, готовятся ли духовно? В каких богослужениях участвуют в период Пасхального триденствия (вряд ли это известно широкой аудитории "Интерфакса")?

Да, согласен, агентство информационное, а не религиоведческое, ему не до богословско-конфессиональных подробностей. Но хотя бы элементарных фактических ошибок можно было бы избежать? Факты можно было бы проверить?

Первая фраза текста: "Вслед за иудеями Пасху начинают отмечать католики и протестанты". Но ведь и некоторые православные будут праздновать Воскресение Христово вместе с католиками и протестантами - например, Православная Церковь Финляндии. И наоборот, некоторые католики латинского обряда - в Греции, например, - будут праздновать Пасху в один день с православными. Вот тут бы и сказать аудитории о том, что дату празднования Пасхи определяет не принадлежность к конфессии, а следование календарю и определенной традиции. Но об этом - ни слова.

Следующая фраза: "По своей торжественности этот праздник уступает лишь Рождеству". Где уступает? На прилавках сувенирных лавок? В чем уступает? В количестве блюд на столе? Чем вообще автор измеряет "торжественность" праздника? Спросите у любого вменяемого католика хоть в Ирландии, хоть на Филиппинах, и ответят вам, что именно Пасха - торжество торжеств. Это - общее место, многократно тиражированное, повторенное, даже затертое. Глупо спрашивать об источниках информации, читая необязательное эссе, однако именно по поводу того, что у католиков Рождество торжественнее Пасхи, очень хотелось бы спросить у автора: "Откуда Вы это взяли?"

Читаем дальше: "Отличительными атрибутами торжеств являются пасхальные кролики и крашеные яйца". А Крестный Путь? А всенощное бдение? А процессия Воскресения?
Я бы не задавал этих глупых вопросов, если бы у столь возбуждающего текста был иной заголовок. Например, такой: "О застольях, подарках и народных гуляниях в некоторых странах Запада в пасхальное время". Но статья-то называется по другому, она претендует на более высокий уровень обобщения, и поэтому, с моей точки зрения, только закрепляет в общественном сознании стереотипы по поводу католиков - вместо того, чтобы их разрушать. Представьте себе, что эту статью перепечатает "Урюпинский вестник". Урюпинцы ведь, в глаза живого католика не видевшие, могут так и подумать: ага, вот что такое католическая Пасха - это шоколадные зайцы да крашеные яйца...
Если автора статьи действительно интересовала заявленная им тема, то почему бы не спросить о католической Пасхе представителя Ватикана в РФ архиепископа Антонио Меннини, который примерно в то же время он давал интервью "Интерфаксу"? Ему задали вопросы и об "Основах православной культуры" в школе, и о священниках в армии, и о саммите религиозных лидеров в Москве, и даже об упреках Конгресса США в несоблюдении в России религиозных свобод. А вот про то, как "христиане Запада встречают Пасху", его - западного христианина, верующего католика и влиятельного иерарха - так и не спросили. Я уверен, что он бы ответил столь же доброжелательно и подробно, как и на все остальные вопросы.

...Интересно, смогут ли авторы портала сохранить стиль "зайцы-яйца" до следующей недели, до Пасхи, которую они, вероятнее всего, назовут "православной"? Время еще есть, и я очень надеюсь, что кто-нибудь из православных коллег успеет растолковать веб-порталу "Интерфакс-Религии" суть торжества торжеств.

А потом мы вместе и долго будем радоваться не только Светлому Христову Воскресению, но и неуклонному росту профессионализма авторов одном из самых посещаемых Интернет-ресурсов.

Виктор Хруль,

главный редактор


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования