Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

ПРЕСС-АРХИВ: Таинство Крещения. Молитва родителей о детях, умерших некрещеными ("ЖМП", 1983 г.)


Таинством Святого Крещения человек вступает в Церковь Божию и сочетавается со Христом.

Святая Церковь непрестанно возносит свои молитвы за всех членов Тела Христова: за живых и усопших. Молитва содействует общению между человеком и Богом, Церковью земной и Церковью Небесной.

Если умирает крещеный человек, Церковь молится о упокоении души его, совершая чин погребения усопших (в просторечии - отпевание). При погребении священник читает особую разрешительную молитву, в которой властью, данной ему в Таинстве Священства, просит Бога простить все грехи умершему христианину.

Если умирает человек, не пожелавший при жизни принять Святое Крещение, то отпевание такого человека не совершается. Это нельзя считать какой-то жестокостью, ибо Церковь зиждется на любви к Богу и людям. Церковь не может насильно привлечь к себе: это противоречит учению Божию. Сам Господь, будучи всемогущ, не насилует воли человека, а ждет его свободного произволения в обращении к Нему. Только при гармоничном сочетании воли Божией с волей человеческой происходит спасение души человека.

Власть священника и сила его молитвы велики в Церкви (Мф. 16, 19-20), но не беспредельны. Священник не имеет никакого права, ни сил вторгаться в область, которая всецело принадлежит уже всеведению Божию. И если умерший человек не пожелал сам при жизни вступить в живое общение с Богом, то и после его смерти Святая Церковь не дерзает сделать это насильно. Посмертную участь умершего следует предоставить милосердию Божию. Господь - праведный и нелицеприятный Судия - будет судить каждого по его жизни. И единственная надежда на спасение умершему некрещеным - это если он вел чистый, нравственный образ жизни, был достоин высокого звания человека.

Иначе обстоит дело с младенцами и детьми, умершими некрещеными. С одной стороны, они умерли непросвещенными Святым Таинством Крещения, а Господь сказал, что только через крещение даруется спасение человеку (Мк. 16, 16). С другой - умерли, не имея личных грехов, а посему и не подлежат какому-либо наказанию или осуждению. Исходя из этих положений, умерших некрещеных младенцев нельзя сравнивать ни с людьми, достигшими святости, ни с окончившими жизнь в беззакониях. В синаксаре (чтении на утрени) субботы мясопустной читаем: Ведати (же) подобает, яко непросвещеннии младенцы ниже в пищу (райскую. - В. Р.), ниже в геенну пойдут. Святой Григорий Нисский, рассуждая о младенцах, преждевременно умерших, говорит: "Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что окончивший так жизнь несчастлив или что он равен очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелию, потому что Бог, по благому Своему Промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить во зле..." (1). Это высказывание святого отца выражает учение Церкви о том, что всеблагой Промысл Божий видит наперед жизнь человека. И порой потому Господь посылает смерть младенцу, когда видит, что из него может вырасти человек, приносящий зло себе и окружающим.

Святитель Димитрий Ростовский, говоря о детях, погибших во время всемирного потопа и в день истребления огнем городов Содома и Гоморры, также упоминает о Всеблагом Промысле Божием: "Господь, милосердствуя убо о неповинных младенцах, пресече им временную жизнь временною казнью, души же их соблюде свободны от вечных мук, в ниже отцы их впадоша" (2) .

Святой Григорий Богослов в слове о Крещении также говорит о загробной участи некрещеных младенцев: "Не сподобившиеся Святого Крещения младенцы не будут у Праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя, они не запечатлены Святым Крещением, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда, ибо не всякий недостойный чести достоин уже и наказания" (3).

У апостола Павла есть высказывание, что дети, у которых отец - христианин, а мать некрещеная (или наоборот) - святы суть (1 Кор. 7, 14).

Епископ Феофан Затворник давал следующий ответ обращавшимся к нему с вопросом об участи некрещеных младенцев: "Дети все - ангелы Божий суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надобно предоставить Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна" (4).

Особенно большое значение имеет для умершего младенца, если его мать во время беременности постоянно молилась, читала слово Божие и часто приступала к Таинству Святого Причащения.

Разумеется, не может быть совершаемо поминовение за литургией младенцев, умерших некрещеными. Некрещеный человек - не член Церкви. И если Церковь не позволяет даже и присутствовать некрещеным при совершении главной части литургии, называемой литургией верных, то невозможно и поминовение их за Евхаристией.

На вопрос, как же все-таки молиться об умерших некрещеными младенцах, один из палестинских святителей - Стефан, архиепископ Вифлеемский, дает такой ответ: "Не следует отвергать младенцев, кои родились мертвыми и не успели быть окрещены: они не виноваты, что не получили Крещения, а у Отца Небесного обители многи суть, в числе которых есть, конечно, и такие, в коих неродившиеся на свет младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных своих родителей, хотя сами по неисповедимым судьбам Божиим и не получили Крещения. Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие. Каждая мать, плачущая о своих чадах, может вопиять к Человеколюбцу Господу следующими словами: "Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего, Господи, не лиши их света Твоего Божественного" (5).

В Синодике митрополита Новгородского и Петербургского Григория (Постникова; † 1860) встречается такая молитва: "Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших раб Твоих - младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли Святого Таинства Крещения. Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию" (6).

При желании предлагаемые молитвы архиепископа Стефана и митрополита Григория можно объединить: "Помяни, Человеколюбче Господи, чадо, умершее во утробе моей. Окрести его Ты Сам, Господи, в море щедрот Твоих и не лиши света Твоего Божественного. За веру и слезы мои и ради милосердия Твоего спаси его неизреченною Твоею благодатию. Аминь".

Упоминаемое в этих молитвах выражение: "Окрести его Ты Сам, Господи, в море щедрот Твоих", конечно, не следует понимать в том смысле, что над умершим Господь совершит Таинство Крещения. Нет. "Море щедрот" - не что иное, как всецелое упование на милосердие Божие и Его Всеблагой Промысл.

ПРИМЕЧАНИЯ

1) П. С - в. Какая участь некрещеных младенцев и можно ли молиться за них. - Русский паломник, 1913, № 27.

2) Там же.

3) Тамже.

4) Там же.

5) Там же.

6) Там же.

Протоиерей Владимир РИГИН
"Журнал Московской Патриархии", №10, 1983 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования