Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.RU": Священники и правозащитники


Неожиданно бурной вышла дискуссия вокруг X Всемирного русского народного собора – выступлений на нем и итоговой декларации, в которой сказано, что есть вещи и поважней прав человека и что свобода без движения к добру – и не свобода вовсе.

От комментариев привычно ожидал я главным образом плевков и поношений в адрес Русской православной церкви – и вполне дождался: комментаторы в очередной раз поговорили и про КГБ, в котором-де служили те и еще вон те иерархи; вспомнили в очередной раз и историю с беспошлинными табаком и алкоголем, а вообще сводили дело к тому, что РПЦ пытается влезть в политику и то ли прислуживает властям в их стремлении задавить правозащитное движение, а то ли пользуется моментом, чтобы занять освободившуюся от правозащитников, гонимых властью, нишу.

(Тут меня так и подмывает, конечно, сказать, что попробовал бы кто из комментаторов так же бескомпромиссно и последовательно поругать раввинов Шаевича и Лазара или муфтия Таджуддина или какого-нибудь хамба-ламу – тут же получил бы обвинения в антисемитизме, разжигании национальной розни или фашизме; а православных иерарахов при любом удобном случае бранить ничего, можно.)

К удивлению моему, обнаружились и иные мнения, в пользу итоговой декларации собора и даже в защиту основного действующего лица его, митрополита Кирилла (Гундяева), о котором в светской прессе обычно доброго слова не прочтешь.

Желающие могут ознакомиться и с теми аргументами, и с другими – интернет полон; мне же хочется изъяснить одну частность, которая, как мне кажется, ускользнула из внимания комментаторов.

Речь как раз о том, что РПЦ будто пытается занять место правозащитников. И критики, и сочувствующие делают такой вывод из того, что Церковь в принципе заговорила о правах человека. Но надо для начала разобраться, что есть сфера деятельности правозащитника и что – священника. Я почти год работал в правозащитной организации и немного знаком с содержанием правозащитной деятельности; в то же время я причисляю себя к духовным чадам отца Иоанна – и отчасти могу судить, в чем состоит его служение.

Функции правозащитника сродни адвокатским. Правозащитник всегда работает с делом, то есть занимается уже сформировавшимся конфликтом человека и власти. Инструментами для правозащитника служат, во-первых, максимальная мелочность, а во-вторых, максимальная публичность. То есть ему для наилучшей защиты прав обиженного властью следует как можно подробнее разобраться в хитросплетениях дела и как можно громче заявить о допущенных властью ошибках и возведенной напраслине. Еще одно важно: правозащитнику следует непременно быть гибким: раз прикидываться формалистом и крючкотвором, а другой – призывать оказать снисхождение по самым что ни на есть человеческим причинам. И самое главное: правозащитник действует сам, он – герой в философском смысле этого слова.

Священник же прежде всего признается своей пастве, что он всего лишь орудие в руках Божиих – и первый из грешников. (Многого ли добился бы правозащитник, если б начинал каждое свое дело с признания во лжи, убийствах и прелюбодеянии?) И смысл его служения состоит в том, чтобы быть проводником Божьей воли. Дальше. Священнику совершенно не нужны подробности греха, совершенного его чадом, – нужны раскаяние, слезы грешника и искреннее, из глубины сердца желание его впредь не падать. А публичность тут и вовсе ни к чему: грешит человек пред Богом, а не перед обществом, и немало святых отцов поплатилось за нежелание или, точнее говоря, невозможность выдать тайну исповеди.

Так что, кажется мне, никуда Церковь не вторгается, а всего лишь напоминает, что, например, гомосексуализм, как и прелюбодеяние, – это не то, чем надо хвастаться, а то, в чем надо каяться; а убийство не становится менее убийством оттого, что его называют эвтаназией или абортом; а еще она обращается ко всем с удивительным для современной либеральной русской мысли предложением: считать одной из высших ценностей в своей частной жизни благополучие Отечества.

Кирилл Харатьян,
11 апреля 2006


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования