Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СТРАНА.RU": Евангелие Иуды. Послесловие. По мнению богословов, библейские каноны, утвержденные Вселенским Собором, являются исчерпывающими


 Крещение Руси в 988 году при святом равноапостольном великом князе Владимире было крупнейшим событием российской истории, тем не менее, устоявшееся восприятие общецерковных суждений гораздо древнее истории самой русской православной церкви. 1681 год назад на Первом Вселенском Соборе был определен "Символ веры", а затем на Трульском Соборе, состоявшемся в 692-м году, был утвержден официальный корпус библейских канонов. Прокомментировать историю Вселенских соборов Страна.Ru попросила представителей РПЦ и светских историков в связи с обнаружением "нового евангелия от Иуды".

Как рассказали корреспонденту Страны.Ru в пресс-центре Московской Патриархии "в 325 году на состоявшемся в Никеи Первом Вселенском соборе впервые собрались вместе представители всех поместных Церквей и обсудили вместе важнейшие церковные проблемы". Дело в том, что первые три века в жизни христианской церкви сопровождались гонениями сначала со стороны иудеев, а затем со стороны язычников. Начиная с IV века преследования христиан прекратились, но внутри самой церкви возникли ереси, для борьбы с которыми и созывались Вселенские Соборы. На самый Первый Собор, проходивший в Никеи (небольшой городок в Малой Азии, напротив Константинополя) собралось 318 епископов из Палестины, Египта, Фиваиды, Ливии, Месопотамии, Персии, Скифии, Понта, Гала-тии, Памфилии, Каппадокии, Фригии, Македонии, Испании. Именно на "Первом Вселенском Соборе был составлен "Символа веры", причем уже тогда проявилось два течения: одни считали, что надо как можно меньше вносить новых определений, другие полагали, что, наоборот, во избежание новых ересей и ложных толкований, необходимо точно определить учение церкви о сыне божьем".

Как известно, источник вероучения христианства - Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия), а также "Символ веры", решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Первый Вселенский Собор имел исключительное значение, так как он не только осудил лжеучение Александрийского пресвитера Ария, который "отвергал божественность второго Лица Святой Троицы - Сына Божиего", но и определил "догмат единосущия Бога Сына с Богом Отцом". Кроме того, Собор принял решение относительно отдельных церковных расколов, установил время празднования Пасхи, издал 20 дисциплинарных канонов и подтвердил старшинство за древними апостольскими кафедрами Рима, Антиохии, Александрии и Иерусалима.

По словам редактора пресс-службы Московской Патриархии Вадима Полонского "именно на Вселенские соборы выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера". Православная церковь признает правомочными 7 первых Вселенских соборов (IV-VIII веков). После разделения церквей, которое произошло в 1054 году, римские папы возобновили (с XII века) съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая именовать их Вселенскими соборами.

Вадим Полонский подчеркнул, что "новые археологические находки, подобные "Евангелию от Иуды" обогащают науку, но не меняют сознания". Само слово "евангелие" древнегреческое, и обозначает благую, то добрую весть. Кроме того, слово "евангелие" также обозначает само учение Иисуса Христа, проповедуемое им самим, а также рассказ апостолов об Иисусе Христе и его учении.

Евангелиями называются четыре книги, вошедшие в Новозаветный канон и, написанные Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Три первых Евангелия названы в богословии синоптическими, потому что согласно взглядам отцов церкви, эти книги сходно рассказывают о жизни и учении Иисуса Христа. Слово "синоптический" в переводе с греческого обозначает "вместе смотрящие".

Историческая и церковная науки не пришла к единому мнению о том, когда были написаны Евангелия. Богословие указывает свои даты написания Евангелий. Считается, что первоначально апостолы не записывали, а просто передавали слушавшим свои свидетельства о жизни Иисуса. Основывая христианские общины, они рассказывали о событиях жизни Иисуса Христа по памяти. Спустя некоторое время появилась необходимость записать всю его историю. Первые рукописные свидетельства появились примерно через 30 лет после смерти и воскресения.

Эти даты оспариваются исторической (материалистической) наукой, и даже отдельными религиозными группировками, существующими внутри христианства. Некоторые ученые считают, что самым ранним из Евангелий является Евангелие от Матфея, а другие уверены, что это - Евангелие от Марка, в котором нет рассказа о непорочном зачатии и чудесном рождении Иисуса. Третьи отдают пальму первенства Иоанну, так как, например, в ряде энциклопедических словарей сообщается о том, что был найден фрагмент Евангелия от Иоанна, написанный на папирусе и относящийся к первой трети II века. Остальные три Евангелия были написаны, вероятно, в конце I века. (Христианство. Словарь под редакцией. Л.Н. Митрохина. М.1994. С. 143. Христианство. Энциклопедический словарь под редакцией. С.С. Аверинцева. М. 1993. Т.1. С. 512-513).

По информации заместителя директора центра изучения религий Росийского государственного гуманитарного университета Людмилы Жуковой "канонизация Нового завета сложилась к концу II века. В 393, 392 и 419-м годах на Западе прошло три Поместных собора, на которых были приняты 27 книг Нового Завета, который, как известно, состоит из четырех Евангелий, Деяний апостолов, посланий и Апокалипсиса. В 692-м году состоялся 6-й Вселенский Трульский Собор, окончательно утвердивший библейский канон, который считался исчерпывающим, дальнейшее расширение его запрещалось. На современном этапе для православной церкви, которая, безусловно, признает решения Трульского Вселенского сбора, собрать единый Вселенский собор не возможно пока не будет объединена Западная и Восточная Церкви".

По мнению Русской Православной церкви появление нового евангелия от Иуды "вряд ли повлияет на религиозные убеждения большинства верующих и скептиков", а по мнению ученых, новое альтернативное Евангелие - интересный текст, но он никаким образом не опровергает содержания традиционного Нового Завета. "Рукопись ничего не сообщает нам об историческом Иисусе или историческом Иуде, - считает Бен Уитерингтон-третий (Ben Witherington III), специалист по толкованию Нового Завета из Духовной семинарии Эсбери (Asbury Theological Seminary) в Уилморе (Кентукки). - Она позволяет узнать много нового о группе, которую называли еретической в период ее существования".

Как указывается на сайте Национального географического общества США, обнародовавшего документ, автор текста остается анонимным. Оригинальный греческий текст Евангелия, как полагают ученые, был написан группой ранних христиан-гностиков где-то до 180 года нашей эры. После завершения проходящих сейчас исследований древний документ будет передан в Коптский музей в Каире (Египет).

Наталья Елисеева
"Страна.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования